Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 23 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 28.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ декабрь.
Тридцатый день.

Поуч. 2-ое. Св. мученица Анисія.

(О средствахъ развить и укрѣпить въ своей душѣ духовную радость).

I. Святая, нынѣ прославляемая, мученица Анисія, была родомъ изъ города Солуни, въ Греціи. Она была одарена всѣми земными благами. Родители ея были добры, благочестивы и очень богаты, они воспитывали ее съ возможнымъ стараніемъ, и она съ самаго дѣтства возлюбила Бога болѣе всего въ мірѣ, съ радостію изучала законъ Его, усердно старалась исполнять Его волю. Разумъ и красота ея были необыкновенны: она быстро успѣвала во всѣхъ наукахъ и родители не могли нарадоваться на дочь свою.

Но еще въ ранней молодости Анисія испытала тяжкое горе: она лишилась добрыхъ родителей своихъ. По смерти ихъ, она осталась единственною наслѣдницею огромнаго имѣнія. Досталось ей несмѣтное количество всякаго богатства: селъ, денегъ, утвари золотой и серебряной, многоцѣнныхъ одеждъ, украшенныхъ золотомъ и жемчугомъ. Но это богатство не столько радовало Анисію, сколько устрашало ее. Она знала, что въ богатствѣ много искушеній, что оно часто возбуждаетъ въ человѣкѣ гордость и тщеславіе, что легко удаляетъ отъ Бога. Боясь всѣхъ этихъ искушеній, Анисія безпрестанно молила Господа о помощи, просила Его наставить ее, дабы она употребила дарованное богатство на пользу, а не на пагубу души своей, и наконецъ рѣшилась раздать все бѣднымъ. Продавая имущество свое, она не сама назначила всему цѣну, а сказала купцу: «помни, что продается достояніе нищихъ и убогихъ, и потому дай за это цѣну, какую слѣдуетъ, ибо Господь любитъ справедливость и воздаетъ по справедливости».

Продавъ имущество свое, Анисія стала раздавать деньги бѣднымъ; она посѣщала больницы и тюрьмы, принося несчастнымъ щедрое вспомоществованіе и несказанно радуясь, когда ей удавалось сдѣлать больше добра. Но не однѣми деньгами помогала Анисія: она ходила за больными, давала имъ лѣкарства, перевязывала раны ихъ, служила имъ съ усердіемъ и любовію. Раздавъ богатство свое, она сама стала жить въ крайней нищетѣ, ни мало не скорбя по поводу своей бѣдности, проводя дни въ работѣ, а ночи въ молитвѣ. Въ этой добровольной нищетѣ, среди лишеній всякаго рода, безъ сомнѣнія, она чувствовала болѣе радости душевной, нежели многіе богатые въ пышныхъ чертогахъ своихъ, ибо не богатство составляетъ счастіе человѣка, но спокойная совѣсть, внутренній миръ и твердая христіанская надежда на полученіе жизни блаженной за гробомъ.

Въ это время было ужасное гоненіе на христіанъ, такъ что убившій христіанина не считался даже по закону виновнымъ въ убійствѣ. Однажды Анисія, шедши въ церковь, замѣтила на улицѣ необычайное волненіе; въ этотъ день язычники совершали какой-то идольскій праздникъ. Одинъ воинъ, увидя Анисію, закричалъ ей, чтобы она остановилась, ибо хотѣлъ принудить ее принести жертву идолу. Испуганная дѣвица перекрестилась; воинъ опять закричалъ ей: «кто ты и куда идешь?» — «Я раба Христова и иду въ церковь», кротко отвѣчала Анисія. — «Не пущу тебя, сказалъ воинъ, принеси жертву богамъ нашимъ», и затѣмъ онъ схватилъ ее, чтобы вести въ храмъ. Анисія. сопротивлялась; тогда онъ вынулъ мечъ свой и, ударивъ ее, убилъ до смерти. Сами язычники укоряли его за жестокосердіе, видя убіенную невинную юную дѣвицу. Христіане съ благоговѣніемъ похоронили ее.

II. Жизнь св. муч. Анисіи, добровольно отказавшейся отъ богатства и земныхъ радостей и бывшей тѣмъ не менѣе счастливой, наводитъ насъ, братіе мои возлюбленные, на мысль, что для христіанина есть неизсякаемый источникъ духовной радости, которая не имѣетъ ничего общаго съ радостію земною, мірской, которая у большинства людей неразрывно связывается съ обиліемъ земныхъ благъ. Гдѣ же источникъ духовной радости христіанина? Какія средства содѣйствуютъ къ возрастанію въ душѣ христіанина духовной радости, дѣлающей его и среди нищеты и среди изнурительныхъ трудовъ счастливымъ? Средствъ найти въ своей душѣ эту неземную радость христіанина много и почти всѣ они въ рукахъ каждаго изъ насъ.

а) Во-первыхъ, нужно твердо вѣровать, что за этой кратковременной жизнію, полной всякаго рода скорбей и болѣзней, наступитъ жизнь столь блаженная, столь счастливая, что нѣтъ словъ на языкѣ человѣческомъ пересказать о томъ, что Богъ уготовалъ любящимъ Его, т. е. свято живущимъ христіанамъ въ духѣ живой любви къ Богу и ближнимъ.

Всѣ святые, при всѣхъ скорбяхъ своей жизни, при всѣхъ нуждахъ и лишеніяхъ во всемъ, почитали себя самыми счастливыми при одномъ представленіи этой блаженной радости.

Таковъ былъ, напр., Андрей Христа ради юродивый, которому въ утѣшеніе было даже показано въ чувственномъ видѣ изображеніе райской жизни.

