Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 26 iюля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 25.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ декабрь.
Тридцать первый день.

Поуч. 1-ое. Препод. Меланія римлянка.

(Уроки изъ ея жизни: а) воздержаніе, б) благотворительность и в) ревность о спасеніи ближнихъ).

I. Преподобная нынѣ ублажаемая Меланія была внука прославившейся своимъ благочестіемъ Меланіи (старшей, память которой — 8-го іюня), подъ вліяніемъ которой и сама она утвердилась въ благочестіи. Съ дѣтскихъ лѣтъ полюбила она Бога всею душою, не чувствовала никакой привязанности къ міру и не только не превозносилась, но и не дорожила даже преимуществами своего положенія наслѣдницы богатѣйшаго и одного изъ знаменитѣйшихъ родовъ римской имперіи. Замужество также не привлекало ее и только ради послушанія волѣ своихъ родителей вышла она замужъ, когда ей было 14 лѣтъ, за равнаго ей по происхожденію и богатству сына префекта Италіи и Африки — Пиніана.

Потерявъ двухъ дѣтей, Пиніанъ и Меланія приняли это горе свое за указаніе свыше — жить для единаго Бога, и руководясь еще при этомъ наставленіями престарѣлой бабки Меланіи, прибывшей въ это время съ востока для посѣщенія своихъ родственниковъ въ Римѣ, они окончательно измѣнили жизнь свою, стали продавать свои многочисленныя имѣнія и употреблять вырученныя деньги на благотворительныя дѣла, на построеніе храмовъ и монастырей и на выкупъ плѣнныхъ. Сами же проводили жизнь въ полномъ воздержаніи, въ непрерывныхъ трудахъ, занимаясь, между прочимъ, переписываніемъ книгъ, продажею которыхъ увеличивали средства для благотворительности.

Меланія, по смерти своего отца, уединилась въ одномъ изъ своихъ имѣній и предалась молитвенному подвигу въ общеніи съ нѣсколькими благочестивыми дѣвами, между тѣмъ какъ и Пиніанъ, мужъ ея, жилъ въ обществѣ 30-ти отшельниковъ.

Богатѣйшая римлянка жила въ такой тѣсной келліи, въ которой едва можно было встать и повернуться; спала на рогожкѣ не болѣе двухъ часовъ въ сутки; пищу принимала только разъ въ недѣлю; большую часть времени посвящала молитвѣ и изученію свящ. писанія. Св. писаніе она читала даже и тогда, когда что либо делала руками; у ней былъ обычай каждый годъ прочитать три раза всю Библію.

Незадолго до своей кончины Меланія, поѣхавъ въ Константинополь по вызову бывшаго тамъ въ это время дяди ея, «знатнѣйшаго и умнѣйшаго» Волузіана, имѣла утѣшеніе содѣйствовать обращенію его къ вѣрѣ Христовой, между тѣмъ какъ до тѣхъ поръ даже блаженный Августинъ не могъ отклонить его отъ язычества; она же еретиковъ несторіанъ возвращаетъ въ церковь, вѣрныхъ утверждаетъ въ вѣрѣ, лжеучителей посрамляетъ и съ сомнѣвающимися въ вопросахъ вѣры съ утра до вечера бесѣдуетъ о вѣрѣ, ревнуя о спасеніи ближнихъ.

Предъ своею кончиною препод. Меланія еще разъ совершила поклоненіе всѣмъ святымъ мѣстамъ, день Рождества Хр. проведя въ Виѳлеемѣ. Когда же возвратилась въ свою обитель, занемогла и по пріобщеніи свят. тайнъ мирно скончаласъ 31-го декабря 459 г., на 57-мъ году своей преисполненной любви къ Богу и ознаменованной неисчислимыми благодѣяніями людямъ подвижнической жизни. (Ч.-М. дек.).

II. Много поучительныхъ уроковъ представляетъ намъ жизнь преподобной Меланіи римляныни.

а) Поучимся у ней прежде всего ея чудному воздержанію въ пищѣ и питіи. Если мы по примѣру препод. Меланіи не можемъ ограничить употребленіе пищи однажды въ недѣлю, то во всякомъ случаѣ можемъ и должны избѣгать гибельнаго невоздержанія, помня, что пресыщеніемъ отягченное чрево, какъ гиря, виситъ надъ крылами духа и тянетъ его къ землѣ, такъ что при всѣхъ условіяхъ онъ болѣе бьется о землю, нежели возлетаетъ къ небу.

