Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 21 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 18.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ декабрь.
Тридцать первый день.

Поуч. 4-ое. На всенощномъ бдѣніи подъ праздникъ Обрѣзанія Господня.

(Ветхозавѣтное обрѣзаніе въ новомъ завѣтѣ замѣнено таинствомъ крещенія).

I. Обрѣзаніе составляло важнѣйшее священнодѣйствіе ветхозавѣтной церкви. Оно установлено свыше, прежде всѣхъ таинствъ. Обрѣзанные вступали въ завѣтъ съ Богомъ, дѣлались членами церкви и имѣли право на полученіе благъ земныхъ и небесныхъ. Напротивъ, необрѣзаннымъ угрожало бѣдствіе и погибель. Необрѣзаннаго, говорилъ Богъ, погубится душа, (Быт. 17, 14).

При установленіи сего великаго священнодѣйствія Богъ подтверждалъ, чтобы чада Авраамовы совершали обрѣзаніе вѣчно, доколѣ это будетъ угодно Богу. И будетъ завѣтъ Мой, говорилъ Богъ, на плоти вашей въ завѣтъ вѣченъ (Быт. 7, 13).

Кто же суть чада Авраамовы, обязанныя совершать надъ собою обрѣзаніе? Чада Авраамовы суть двоякаго рода: одни по плоти, а другія по сходству духа и единству вѣры. Первыя чада суть племя іудейское, разсѣянное по лицу земли; второго рода чада, т.-е. по вѣрѣ, мы, слуш., вѣрующіе въ Господа І. Христа. Таинственное сіе родоначаліе открылъ апостолъ Павелъ. Онъ говоритъ, что Авраамъ есть отецъ всѣхъ вѣрующихъ (Рим. 4, 11) во евангеліе.

Если же мы чада Авраамовы, то почему не совершаемъ обрѣзанія, потомству его заповѣданнаго на вѣки? Не подвергаемся ли мы чрезъ это опасности сдѣлаться нарушителями завѣта Божія, прогнѣвать Верховнаго Законоположника и лишиться спасенія? Нѣтъ, мы не нарушаемъ завѣта, Богомъ постановленнаго. Воля Господня, объявленная отцу вѣрующихъ, въ насъ истинно дѣйствуется. Надъ нами, яко надъ новымъ Израилемъ, дѣйствительно совершается таинственное и богопріятное обрѣзаніе.

II. Какое же это обрѣзаніе? О семъ, воспоминая нынѣ объ обрѣзаніи Господа нашего І. Христа, побесѣдуемъ.

Человѣкъ, по естеству, подобенъ дикому древу. Древа сего рода имѣютъ горькій сокъ и дурные плоды. Таковъ и человѣкъ естественно. Онъ, по выраженію св. писанія, въ беззаконіяхъ зачинается, и во грѣхахъ рождается (Псал. 50, 7). Съ возрастомъ человѣка возрастаютъ и злыя склонности. Ни лѣта мужества, ни образованіе, ни опытность не истребляютъ зла, существующаго въ сердцѣ. Самые лучшіе люди жаловались и жалуются на свирѣпство собственныхъ страстей. Исторія рода человѣческаго есть исторія могущества зла, владычествующаго надъ человѣчествомъ. Міръ весь во злѣ лежитъ (1 Іоан. 5,19), говоритъ одинъ изъ тѣхъ, коимъ Богъ показалъ родъ человѣческій безъ личины, въ настоящемъ его видѣ. Такъ! человѣкъ, по естеству, золъ — дикое древо. Что же дѣлаютъ съ дикимъ древомъ, когда хотятъ его поправить и сдѣлать способнымъ приносить добрые плоды? Обыкновенно, его срѣзываютъ и къ корню прививаютъ вѣтви древа сладкаго и благоплоднаго. Равнымъ образомъ, чтобы и человѣка, по природѣ склоннаго къ злу, поправить и сдѣлать другомъ добродѣтели, нужно истребить его злыя склонности, и на мѣсто нихъ привить къ человѣку склонности добрыя.