Вотъ вкратцѣ разсказъ о томъ, что видѣлъ и слышалъ въ своемъ восхищеніи въ раю блаженный Андрей. «Я видѣлъ, говоритъ онъ, въ раю много садовъ съ высокими деревьями; они, колеблясь своими вѣтвями, чрезвычайно услаждали зрѣніе, и великое благоуханіе разливалось отъ ихъ вѣтвей. Одни изъ деревьевъ непрестанно цвѣли, а другія были украшены златовидными листьями; иныя были обременены различными плодами неизреченной красоты. Нельзя уподобить древъ райскихъ ни одному дереву земному, самому красивому, ибо Божія рука насадила ихъ, а не человѣческая. Въ этихъ садахъ было безчисленное множество птицъ; однѣ изъ нихъ имѣли крылья золотыя, другія, подобно снѣгу, бѣлыя; иныя были испещрены различными цвѣтами. Эти птицы пѣли такъ прекрасно, что отъ пріятнаго пѣнія ихъ я доходилъ до самозабвенія, и мнѣ казалось, что голосъ пѣнія ихъ былъ слышенъ на самой небесной высотѣ. Такъ услаждалось сердце мое!.. Наконецъ, я узрѣлъ Господа моего, сѣдящаго на высокомъ и превознесенномъ престолѣ; серафимы стояли окрестъ Его. Онъ былъ облеченъ въ багряную ризу, лицо Его было пресвѣтло, Онъ взиралъ на меня милостиво. Узрѣвъ Господа, я въ невыразимомъ волненіи духа палъ предъ Нимъ ницъ и поклонился пресвѣтлому и страшному престолу славы Его. О! здѣсь уста нѣмѣютъ, языкъ отказывается выражать духовные предметы, духовную радость въ чувственныхъ видахъ. Какая радость и восторгъ объяли сердце мое отъ видѣнія лица Его, — изъяснить нельзя, такъ что и нынѣ, воспоминая объ этомъ видѣніи, исполняюсь неизреченной радости!» (Ч. М.).

Вотъ и другой примѣръ духовной радости и ея благотворнаго вліянія, услаждающаго всѣ скорби жизни. По увѣренію Палладія еленопольскаго въ обители аввы Аполлоса было братій до пятисотъ, и они всѣ всегда радовались несмотря на великія пустынныя лишенія, и радовались такою радостію, что никто здѣсь на землѣ не укажетъ такой радости и веселія тѣлеснаго. Между ними никого не было скучнаго и печальнаго, а авва Аполлосъ обычно говаривалъ: «не должно на пути спасенія скорбѣть тѣмъ, которые имѣютъ наслѣдовать царство небесное; пусть стенаютъ язычники, пусть плачутъ іудеи, пусть скорбятъ грѣшники, а идущіе правымъ путемъ должны радоваться» (Лавсаикъ, 47, стр. 168, сн. кн. «Толкованіе посланія къ галатамъ», еп. Ѳеофана, Москва, 1875 г., стр. 381).

б) Второе средство низвести въ свою душу духовную радость состоитъ въ молитвѣ. Какъ благоговѣйное возношеніе ума и сердца къ Богу, она поставляетъ молящагося прямо лицу Божію; но если, ставъ противъ солнца, нельзя не озариться свѣтомъ и не чувствовать теплоты, – тѣмъ паче свѣтъ и теплота духовные суть непосредственное слѣдствіе молитвы.

в) Чтеніе или слушаніе слова Божія, особенно новозавѣтнаго, есть также сильное средство къ возбужденію радости о Господѣ. Спаситель не напрасно призывалъ къ Себѣ труждающихся и обремененныхъ, обѣщая имъ успокоеніе или радость. Радость сію Онъ не взялъ съ Собою на небо, а оставилъ ее въ евангеліи, духъ котораго есть духъ мира, успокоенія и отрады.

г) Таинства церкви, особенно исповѣдь и причащеніе, производятъ также радостотворное дѣйствіе на душу. Слагая съ себя тяжесть грѣховъ посредствомъ исповѣди, душа испытываетъ сладостное чувство легкости и бодрости, которое еще болѣе возвышается чрезъ принятіе тѣла и крови Господа.

д) Собесѣдованіе съ людьми богатыми христіанскимъ духомъ и имѣющими помазаніе отъ Святаго Духа можетъ также сдѣлать насъ причастниками той духовной радости, какою они сами исполнены. Вотъ почему мы видимъ, что многіе міряне съ такою любовію и радостію притекаютъ въ обители и пустыни, гдѣ живутъ иноки — старцы, богатые христіанскимъ духомъ, сильные христіанскою вѣрою, надеждою и любовію, и такъ услаждаются бесѣдами съ этими благочестивыми старцами, что свиданія съ ними и бесѣды ихъ никогда не забываютъ во всю свою жизнь.

е) Душа, любящая Господа, можетъ обильно почерпать ее также въ размышленіи о совершенствахъ Божіихъ, о дѣлахъ могущества, премудрости и благости Божіей въ твореніи, промышленіи и искупленіи, о частныхъ благодѣяніяхъ во времени и утѣшительныхъ обѣтованіяхъ, относящихся къ вѣчности. (См. «Душ. чт.» за 1884 г. сент.).

III. Да сподобитъ же насъ Господь по молитвамъ св. муч. Анисіи воспользоваться указанными здѣсь средствами къ развитію и укрѣпленію въ себѣ столь спасительной духовной радости, которая можетъ усладить всѣ скорби и бѣдствія земной жизни! (Свящ. Гр. Дьяченко).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 778-780.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0