Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 26 мая 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ декабрь.
Тридцать первый день.

Поуч. 2-ое. Наканунѣ новаго года.

(На всенощномъ бдѣніи).
(О молитвѣ и чувствованіяхъ христіанина при наступленіи новаго года).

I. Нынѣ мы торжественно встрѣчаемъ новый годъ, и встрѣчаемъ мы его, какъ слѣдуетъ, по-христіански, — молитвою въ храмѣ Божіемъ.

II. а) Да; есть о чемъ и помолиться нынѣ ко всевышнему Творцу и Богу нашему, съ особеннымъ усердіемъ.

Во-первыхъ, мы должны благодарить Его устами церкви, за всѣ благодѣянія, какія приняли отъ Него въ прошедшемъ году.

Во-вторыхъ, должны мы возсылать Ему хвалу за то, что Онъ, не хотяй смерти грѣшника, но еже обратитися и живу быти ему (Іез. 33, 11), не погубилъ насъ, за наши беззаконія, въ мимошедшемъ лѣтѣ злѣ нами содѣянная, но еще даетъ намъ время къ исправленію многогрѣшной нашей жизни.

И, наконецъ, молить Его усердно со слезами, чтобы Онъ продлилъ къ намъ милости Свои и въ сіе грядущее лѣто, укрѣпивъ насъ въ православной вѣрѣ, подавъ намъ миръ и тишину, твердую, нелицемѣрную любовь и добродѣтельное житіе.

б) Но кромѣ молитвъ благодарственныхъ, хвалебныхъ и просительныхъ, приличныхъ при наступленіи новаго лѣта, христіанинъ долженъ еще проникнуться тѣми чувствованіями, которыя неизбѣжно внушаются ему при обзорѣ минувшаго года и при встрѣчѣ новаго.

Встрѣчая новый годъ, мы всѣ привѣтствуемъ другъ друга «съ новымъ годомъ», всѣ спѣшимъ другъ другу сообщить, и лично и заочно, эту новость, поздравить и знакомыхъ и родныхъ съ какимъ-то «новымъ» небывалымъ «счастіемъ». А гдѣ и въ чемъ причина этой радости? Ужели только въ томъ, что миновался старый годъ и новый наступилъ? Но тутъ еще не видно намъ особенной причины къ шумному, всеобщему веселью. Всѣ мы любимъ обольщаться долгожитіемъ, и рѣдко, очень рѣдко кто желаетъ поскорѣе умереть. А тутъ намъ говорятъ: «съ новымъ годомъ!» Значитъ — старый миновался. Значитъ еще годомъ сократилась наша дорогая жизнь, и безъ того-то скоротечная. Значитъ — еще на годъ ближе подошли мы къ гробу и могилѣ. Что-жъ за радость въ этомъ человѣку грѣшному, которому хотѣлось бы пожить подольше въ этомъ мірѣ, на землѣ? А это выраженіе: «и съ новымъ счастіемъ!» еще больше неумѣстно говорить всѣмъ безъ разбора, при встрѣчѣ новаго года. Если разумѣть подъ этимъ счастіемъ богатство, чины, награды, то много ли такихъ счастливцевъ можно встрѣтить между нами въ этотъ новый годъ? И Богу одному извѣстно, каковъ-то будетъ этотъ новый годъ для каждаго изъ насъ. Вѣдь и въ прошломъ году, перваго января, всѣ мы веселились и всѣ другъ друга поздравляли: «съ новымъ годомъ, съ новымъ счастіемъ!» А между тѣмъ, къ настоящему новому году сколько нашихъ родныхъ и знакомыхъ не стало на свѣтѣ, сколько болѣзней, печали и слезъ потерпѣли иные, и, вмѣсто счастія и богатства, сколько нужды, нищеты появилось у многихъ?.. И это все совершилось и совершается, конечно, за наши тяжкіе грѣхи.

аа) И такъ, чтобы избѣжать намъ въ наступающемъ году новыхъ, тяжкихъ испытаній, для этого должны мы безотчетную мірскую радость умѣритъ покаяніемъ и исправленіемъ. Для того-то и даетъ милосердый Богъ сіе новое лѣто, чтобы мы покаялись.. — Спаситель нѣкогда сказалъ такую притчу, которую весьма полезно вспомнить каждому изъ насъ, при встрѣчѣ новаго года: нѣкто имѣлъ въ виноградникѣ своемъ посаженную смоковницу, и пришелъ искать плода на ней, и не нашелъ. И сказалъ онъ виноградарю: «вотъ уже третій годъ я прихожу искать плода на этой смоковницѣ, и не нахожу его; сруби же это дерево. Зачѣмъ оно напрасно только землю занимаетъ? (На этомъ мѣстѣ можно посадить другое дерево, которое мнѣ будетъ приносить обильные плоды, а это больше никуда негодно, какъ только на дрова; сруби его и брось въ огонь!)» Но садовникъ, умоляя господина, говоритъ ему въ отвѣтъ: господинъ! оставь смоковницу еще хоть на единый годъ. Мнѣ жалко тѣхъ трудовъ, какіе прилагалъ я прежде, для того, чтобъ какъ-нибудь выростить ее. Еще я приложу свое стараніе о томъ, чтобъ какъ-нибудь поправить это дерево посредствомъ новыхъ удобреній. И если новыя и большія о немъ мои заботы, какъ и прежнія, останутся опять напрасными, тогда и ждать, конечно, нечего: срублю его. Потерпи, владыко, пощади! Не принесетъ ли это дерево плода? А если нѣтъ, то въ слѣдующій годъ пусть исполнится надъ нимъ твоя послѣдняя святая воля (Луки 13, 6—9). — Кто не видитъ здѣсь ясно, что въ этой притчѣ подъ безплодною смоковницей нужно разумѣть намъ человѣка грѣшника, котораго щадитъ Господь на этомъ свѣтѣ, ожидая отъ него благихъ плодовъ св. покаянія? И щадитъ Онъ, по ходатайству о немъ предъ Богомъ его ангела-хранителя, равно — какъ и другихъ святыхъ, которые такъ пламенно, усердно молятся о насъ, не только тогда, когда мы сами прибѣгаемъ къ нимъ съ мольбою о нашемъ здравіи и спасеніи, но даже и тогда, когда забываемъ мы объ этомъ, становясь сухими и безплодными, точно дерево худое, которое безъ всякой пользы занимаетъ мѣсто въ вертоградѣ. Но изряднѣе, или болѣе всѣхъ святыхъ, Господь насъ милуетъ предстательствомъ о насъ предъ Нимъ Пречистыя Дѣвы Богородицы, Споручницы и самыхъ грѣшныхъ христіанъ. А кромѣ этихъ, высшихъ и небесныхъ, Богомъ данныхъ намъ хранителей, есть еще у насъ и на землѣ, пока мы живы, и другая благодатная заступница за насъ, — святая церковь православная, которая, чрезъ освященныхъ Богомъ пастырей, возноситъ постоянно теплыя о насъ свои молитвы къ Богу съ принесеніемъ безкровной жертвы и совершеніемъ надъ нами таинствъ покаянія и причащенія.