Внемлите же себѣ, да не когда отягчаютъ сердца ваша объяденіемъ и піанствомъ и печальми житейскими, и найдетъ на вы внезапу день той. (Лук. XXI, 34). «Если настоящее назначеніе пищи, говоритъ святитель Филаретъ, митрополитъ московскій, есть поддержаніе и возобновленіе тѣлеснаго состава, который непримѣтнымъ образомъ непрестанно снѣдаетъ тлѣніе; а вкусъ пищѣ и пріятность питію даны, какъ средства для сей цѣли: то каждый кусокъ пищи, сверхъ утоленія голода, снѣдаемый для вкуса, есть доля объяденія; каждый глотокъ питія, послѣ угашенія жажды и послѣ ободренія силъ, употребляемый для пріятности, принадлежитъ къ чашѣ піянства.

Что же суть наши столы, на которыхъ трудно перечесть различные роды пищи, трудно угадать ихъ составъ, трудно упомнить названія различныхъ родовъ питія? Не хитросплетенныя ли сѣти, которыя мы разставляемъ другъ другу, чтобы уловить въ объяденіе, хотя иногда очень тонкое, и въ піянство, хотя по-видимому трезвое? И не примѣтишь, какъ перейдешь отъ яденія къ объяденію, какъ простое употребленіе питія превратится въ піянство. Надобно прилежно смотрѣть за собою. Внемлите себѣ.

Восклонись, несчастный поклонникъ чрева, и если ты не можешь вдругъ выше себя вознести глазъ твоихъ, стань прямо предъ зеркаломъ и посмотри, не написанъ ли на самомъ тебѣ законъ противъ раболѣпства чреву? Не видишь ли, что выше чрева твоего есть грудь, въ которой живетъ сердце, желающее добра, чувствующее любовь; что надъ нею еще возвышается глава, въ которой царствуетъ умъ, созерцающій истину, разумъ, мыслящій о вѣроятностяхъ; что подъ тою и другою, какъ бы подъ небомъ и землею адъ, низвержено темное чрево, не имѣющее ни мыслить, ни желать? Много ли нужно проницанія, чтобы примѣтить, что оно не владычествовать должно надъ высшими областями, но быть въ служеніи, въ порабощеніи, въ презрѣніи? Если, напротивъ, ты стараешься болѣе и болѣе угождать чреву въ томъ, чего оно слѣпо требуетъ, для него желаешь, для него вымышляешь: то берегись, чтобы оно не сдѣлалось сильнѣе и выше головы, и своею безобразною тяжестію не стало стѣснять и подавлять благороднѣйшихъ дѣйствій ума и сердца. Внемлите себѣ, да не когда отягчаютъ сердца ваша объяденіемъ и піянствомъ». (См. проп. Фил. м. моск.).

б) Поревнуемъ, братіе, далѣе, св. Меланіи римляныни въ ея любви къ христіанской благотворительности.

Дѣло благотворительности бѣднымъ, нищимъ, безпріютнымъ высоко цѣнится Господомъ! Онъ вмѣняетъ въ услугу Себѣ Самому то благодѣяніе, которое оказываемъ мы имъ. Онъ благоволитъ называть безпріютныхъ бѣдныхъ — меньшими братіями Своими, — и за временное благодѣяніе имъ на землѣ даруетъ благотворителямъ вѣчное Свое царствіе. Пріидите благословенніи Отца Моего, наслѣдуйте уготованное вамъ царствіе отъ сложенія міра (Матѳ. 25, 34).

Иной можетъ спросить: почему такъ дорого цѣнится Господомъ благотвореніе бѣднымъ, нищимъ, безпріютнымъ? Потому что оно съ одной стороны есть подражаніе безпредѣльной любви Божіей, а съ другой оно необходимо для облегченія участи тѣхъ ближнихъ нашихъ, которые, по неисповѣдимымъ путямъ Промысла, несутъ тяжкое иго бѣдности.

Богъ любы есть (1 Іоан. 4, 8). Всѣ свойства и дѣйствія Божіи суть выраженія и, такъ сказать, облаченія Его любви. И кто усумнится въ этомъ? Развѣ тотъ, кто никогда не размышлялъ ни о мірѣ, ни о себѣ; развѣ тотъ, кто намѣренно смыкаетъ очи свои, чтобы не видѣть всей широты и глубины милостей Божіихъ, проявляемыхъ въ жизни нашей и во всемъ мірѣ. Мы, можно сказать, погружены въ благодѣянія Божіи; любовь Божія объемлетъ насъ со всѣхъ сторонъ, какъ воздухъ, которымъ мы дышимъ. Если такъ, то кто же ближе къ Богу, кто пріятнѣе Ему, какъ не люди уподобляющіеся Ему своею любовію къ тѣмъ, кои преимущественно нуждаются въ ней для своего существованія? Всѣ люди имѣютъ образъ Божій, но дѣйствуютъ по образу Божію только уподобляющіеся Богу христіанскимъ состраданіемъ къ нуждающимся въ помощи, оказывающіе милосердіе къ бѣднымъ и безпріютнымъ, по мѣрѣ своихъ силъ.

