Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 28 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ декабрь.
Тридцатый день.

Поуч. 3-ье. Св. муч. Анисія.

(О духовной радости христіанина во время его жизни и при смерти).

I. Въ день св. муч. Анисіи, добровольно изъ любви къ Богу и ближнимъ отказавшейся отъ богатства и всѣхъ земныхъ удовольствій, посвятившей себя на служеніе всѣмъ бѣднымъ и несчастнымъ и бывшей тѣмъ не менѣе истинно счастливой въ христіанскомъ значеніи этого слова вслѣдствіе испытываемой ею въ сердцѣ духовной радости, прилично будетъ побесѣдовать съ вами, возлюбл. братіе, о духовной радости христіанина при жизни его и при смерти. Внѣ всякаго сомнѣнія, что у христіанина есть неизсякаемый источникъ духовной радости, которая не имѣетъ ничего общаго съ радостію земной, мірской, которая у огромнаго большинства людей неразрывно связывается съ богатствомъ, почестями и разными мірскими удовольствіями, часто суетными и даже нечистыми. Духовная радость христіанина происходитъ отъ благодати Св. Духа, сообщающейся чрезъ усердную молитву, таинства церкви и благочестивую жизнь въ духѣ христіанской вѣры, надежды и любви къ Богу и ближнимъ. Никакія скорби и бѣдствія, гоненія, страданія и даже самая смерть не въ состояніи отнять того благодатнаго Христова утѣшенія, о которомъ говоритъ ап. Павелъ: «по мѣрѣ, какъ умножаются страданія Христовы, умножается Христомъ и утѣшеніе наше». (2 Кор. 1, 5). Не только человѣкъ душевный, не пріемлющій, яже Духа Божія суть, неспособенъ понять величіе духовной радости, но и люди духовные, на самихъ себѣ испытавшіе ея дѣйствіе, съ трудомъ находятъ слова для изъясненія ея предъ невѣдущими.

II. а) Послушаемъ, какъ изображаетъ преподобный Макарій египетскій на основаніи, конечно, собственнаго опыта ту духовную радость, какую испытываютъ во время жизни св. христіане, причастники благодати Св. Духа. «Отъ видимыхъ наслажденій въ мірѣ займемъ образы, чтобы сими подобіями отчасти показать, какъ благодать дѣйствуетъ въ душѣ таковыхъ (праведниковъ). Иногда они бываютъ возвеселены, какъ бы на царской вечери, и радуются радостію и веселіемъ неизглаголаннымъ. Въ иной часъ бываютъ, какъ невѣста, божественнымъ покоемъ упокоеваемая въ сообществѣ съ женихомъ своимъ. Иногда же, какъ безплотные ангелы, находясь еще въ тѣлѣ, чувствуютъ въ себѣ такую же легкость и окрыленность. Иногда же бываютъ какъ бы въ упоеніи питіемъ, возвеселяемые Духомъ, въ упоеніи божественными духовными тайнами» (О сокровищѣ христ. гл. 7). Другой богомудрый мужъ такъ говоритъ о душѣ въ состояніи духовной радости: «душа пламенѣетъ въ семъ состояніи» (Діадохъ, Хр. чт. 1872, ч. 28, § 13) и «съ неизъяснимою радостію и любовію стремится тогда выйти изъ тѣла и отойти ко Господу и какъ бы не знать сей временной жизниа. (Тамъ же, § 91). Къ этимъ чертамъ, изображающимъ возвышенное состояніе духовной радости избранныхъ Божіихъ, надлежитъ присовокупить и то, что, находясь въ семъ состояніи, они становятся не только равнодушными къ благамъ и удовольствіямъ міра, но и недоступными страху внѣшнихъ скорбей, лишеній и страданій. Чего, напримѣръ, не дѣлали съ христіанскими мучениками? Ихъ разлучали съ родными, лишали гражданскихъ правъ, безчестили, терзали въ тысячахъ пытокъ, и умерщвляли самымъ ужаснымъ и поноснымъ образомъ. Но чѣмъ глубже, такъ сказать, погружались они въ страданія за Господа, тѣмъ обильнѣе пріобщались мира Христова, превосходящаго всякій умъ, тѣмъ совершеннѣе была ихъ радость о Господѣ. Каждый изъ нихъ могъ сказать о себѣ съ апостоломъ: якоже избыточествуютъ страданія Христовы въ насъ, тако Христомъ избыточествуетъ и утѣшеніе наше (2 Кор. 1, 5). Радость мучениковъ, возвышавшая ихъ надъ всѣми ужасами мученій и позора, выражалась въ восклицаніяхъ, въ хвалебныхъ пѣснопѣніяхъ Богу и въ цвѣтущемъ лицѣ. Она исполняла ихъ такимъ одушевленіемъ, что какъ бы въ чуждомъ, а не въ собственномъ тѣлѣ они страдади.

