Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 26 мая 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ декабрь.
Тридцать первый день.

Поуч. 3-ье. На всенощномъ бдѣніи при наступленіи новаго года.

(Еще одно лѣто!..)

I. При наступленіи новаго года нахожу, братіе, весьма благовременнымъ предложить вашей любви притчу І. Христа о безплодной смоковницѣ.

Глаголаше же І. Христосъ сію притчу: смоковницу имяше нѣкій въ виноградѣ своемъ всаждену: и пріиде ища плода на ней, и не обрѣте. Рече же къ винареви: се третіе лѣто, отнелиже прихожду, ища плода на смоковницѣ сей, и не обрѣтаю: посѣцы ю убо, вскую и землю упражняетъ? Онъ же отвѣщавъ, рече ему: Господи, остави ю и се лѣто, дондеже окопаю окрестъ ея, и осыплю гноемъ. И аще убо сотворитъ плодъ: аще ли же ни, во грядущее посѣчеши ю (Іук. 13, 6—9).

Насталъ, братіе мои, новый годъ.

а) Сколько людей на свѣтѣ, а нѣтъ и двухъ во всемъ похожихъ другъ на друга.

Одинъ подобенъ тому дереву, которое каждый годъ приноситъ плоды и родитъ такъ много, что вѣтви гнутся къ землѣ отъ тяжести сочныхъ, сладкихъ плодовъ: это человѣкъ, который постоянно трудится и умомъ и руками, трудится честно, праведно, заработываетъ себѣ и насущный хлѣбъ, и добрую славу, и служитъ на пользу себѣ и другимъ, своему народу и всѣмъ людямъ.

Другой человѣкъ подобенъ тому дереву, которое хотя и каждый годъ приноситъ плоды, но эти плоды никому не по вкусу: они кислы и горьки; это — тотъ, кто живетъ только для себя одного, а не для другихъ; другой отъ него ничѣмъ не попользуется, — это самолюбецъ.

А иной подобенъ дереву, которое приноситъ плоды хорошіе, но по немногу, рѣдко когда, въ хорошій годъ, появится на немъ какое нибудь яблочко, или груша, а большею частію по многу лѣтъ оно стоитъ безъ плодовъ: это нерадивецъ, который живетъ, какъ говорится, ни для Бога, ни для людей; ему нѣтъ дѣла ни до себя, ни до другихъ; онъ походитъ на манну, которая не хочетъ съ неба спадать.

Но есть люди, подобные и той смоковницѣ, о которой Іисусъ Христосъ сказалъ въ Своей притчѣ, что стояла она среди сада и три года приходилъ къ ней хозяинъ посмотрѣть: не уродилась ли хотя одна смоква на ней, и ничего не находилъ. Это люди, у которыхъ не найдешь ни одного добраго, мудраго дѣла, которые живутъ на свѣтѣ не какъ люди, а какъ безсловесныя животныя; они никогда не думаютъ о душѣ своей, не возносятъ своего сердца къ Богу, не ходятъ въ церковь и дома не молятся; нѣтъ у нихъ ни для кого добраго слова; короче сказать: ихъ жизнь безполезна, и они даромъ занимаютъ мѣсто между людьми.

б) А знаете ли, други, кто тотъ господинъ, который пришелъ въ свой садъ, искалъ плодовъ на смоковницѣ, и когда ничего на ней не нашелъ, то приказалъ срубить ее? — Это Господь Богъ, Отецъ нашъ небесный, а садъ — это міръ сей, а садовникъ — это Спаситель нашъ Іисусъ Христосъ. Господь Богъ не можетъ терпѣть безразсуднаго, злого, грѣшнаго человѣка, который даромъ занимаетъ мѣсто на свѣтѣ. Но Іисусъ Христосъ, содѣлавшись человѣкомъ, смиловался надъ родомъ человѣческимъ грѣшнымъ и просилъ за грѣшниковъ Отца Своего небеснаго, какъ бы говоря: Господи Боже Отче Мой! не наказывай ихъ; не одни они повинны, что стали такими; ихъ такъ воспитали; за ними не смотрѣли, когда они малы были, никто ихъ сердца не согрѣвалъ, никто ихъ ума не просвѣщалъ; они росли какъ росла та смоковница необрытая, неудобренная; ея корни опуталъ густой пырей, вокругъ нея все бурьяномъ поросло; до нея не доходило ни свѣта, ни тепла солнечнаго; никто не очищалъ ея отъ моха и сорной травы, никто ея не подстригалъ, не ходилъ за ней такъ, какъ бы надобно, — вотъ она, эта смоковница, и не могла принести плода. — Такъ и эти люди: они не могли быть лучше, ихъ никто не училъ, не воспитывалъ: они не знали грамотѣ, не умѣли книгъ читать, не знали какой вѣры они, а если и знали какой, то не знали, чего отъ нихъ эта вѣра требуетъ. Но вотъ Я, продолжаетъ вертоградарь — Господь, эту смоковницу окопаю, обложу удобреніемъ, очищу, позабочусь о ней, и она принесетъ плодъ. А если и при этомъ она ничего не уродитъ, то черезъ годъ Я срублю ее...

Какое мудрое поученіе заключается въ этой притчѣ сладчайшаго нашего Господа Іисуса!