Когда обратимъ вниманіе на состояніе бѣдныхъ, нищихъ, безпріютныхъ, — здѣсь откроется для насъ другая свѣтлая сторона благотворительности.

Нуждаться въ насущномъ пропитаніи, не имѣть постояннаго жилища, или, имѣя какое-либо пристанище, терпѣть крайній недостатокъ въ одеждѣ и другихъ житейскихъ потребностяхъ при невозможности собственнымъ трудомъ удовлетворить умъ, — это великое горе. А въ мірѣ сколько людей, бѣдствующихъ отъ разныхъ причинъ! Рядомъ съ богатствомъ, рядомъ съ избыткомъ во всемъ, вы встрѣчаете горькую нужду, которая невольно потрясаетъ ваше сердце.

«Справедливо говорятъ: бѣдность не порокъ; она даже есть добрая школа самоусовершенствованія. Но справедливо и то, что крайняя бѣдность нерѣдко ведетъ къ порокамъ. У многихъ ли достанетъ силы воли выдерживать великую нужду во всемъ съ христіанскимъ терпѣніемъ, и безропотно нести крестъ свой до могилы? Не встрѣчаемъ ли мы людей, которые отъ безпріютности рѣшаются на преступленія, о какихъ въ лучшемъ состояніи они никогда и не подумали бы? Не видимъ ли, что лишенные средствъ къ жизни нерѣдко впадаютъ въ отчаяніе и рѣшаются на ужасныя злодѣянія? Дайте имъ во время руку помощи, предоставьте занятія, которыя доставили бы имъ способъ къ предотвращенію лишеній въ существенныхъ потребностяхъ, развейте въ нихъ сознаніе нравственнаго долга, укажите имъ путь къ честному труду, — и вы сдѣлаете изъ нихъ честныхъ тружениковъ и полезныхъ членовъ общества. Вы исполняете тѣмъ долгъ любви христіанской, безъ которой всѣ добродѣтели ваши ничтожны». (См. «Слова и рѣчи» Леонтія, архіепис. варшавск. т. 1)

в) Станемъ наконецъ, братіе, подражать св. Меланіи римляныни въ ея ревности о спасеніи ближнихъ.

Наше время и въ особенности наше отечество, въ которомъ появилось столько отпавшихъ отъ истинной церкви раскольниковъ и сектантовъ, представляетъ для этого широкое поприще. Жатвы много, но дѣлателей мало. Нельзя быть равнодушнымъ истинному христіанину, проникнутому св. евангельскою любовію, при видѣ вѣчной гибели его ближнихъ. Онъ и жизнію своею, и словомъ своимъ, и перомъ своимъ долженъ содѣйствовать обращенію заблудшихъ своихъ собратій на путь истины, помогая тѣмъ и пастырямъ церкви, которые не всегда и не вездѣ могутъ сами поражать ложь и заблужденіе, занятые часто неотложными дѣлами своей пастырской дѣятельности въ указанномъ имъ мѣстѣ.

Если бы всѣ православные христіане помнили слово апостола: созидайте кійждо ближняго своего, т.-е. заботьтесь каждый о спасеніи ближняго (1 Кор. X. 33) и слово св. I. Златоустаго, что если они «и вся исправятъ, а ближняго не пользуютъ, то не войдутъ въ царство небесное» (на 1-е Кор. X. 33), и слово блаженнаго Ѳеофилакта, что «хощетъ Богъ, да всякъ наставляетъ и созидаетъ другого» то не было бы среди православныхъ христіанъ столькихъ прельщенныхъ ересями и разными ихъ ученіями. Мыслимо ли волнамъ моря не разбиться о гранитную скалу? И можетъ ли не развѣяться прахъ, гонимый вѣтромъ? А враги наши, въ сравненіи со всѣми нами, и подлинно не болѣе, какъ волны предъ скалою и прахъ предъ лицемъ вѣтра. И такъ, не замедлимъ, а поспѣшимъ всѣ мы на помощь церкви и выйдемъ въ срѣтеніе нашимъ врагамъ. Призовемъ на помощь благодать Божію и мы несомнѣнно побѣдимъ ихъ. А, побѣдивши, содѣлаемъ великую радость на небесахъ, а сами получимъ ту награду, которую Господь обѣщаетъ побѣдителямъ. Побѣждающему, говоритъ Онъ, дамъ сѣсти со Мною на престолѣ Моемъ (Апок. III. 21).

III. Молитвами препод. Меланіи, украшенной воздержаніемъ, благотвореніями, ревностію о спасеніи ближнихъ и др. христ. добродѣтелями, да подастъ намъ Господь благодатныя силы на всякое дѣло благое и богоугодное! (Свящ. Гр. Дьяченко).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 782-784.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0