Кто же можетъ это сдѣлать, кто можетъ истребить въ человѣкѣ зло и водворить добро? Разсудокъ весьма полезенъ въ этомъ дѣлѣ, но недостаточенъ. Онъ слабъ въ обузданіи собственной воли и худыхъ навыковъ. Его побѣды надъ сильными порывами души такъ же рѣдки, какъ рѣдки цвѣты подъ мрачнымъ небомъ на зимнихъ поляхъ. Въ бурю факелъ погасаетъ, въ страсти разсудокъ помрачается. Въ годину искушеній философъ для другихъ, для себя — младенецъ. Правда, есть сильное врачевство противъ зла; это суть законы. Но и законы только стѣсняютъ зло, а съ корнемъ не истребляютъ его.

Тщетно будемъ искать въ однихъ человѣческихъ силахъ спасительнаго средства, отсѣкающаго въ естественномъ человѣкѣ зло, и прививающаго къ нему добро. Какъ древо дикое не можетъ само собою переродиться; какъ житель Аравіи не въ силахъ черное свое лицо сдѣлать бѣлымъ: такъ и человѣкъ естественный, оставленный самому себѣ, не можетъ истребить въ себѣ зла. Аще премѣнитъ еѳіоплянинъ кожу свою, и вы можете благотворити, научившеся злу (Іерем. 13, 23,), говорилъ Господь Богъ нѣкоторымъ изъ сыновъ Адамлихъ, съ которыми, безъ сомнѣнія, всѣ люди большее или меньшее имѣютъ сходство.

О человѣкъ! сколь ты, по-видимому, силенъ для другихъ, и сколь ты слабъ для себя! На пути суеты ты паришь какъ орелъ, а на стезѣ добродѣтели ты недвижимъ, какъ мертвый трупъ. Ты управляешь громами, уравниваешь горы, заставляешь рѣки перемѣнять теченіе, а въ перемѣнѣ собственной природы — ты слабъ, безъ успѣховъ.

Но невозможная у человѣкъ, возможна суть у Бога (Лук. 18, 27). Богъ, по Своему всемогуществу, премудрости и благости, можетъ разстроенную, худую, оскверненную природу человѣка поправить, улучшить, освятить и содѣлать ее, по выраженію писанія, новою тварію (2 Кор. 5, 17).

Когда же, слуш., совершается сіе священное дѣло нерукотвореннаго обрѣзанія, — когда въ человѣкѣ отсѣкается зло и прививается добро, — когда истребляется въ немъ грѣхъ и водворяется святость воли? Это совершается чрезъ таинство св. крещенія. Ибо въ сей тайнѣ нравственное зло уступаетъ мѣсто добру. Здѣсь Божественная благодать, снисшедши во глубину души, разрушаетъ и созидаетъ, искореняетъ и насаждаетъ, изглаждаетъ и напечатлѣваетъ, умерщвляетъ и живитъ, обнажаетъ и облачаетъ: разрушаетъ жилище сатаны и созидаетъ храмъ, истребляетъ Адамово осужденіе и насаждаетъ Христово оправданіе, изглаждаетъ первородный грѣхъ и напечатлѣваетъ обѣтованное освященіе, умерщвляетъ плотскаго человѣка и оживляетъ духовнаго, обнажаетъ отъ похотей и облекаетъ во Христа, и такимъ образомъ дѣлаетъ человѣка мертвымъ для грѣха, а живымъ для добродѣтели. Аще Христосъ въ васъ, плоть убо мертвагрѣха ради, духъ же живетъ правды ради (Рим. 8, 10), говоритъ апостолъ.

О досточтимое таинство, обновленіе вселенныя, возсозданіе человѣковъ, сколь оно благотворно и утѣшительно для рода нашего! Это зерно, изъ котораго произрастаютъ всѣ добродѣтели христіанскія. Оно побѣждаетъ страсти, торжествуетъ надъ соблазнами міра, воспламеняетъ любовію къ Богу, воодушевляетъ терпѣніемъ на многотрудномъ пути спасенія, подкрѣпляетъ въ изнеможеніи подъ тяжестію креста, врачуетъ язвы души, нанесенныя врагами спасенія, ободряетъ, оживяяетъ радостію о Дусѣ Святѣ. Оно руководствуетъ, оно влечетъ, оно приближаетъ человѣка къ Богу, для полученія побѣднаго вѣнца — блаженнаго безсмертія.