II. Вотъ точно такіе и были люди до пришествія Христова, какъ та безплодная смоковница. Но Іисусъ Христосъ явился среди насъ, людей, съ Своимъ Божественнымъ ученіемъ, и училъ, и проникъ до глубины сердецъ людскихъ этимъ ученіемъ, какъ тотъ вертоградарь докопался до корней смоковницы. И вырвалъ Онъ оттуда грѣхъ, какъ садовникъ вырываетъ сорную траву отъ корней, и удобрилъ землю, то есть обновилъ міръ Своимъ закономъ и поливалъ смоковницу не потомъ только Своимъ, но и кровію. Понимаете теперь, братіе, эту притчу, которую такъ прилично вспомнить теперь, при началѣ новаго года?

а) Спроси же каждый самъ себя по совѣсти: не похожъ ли и я на эту смоковницу? Гдѣ плоды прожитыхъ мною лѣтъ? — Не было ихъ совсѣмъ, или хотя и были, но такіе мелкіе, кислые, горькіе, — а вѣдь могли бы быть крупными, сладкими, вкусными! Боже мой! Если бы Ты нынѣ позвалъ меня на судъ и спросилъ: гдѣ плоды моего разума, моего сердца, моихъ чувствъ, моихъ трудовъ? Что сказалъ бы я, не имѣя ихъ, будучи подобенъ безплодной смоковницѣ? — Но я еще живу, еще занимаю мѣсто въ вертоградѣ Твоемъ; еще ходатайствуетъ за меня вертоградарь — Спаситель мой, Іисусъ человѣколюбецъ! Онъ проситъ за меня: Господи, не посѣкай его, потерпи еще единое лѣто!.. Какъ много поучительнаго для насъ на новый годъ въ этомъ словѣ: Господи, еще единое лѣто! Не для святыхъ, праведныхъ, благочестивыхъ это сказано, а для грѣшниковъ, для нечестивцевъ! Имъ грозитъ посѣченіе, подобно той смоковницѣ, значитъ, ихъ жизнь заслуживаетъ вѣчную погибель... О, кайтеся, грѣшные, исправляйте вашу жизнь, приносите плоды вашего покаянія! — Еще одно лѣто!..

б) Упивавшійся виномъ, подумай, сколько трудовыхъ грошей отнялъ ты у твоей доброй, честной семьи ради своей грѣшной привычки? А вотъ Спаситель проситъ за тебя Своего Отца небеснаго: Господи, потерпи ему еще единое лѣто! Онъ покается, вразумится, принесетъ добрые плоды, какъ принесли ихъ многіе, бывшіе прежде пьяницами!

в) Еще единое лѣто! Это о васъ рѣчь, родители, опекуны, хозяева; — вы дали жизнь вашимъ дѣтямъ, или вамъ поручили чужихъ дѣтей, или же у васъ есть прислуга, рабочіе не только на вашемъ хлѣбѣ, но и на вашей совѣсти! Скажите, родители: отчего такъ много злыхъ людей на свѣтѣ? Отчего была безплодна смоковница? Оттого, конечно, что ее посадили, но о ней не заботились, не окапывали корней ея, не удобряли земли, оставили ее безъ всякаго призрѣнія. Вотъ то же самое бываетъ и съ многими—многими дѣтьми. Родители дадутъ имъ жизнь, но гораздо болѣе присматриваютъ за ягненкомъ или теленкомъ, чѣмъ за своимъ дитятею. Съ грѣхомъ пополамъ научатъ его молитвамъ, да и тутъ почти каждое слово перепутаютъ. Въ школу не посылаютъ, если не возьмутъ у нихъ дитя насильно. А дома чему оно научится? Празднымъ и грѣховнымъ забавамъ и браннымъ словамъ, божбѣ и сквернословію. Съ дѣтства ребенокъ умѣетъ уже браниться матернымъ словомъ, и знаетъ множество нечистыхъ словъ, а словъ священныхъ, а мыслей святыхъ и прекрасныхъ, а добрыхъ дѣлъ онъ и не вѣдаетъ! Дѣти ростутъ еще хуже, чѣмъ та смоковница: на той плодовъ не было, но не было и тернія, а наши дѣти иной разъ такъ воспитываются, что похожи на ту дикую ябдоню въ лѣсу, къ которой и не подступишься, кругомъ колючками заросла, а отвѣдаешь яблочка — и не радъ будешь: такъ кисло оно, такая дичь! О, много, много этой дичи есть и среди насъ! И вотъ за васъ, родители, проситъ Отца небеснаго Іисусъ сладчайшій Господь нашъ: еще одно лѣто, Господи! Они покаются, они сами оставятъ свои устарѣлые грѣхи и привычки и не будутъ соблазнять ими дѣтей своихъ. Они позаботятся о просвѣщеніи ихъ свѣтомъ церкви, доброй науки и добрыхъ книгъ. А что говорится о дѣтяхъ, то надо разумѣть и о сиротахъ, и о прислугѣ, о всѣхъ тѣхъ, кто у насъ подъ опекою.

г) Вотъ и вамъ, дѣти, урокъ: не уподобляйтесь сами безплодной смоковницѣ. Не говорите: не пойду въ церковь, въ школу, къ чему мнѣ учиться? Любите науку, какъ сладость какую; бѣгите туда, гдѣ можно достать ее, — только лихой науки избѣгайте, отъ худыхъ обычаевъ отвращайте ваши очи и уши!

III. Чаще читайте, други, эту притчу Христову о безплодной смоковницѣ. Читайте ее: она прекрасна, премудра, и принимайте себѣ къ сердцу слова Спасителя нашего Іисуса Христа, Ему же честь и слава во вѣки, аминь (Сост. по соч. прот. I. Наумовича; сн. Троицк. листокъ № 300).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 787-789.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0