Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 28 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 27.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ декабрь.
Тридцатый день.

Поуч. 1-ое. Препод. Зотикъ сиротопитатель.

(Что значитъ призрѣть сироту?)

I. Препод. Зотикъ, память коего св. церковь нынѣ совершаетъ, въ сонмѣ святыхъ отличенъ особеннымъ наименованіемъ сиротопитателя, потому что, благоугождая Богу всѣми добродѣтелями, обязательно требуемыми закономъ Божіимъ отъ всякаго, ищущаго своего спасенія, преподобный особенно посвятилъ себя на служеніе сиротамъ, для которыхъ былъ истиннымъ отцемъ и питателемъ. Препод. Зотикъ жилъ въ 4 вѣкѣ по Р. Хр., сначала въ Римѣ, потомъ переселился въ Константинополь. Онъ былъ извѣстенъ императору Константину Великому, отъ котораго неоднократно получалъ денежныя средства на благотворительныя дѣла. Обладая самъ значительнымъ богатствомъ преподобный Зотикъ отвергъ это богатство и всѣ мірскія суетныя почести, предстоявшія ему на служебномъ поприщѣ, принялъ санъ пресвитера и поставилъ себѣ задачею служить бѣднымъ — сиротамъ и вдовамъ. Домъ свой въ Константинополѣ онъ открылъ для всѣхъ безпріютныхъ, укрывая ихъ отъ зноя и холода и помогая всѣми возможными средствами въ ихъ горькой нуждѣ. Такъ препод. Зотикъ въ теченіе своей жизни много отеръ горькихъ слезъ, много упокоилъ и спасъ отъ душевной и тѣлесной гибели бѣдныхъ и сирыхъ. За то и увѣнчалъ его Господь вѣнцемъ небесной славы и вѣчнаго блаженства, удостоивъ мученически окончить свою жизнь за обличеніе ереси Арія при императорѣ Констанціи. (См. Ч. Мин. дек.).

II. По примѣру св. Зотика сиротопитателя будемъ и мы, братія, заботиться о призрѣніи сиротъ, тѣмъ болѣе, что на это есть прямое повелѣніе слова Божія. Въ новомъ завѣтѣ попеченіе о вдовахъ и сиротахъ поставляется первымъ важнѣйшимъ дѣломъ вѣры и благочестія христіанскаго. «Чистое и непорочное благочестіе предъ Богомъ, говоритъ св. ап. Іаковъ, есть то, чтобы посѣщать сирыхъ и вдовицъ въ ихъ скорбяхъ» (Іак. 1. 27).

Но что значитъ призрѣть сироту?

а) Призрѣть сироту значитъ поставить его въ возможность самому пріобрѣтать необходимыя средства жизни, — сдѣлать его способнымъ къ честной и полезной дѣятельности. Нѣтъ для сироты теплоты любви матерней, которая согрѣла бы сердце его и возбудила бы въ немъ святыя чувства любви къ Богу и ближнему, кротости и терпѣнія, скромности и цѣломудрія, милосердія и состраданія, — оживила бы и вдохновила бы его духомъ вѣры и упованія на Бога, духомъ молитвы и преданности волѣ Божіей. Дайте же вы, призрѣвшіе сироту, почувствовать ему сладость и теплоту материнской и вообще родительской любви со всѣми неисчислимыми благотворными послѣдствіями для религіозно-нравственнаго воспитанія и истинно-христіанской жизни его. Если вы не дадите умереть сиротѣ съ голоду и холоду: одинъ подастъ ему хлѣба, другой — какую-нибудь одежду, третій — какую-нибудь монету, то вы еще далеко не призрѣли сироту. Къ чему послужатъ сиротѣ эти случайныя, безучастныя, какъ бы вынужденныя назойливостію просящаго, ваши подаянія? Легкій способъ пріобрѣтенія выпрашиваніемъ не пріучитъ ли его къ лѣности, праздности, тунеядству и безстыдству? Если милостыня обильна, не послужитъ ли она поводомъ къ легкомысленной и безполезной тратѣ, къ невоздержанію, разгулу и распутству? Если, напротивъ, милостыня скудна, не разовьется ли у него страсть восполнять ее кражею или другими безчестными средствами? Не такъ ли именно образуется въ нашихъ обществахъ большая часть тѣхъ несчастныхъ, которыми наполняются наши темницы? Святое дѣло — подать милостыню просящему, но дороже всего поставить нуждающагося въ такое положеніе, чтобы онъ самъ былъ въ состояніи удовлетворять своимъ нуждамъ и не имѣлъ бы горькой необходимости выпрашивать подаянія у другихъ, что бываетъ иногда тяжелѣе и горче, чѣмъ терпѣть нужду и горе. Доброе дѣло — накормить алчущаго, или одѣть нагого; но, безъ сомнѣнія, лучше и полезнѣе достигнуть того, чтобы и тотъ и другой могли и умѣли сами снискать пищу и одежду, не имѣя необходимости толкаться въ двери домовъ, злоупотреблять святѣйшимъ именемъ Христовымъ. Если бы наша благотворительность приняла навсегда это истинно христіанское направленіе, если бы общее сочувствіе, особенно къ сиротствующимъ, всегда выражалось въ этой истинно братской помощи; тогда безродный сирота не одичалъ бы, не развратился бы, не сдѣлался бы гнилымъ и вреднымъ членомъ общества, въ тягость себѣ и другимъ; тогда безпріютный юноша не предался бы праздности и распутству и не сдѣлался бы язвою общества, а былъ бы дѣятельнымъ и полезнымъ его членомъ. Итакъ, призрѣніе сироты — съ цѣлію его воспитанія — вотъ истинно доброе и святое дѣло! Вотъ истинно христіанскій подвигъ, который возлагаетъ на насъ Самъ Господь Богъ нашъ! Тебѣ оставленъ есть нищій, сиру ты буди помощникъ, такъ говоритъ Онъ съ неба каждому изъ насъ.