Таково возвышенное состояніе радости о Господѣ, свойственное избраннымъ Божіимъ. Но благодать Божія готова всѣхъ любящихъ Господа содѣлать причастниками своихъ радостей въ той мѣрѣ, въ какой вмѣстить кто можетъ: да возрадуются и возвеселятся о Тебѣ вси ищущіи Тебе, Боже (Пс. 69, 4). (См. «Душ. чт.» 1884 г., сентябрь).

Будемъ только молиться о дарованіи намъ благодати Св. Духа, будемъ жить свято, будемъ достойны приступать къ святымъ таинствамъ, будемъ возгрѣвать въ себѣ этотъ духъ вѣры, надежды и любви христіанина — и мы испытаемъ ту же духовную радость, которую испытывали и всѣ св. мученики и праведники, которые даже въ часъ смерти радовались.

б) Теперь посмотримъ, братіе, на св. христіанина передъ его смертію, чтобы видѣть какъ не оставляетъ его и здѣсь та духовная радость, которая, какъ явный знакъ обитавшей въ немъ благодати Св. Духа, была присуща его душѣ во время его жизни, воодушевляя его на всѣ великіе подвиги христіанской любви и утѣшая его во всѣхъ скорбяхъ его земной жизни. Посмотримъ на св. угодниковъ Божіихъ въ минуту ихъ смерти.

Св. Игнатій Богоносецъ, осужденный на страданія, говоритъ: «прекрасно мнѣ закатиться отъ міра къ Богу, чтобы въ немъ мнѣ возсіять... Пустите меня къ чистому свѣту: явившись туда, я буду человѣкомъ Божіимъ». (Пис. мужей апост. въ рус. перев. прот. П. Преображенскаго, стр. 404, 407).

Преподобный Сисой прожилъ въ пустынѣ шестьдесятъ лѣтъ. О его кончинѣ разсказываютъ слѣдующее. Лежа на смертномъ одрѣ, преподобный вдругъ озарился какъ бы особеннымъ свѣтомъ и сказалъ: «вотъ явился авва Антоній». Чрезъ нѣсколько времени онъ прибавилъ: «вотъ ликъ пророческій, вотъ ликъ апостольскій». Лице его становилось все свѣтлѣе и свѣтлѣе. Наконецъ онъ произнесъ: «вотъ явился І. Христосъ и говоритъ: «принесите Мнѣ изъ пустыни сосудъ избранный». Съ этими словами преподобный скончался. Это было около 429 г. («Ч.-М.» 6 іюля).

Препод. Пафнутій боровскій лежалъ на смертномъ одрѣ и въ ожиданіи блаженной. кончины пѣлъ погребальныя пѣсни до той самой минуты, пока смерть не сомкнула устъ его. («Ч.-М.» 1 мая).

Весело было Аѳанасію аѳонскому сомкнуть глаза на вѣки съ послѣдними словами радости: «слава Тебѣ, Боже, слава Тебѣ, Боже». (Тамъ же 5 іюля).

Радостно было препод. Даніилу столпнику привѣтствовать пришедшихъ за нимъ пророковъ, апостоловъ, мучениковъ и другихъ святыхъ. (Тамъ же 11 дек.), и препод. Нифонту зрѣть въ минуту кончины не только всѣхъ небожителей, но и самую Пречистую Матерь Божію. (Тамъ же 23 дек.).

Весело было и препод. Макарію египетскому разстаться съ жизнію въ присутствіи ангеловъ и сказать: «Господи! въ руцѣ Твои предаю духъ мой». (Тамъ же 19 янв.). Какъ имъ было не радоваться?.. Кончились для нихъ дни въ юдоли плача и воздыханій и открывается обитель свѣта и радости; кончилось время, наступаетъ вѣчность; кончились подвиги и труды, предлежатъ вѣнцы и награды; кончилась брань, наступаетъ миръ... Замѣчательно: многіе больные предъ смертію, находясь въ безсознательномъ или полусознательномъ состояніи, торопливо собираются какъ будто куда-то въ путь: то натягиваютъ на себя одежду, стараясь какъ будто встать съ постели и итти куда-то, то въ бреду прямо просятся и рвутся куда-то домой. (См. кн. «Утѣш. въ смерти», еп. Гермогена, изд. 7, стр. 30).

III. Да сподобитъ и насъ Господь по неизреченному Своему милосердію этой духовной радости и при жизни и въ часъ смерти. (Свящ. Гр. Дьяченко).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 780-781.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0