Хотите ли, слуш., видѣть благотворное вліяніе возрожденія на нравственность человѣческую, доказанное самымъ дѣйствіемъ? Воззрите на небо очами вѣры. Тамъ узрите сонмы людей подобострастныхъ намъ, но за побѣду надъ своими страстями нынѣ блаженствующихъ у престола Божія. Это суть благолѣпные плоды, возросшіе и созрѣвшіе подъ животворнымъ дождемъ и благодатною теплотою св. крещенія. Не говорите, что въ небо входятъ и безъ таинства крещенія. Внемлите, что говоритъ І. Христосъ: аще кто не родится водою и Духомъ, не можетъ внити въ царствіе Божіе (Іоан. 3, 5).

Впрочемъ, чтобы сила возрожденія была для человѣка постояннымъ врачевствомъ противъ зла, необходимо быть вѣрнымъ и покорнымъ благодати, пріобрѣтенной въ св. крещеніи. А безъ сего благодать оставляетъ, страсти снова воспламеняются, и погибель неизбѣжна. Аще по плоти живете, писалъ апостолъ Павелъ къ римскимъ христіанамъ, имате умрети (Рим. 8, 13), т.-е. лишитесь благодати возрожденія, обуяете умомъ, развратитесь сердцемъ и низвергнетесь въ бездну погибели.

Но кто, слушат., можеть похвалиться соблюденіемъ даровъ Духа Святаго, полученныхъ въ купели обновленія? Кто не удалилъ отъ себя благодати преступными дѣлами, грѣховными желаніями, нечистыми помыслами?

Возстанемъ, спящіе во грѣхахъ, поищемъ благодати, утраченной нами во мракѣ нерадѣнія, страстей и суеты! Свѣтильникъ къ обрѣтенію сокровища благодати еще въ рукахъ нашихъ. Покаяніе и прочія св. таинства церкви, слезы, воздыханія, молитвы, самообузданіе — вотъ средства, данныя намъ милосердымъ Господомъ, для возвращенія потерянныхъ даровъ неба. Отъ теплоты, отъ дождя оживаетъ посѣченный корень древа и произращаетъ вѣтви: отъ умиленной молитвы, отъ слезъ покаянія корень утраченной благодати даетъ отпрыски и приноситъ плоды.

Но мы, по ограниченности нашего естества, не можемъ вдругъ сдѣлаться святыми. Мы должны восходить къ совершенству постепенно, исподоволь и по времени. Слѣдовательно и для спасенія нашего время нужно. Да оно для того и низпосылается, дабы мы, при невинныхъ земныхъ трудахъ, усовершались въ духѣ, возрастали въ добродѣтели и укрѣплялись во благодати. Кто живетъ для сего, тотъ дѣйствительно живетъ и время употребляетъ во благое; а кто предается порокамъ, прикованъ къ землѣ, не воздыхаетъ о небѣ, тотъ убиваетъ время, убиваетъ и себя.

III. О, да сохранитъ насъ Господь отъ мертвенной жизни чувственной, жизни лишенной утѣшенія спокойной совѣсти и чистоты сердца. Да дастъ намъ Господь, по богатству благости Своея, въ новомъ лѣтѣ возродиться покаяніемъ и содѣлаться новою тварію о Христѣ! Тотъ годъ, въ который мы содѣлаемся новою тварію на земли, будетъ вѣчно памятенъ для насъ на небѣ. Аминь. (Большая часть мыслей для сего поученія заимствованна изъ «Словъ и рѣчей» Іакова, архіеп. нижегородск. и арзамасскаго, часть 1-я, изд. 4-е, 1853 г.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 789-791.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0