б) Что значитъ, далѣе, призрѣть сироту? Значитъ замѣнить ему его родителей, его родного отца и матерь. Можно ли-жъ достигнуть сего безъ нѣжной, родственной любви къ нему? Какъ ни ласкайте сироту, но если въ вашимъ ласкахъ не искрится истинная, неподдѣльная любовь, — отъ нихъ повѣетъ холодомъ, и юное, нѣжное, воспріимчивое сердце дитяти ощутить этотъ холодъ. Какія ни давайте мудрыя наставленія юному питомцу своему, но если не звучатъ они искреннею, сердечною любовію и не затронутъ нѣжныхъ струнъ юнаго сердца, то пролетятъ мимо ушей его, проскользнутъ по поверхности души его я забудутся скорѣе, чѣмъ вы успѣете ихъ кончить. Тогда воздаяніемъ за всѣ труды ваши будетъ развѣ одна учтивая, но не сердечная благодарность, тѣмъ паче не вознесется о васъ теплая, сердечная молитва къ Богу, не упадетъ горячая слеза благодарности предъ Отцемъ небеснымъ, — весь трудъ вашъ останется безплоднымъ. Напротивъ, воодушевитесь искреннею христіанскою любовію къ малымъ симъ. Тогда нѣжное сердце дитяти привлечется, какъ магнитомъ, къ вашему сердцу, покорится совершенно вашему вліянію, прильнетъ къ вамъ своею горячею любовію. Ваши совѣты и наставленія углубятся въ душѣ его, укоренятся въ сердцѣ его, выростутъ и принесутъ добрые плоды, будутъ всегда охранять его отъ заблужденій и пороковъ. Но пусть бури жизни и возвѣютъ на него тлетворнымъ дыханіемъ, возмутятъ его душу и сердце нечистыми страстями и увлекутъ на погибельный путь порока, — и тогда воспоминаніе о любви вашей пробудитъ его совѣсть, смягчитъ его сердце, исторгнетъ изъ груди его тяжелый вздохъ сокрушенія, извлечетъ изъ очей его слезу разкаянія Мало ли есть примѣровъ, что одно воспоминаніе о доброй, любящей матери приводило самыхъ закоренѣлыхъ злодѣевъ къ раскаянію? О, какая эта драгоцѣнная заслуга предъ человѣчествомъ! Какое это поистинѣ святое дѣло любви и вмѣстѣ драгоцѣннѣйшая награда любви!

в) Что значитъ, наконецъ, призрѣть сироту? Значитъ сохранить въ душѣ его благодать св. крещенія, развить, направить и пріучить къ правильной дѣятельности всѣ силы души и тѣла его, запечатлѣнныя печатію дара Духа Святаго; значитъ возрастить отроча въ истиннаго христіанина, сына церкви Христовой, въ человѣка Божія, на всякое дѣло благое уготованное. Здѣсь уже, благочестивые воспитатели сиротъ, вы становитесь служителями не природы, а благодати Божіей; замѣняете для сироты не земныхъ его родителей, а Отца небеснаго, Который, ввѣряя вамъ усыновленныхъ Ему во св. крещеніи чадъ Своихъ, обѣщаетъ и подаетъ въ помощь вамъ Свою божественную благодать; заступаете мѣсто небесной ихъ Матери, пресвятой и преблагословенной Царицы небесе и земли, Которая, избравъ васъ въ сотрудники Себѣ, ввѣряетъ вашему храненію то, что есть драгоцѣннѣйшаго на землѣ нашей, — омытое и освященное кровію Сына Ея дитя христіанское. Чувствуете ли всю высоту призванія вашего, все величіе служенія вашего въ царствѣ Божіемъ, всю славу уготованнаго вамъ воздаянія и всю тяжесть отвѣта предъ судомъ Божіимъ за малыхъ сихъ? Нѣсть воля предъ Отцемъ Моимъ, да погибнетъ единъ отъ малыхъ сихъ, говоритъ Господь нашъ І. Христосъ. Блюдите же, да не презрите единаго отъ малыхъ сихъ. Если нашими заботами и попеченіями сохранятся они для царства Божія, если, по крайней мѣрѣ, изъ своихъ рукъ предадите ихъ въ руки Промысла Божія, въ среду общества христіанскаго, чистыми и непорочными, на всякое благое дѣло уготованными; то съ какимъ свѣтлымъ и радостнымъ лицемъ предстанете престолу Божію и скажете: се азъ и дѣти, яже ми далъ еси, Господи! (См. Полное собр. проп. Дим. архіеп. херс. т.ІІ.).

III. Какими сокровищами и наградами не воздастъ вамъ Отецъ небесный за малыхъ сихъ! Какою честію не почтитъ васъ Сынъ Божій во царствіи Своемъ! Какими радостями небесными не утѣшитъ васъ пресвятая Матерь Божія! Съ какою радостію срѣтятъ васъ, обымутъ васъ и введутъ въ селенія небесныя св. ангелы малыхъ сихъ, которые видятъ ваши заботы и попеченія о нихъ, читаютъ въ сердцѣ вашемъ христіанскую любовь къ нимъ и сами съ любовію готовы помогать вамъ! (Сост. по указ. источ.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 775-777.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0