бб) Но всему свое есть время и своя пора. Каждому изъ насъ въ сей жизни, будетъ ли она святая, или грѣшная, назначенъ свой предѣлъ егоже не прейдеши. Этотъ предѣлъ есть смерть тѣлесная, смерть неизбѣжная и смерть никому изъ насъ неизвѣстная. И что если этотъ новый годъ, который мы съ тобой, собратъ, сегодня встрѣтили такъ радостно, для тебя или меня есть годъ уже послѣдній въ нашей жизни на землѣ?.. При этой мысли поневолѣ призадумаешься. И, вмѣсто радости, или мечты о какомъ-то неизвѣстномъ «новомъ счастіи», когда припомнишь кстати о смоковницѣ, — падешь во прахъ предъ Господомъ со слезами, и скажешь эту краткую сердечную молитву: «пощади меня, Владыко! Подожди губить меня, какъ засохшую, негодную смоковницу, достойную геенскаго огня! Пошли на помощь святаго ангела-хранителя, какъ вѣрнаго наставника. Пусть слезы горькія, обильныя, какъ дождь во время зноя, оросятъ мою засохшую душу! За тяжкіе мои грѣхи я готовъ перенести наказанія здѣсь, только не лиши меня отрады и блаженства тамъ, идѣже нѣсть болѣзнь, ни печаль, ни воздыханіе, но жизнь безконечная!» Вотъ какого обновленія желаетъ намъ святая церковь постоянно, а тѣмъ болѣе въ началѣ новаго года, какъ апостолъ говоритъ: «отложите прежній образъ жизни ветхаго человѣка, тлѣющаго въ похотяхъ прелестныхъ, и обновляйтесь духомъ вашего ума. Отвергнувъ ложь, говорите только правду. Гнѣваясь, не согрѣшайте; солнце да не зайдетъ въ гнѣвѣ вашемъ. Не давайте мѣста діаволу. Кто прежде воровалъ, больше не воруй, а лучше трудись, дѣлая своими руками полезное, а отъ своихъ трудовъ, хотя избытки, удѣляй неимущему. Никогда слова гнилыя (или срамныя) да не исходятъ отъ вашихъ устъ, а только добрыя, для назиданія въ вѣрѣ (и благочестіи). Не оскорбляйте Святаго Духа Божія, Которымъ вы запечатлѣны въ день искупленія. Всякое раздраженіе и ярость, и гнѣвъ, и крикъ, и злорѣчіе со всякою злобою да будутъ удалены отъ васъ. Но будьте другъ ко другу добры, сострадательны, прощайте другъ друга, какъ и Богъ простилъ васъ чрезъ Христа (Ефес. 4, 22—32). Подражайте Богу, какъ чада возлюбленныя, и живите въ любви, какъ и Христосъ насъ возлюбилъ, предавъ Себя за насъ на жертву Богу. А блудъ и всякая нечистота и лихоимство не должны даже именоваться между вами, какъ людьми святыми. Сквернословіе и пустословіе и смѣхотворство не приличны вамъ. Знайте, что никакой блудникъ, или пьяница и лихоимецъ, какъ идолослужитель, царствія небеснаго наслѣдовать не можетъ» (Ефес. 5, 1-5).

III. Братъ мой возлюбленный! Давно мы празднуемъ съ тобою новолѣтія. Каждый годъ иной изъ насъ, или иная, старается къ новому году, для грѣшнаго тѣла, устроить ту или другую обновку. Но украшеніе души, безъ всякаго сомнѣнія, настолько же превосходнѣе тѣла, насколько небо превосходнѣе земли. Отчего же мы съ тобой не позаботимся о томъ, что есть едино на потребу? (Лук. 10, 42). Попросимъ же у Господа съ слезами покаянія — одѣянія души — словами церкви: чертогъ Твой вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды не имамъ да вниду въ онь, просвѣти одѣяніе души моея, Свѣтодавче, и спаси мя! О, Боже милосердый! Пощади насъ, грѣшныхъ, какъ безплодную смоковницу, и въ сіе грядущее, новое лѣто, отврати лице Твое отъ нашихъ беззаконій, въ мимошедшемъ лѣтѣ злѣ нами содѣянныхъ! Очисти сердце наше покаяніемъ и духъ правый обнови въ насъ благодатію Твоею! Аминь. (Сост. по проповѣд. прот.. I. Полисадова).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 784-786.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0