Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 17 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ декабрь.
Двадцать девятый день.

Поуч. 2-ое. Преподобный Маркеллъ.

(Совѣты о томъ, какъ подавать милостыню).

I. Преподобный Маркеллъ, память коего нынѣ, еще съ юныхъ лѣтъ началъ подвизаться въ монастырѣ близъ города Ефеса. Онъ питался отъ трудовъ рукъ своихъ, дни проводилъ въ переписываніи книгъ, ночи — въ молитвѣ; лишь небольшую часть добытыхъ трудомъ средствъ онъ употреблялъ на себя, остальное отдавалъ неимущимъ. Живя близъ Ефеса, услыхалъ онъ однажды, что въ Константинополѣ есть «обитель неусыпающихъ», основанная подвижникомъ Александромъ; эта обитель получила такое наименованіе потому, что богослуженіе совершалось въ ней непрерывно, день и ночь. Маркеллъ отправился въ Константинополь и вступилъ въ число иноковъ ея. По смерти Александра братія избрали Маркелла въ игумена обители, и онъ перенесъ обитель въ Виѳинію (въ Малой Азіи). Внутренній порядокъ въ обители, точное исполненіе иноческаго устава, безукоризненное поведеніе братіи — все это поставило обитель неусыпающихъ весьма высоко въ мнѣніи окрестныхъ жителей. Если въ какомъ либо монастырѣ той страны умиралъ настоятель, на его мѣсто избирали обыкновенно инока изъ обители преподобнаго Маркелла. Многіе язычники были обращены Маркелломъ къ христіанству. За свою святую жизнь преподобный получилъ отъ Бога даръ предвѣдѣнія и исцѣленій. Такъ, однажды три епископа, избавившись отъ плѣна, посѣтили обитель. Преподобный приказалъ эконому дать имъ десять серебряныхъ монетъ. Экономъ пожалѣлъ и далъ только три. Это не укрылось отъ Маркелла, и онъ снова подтвердилъ эконому, что слѣдуетъ отдать всѣ десять. Экономъ опять не послушался и хотя добавилъ, но все же утаилъ одну монету. Вскорѣ послѣ того въ обитель пришелъ благочестивый мужъ и пожертвовалъ девяносто серебряныхъ монетъ на нужды братіи. Тогда Маркеллъ призвалъ эконома и сказалъ ему: «ты утаилъ одну монету, а Господь за то лишилъ нашу обитель десяти: этотъ человѣкъ хотѣлъ сначала пожертвовать сто монетъ, но по изволенію Божію пожертвовалъ только девяносто». Экономъ упалъ къ ногамъ настоятеля и слезно просилъ прощенія, которое и получилъ; а жертвователь дивился прозорливости преподобнаго.

II. Изъ разсказаннаго событія мы можемъ извлечь для себя слѣдующія наставленія:

а) Когда мы оказываемъ какое нибудь благотвореніе ближнему, помогаемъ бѣднымъ или подаемъ милостыню нищимъ, мы должны это дѣлать охотно, во имя Господа, отъ Котораго мы все получили, что ни имѣемъ; должны дѣлать это съ добрымъ расположеніемъ, искренно желая помочь ближнему, чтобы, сколько можемъ, облегчить нужду ближняго, и тѣмъ исполнить заповѣдь Господа, повелѣвающаго дѣлать другимъ то же, чего мы желали бы и самимъ себѣ. Такъ заповѣдуетъ и апостолъ: кійждо якоже изволеніе имать сердцемъ, не отъ скорби, не отъ нужды. «Каждый удѣляй по расположенію сердца», изъ любви къ ближнему, ради Бога, «не съ огорченіемъ и не съ принужденіемъ».

б) Вотъ еще правило для дѣлающихъ добро ближнимъ: не съ огорченіемъ и не съ принужденіемъ. Оказывая благотвореніе ближнему, надобно наблюдать за собою, чтобы дѣлать добро ближнимъ съ любовію, показывая свое доброе расположеніе ласковыми словами и веселымъ видомъ лица, и всячески остерегаться того, чтобы, дѣлая добро ближнему, не питать въ душѣ чувства гнѣва, досады, нерасположенія или презрѣнія къ ближнимъ, и не показывать своего внутренняго нерасположенія мрачнымъ или печальнымъ видомъ или словами, оскорбительными для ближняго.

Должно подавать милостыню не съ огорченіемъ и не съ принужденіемъ. А съ огорченіемъ и съ принужденіемъ дѣлаютъ добро ближнимъ или подаютъ милостыню нищимъ обыкновенно такіе люди, которые не питаютъ въ душѣ искренней любви къ ближнимъ, и не имѣютъ усердія помогать нуждамъ ближнихъ, а питаютъ въ себѣ пристрастіе къ корысти, или преданы страсти роскоши и любятъ употреблять данныя отъ Бога земныя блага на удовлетвореніе своихъ порочныхъ желаній и страстей. А когда подаютъ милостыню или помогаютъ бѣдному, то дѣлаютъ это неохотно, съ принужденіемъ себя, чтобы соблюсти приличіе, или избавиться отъ докукъ бѣдныхъ просителей, или по другимъ какимъ житейскимъ разсчетамъ, но не ради Бога, и не изъ любви къ ближнимъ. Премудрый сынъ Сираховъ даетъ такое наставленіе: окомъ благимъ прослави Господа, и не умали отъ начатка рукъ твоихъ; во всякомъ даяніи весело имѣй лице твое (Сирах. 35, 7. 8).

Доброхотна бо дателя любитъ Богъ, присовокупилъ апостолъ. «Доброхотно дающаго любитъ Богъ»: это всегда мы должны держать въ памяти, чтобы, что ни дѣлаемъ для ближнихъ, какую помощь ни оказываемъ другимъ въ ихъ нуждахъ, всегда дѣлать это охотно, съ любовію, помышляя, что такого благотворенія требуетъ отъ насъ Богъ, и къ такому благотворенію благоволитъ Богъ.

в) Никто не думай, будто, подавая посильную помощь бѣднымъ, самъ подающій будетъ терпѣть нужду, или мало-по-малу самъ останется ни съ чѣмъ. Премудрый говоритъ: милуяй нищаго, самъ препитается; отъ своихъ бо хлѣбовъ даде убогому (Притч. 22, 10). Внушая быть милостивыми къ ближнимъ, святый ап. Павелъ увѣряетъ христіанъ, что всеблагій Богъ, по Своей премудрости и благости, не допуститъ ихъ до бѣдности и нищеты. «Богъ силенъ», говоритъ онъ, «обогатить васъ всякою благодатію», всякими необходимыми вамъ дарами, «чтобы вы, всегда и во всемъ имѣя всякое довольство, были богаты на всякое доброе дѣло» (2 Кор. IX 8), чтобы вы, обладая въ довольствѣ внѣшними благами, имѣя расположеніе и ревность къ добру, оказывали помощь бѣднымъ ближнимъ и преуспѣвали въ христіанскихъ добродѣтеляхъ. И эту истину подтверждаетъ апостолъ свидѣтельствомъ псалма: якоже есть писано: расточи, даде убогимъ; правда же его пребываетъ во вѣкъ вѣка (2 Кор. 9, 9; Псал. 111, 9). «Праведникъ расточилъ, раздалъ нищимъ; но правда его пребываетъ во вѣкъ». Благотворительность его не прекращается, но при благословеніи Божіемъ продолжается чрезъ всю жизнь праведника, и правда его переходитъ въ вѣчность, отворяя входъ праведнику въ царство небесное.

III. Братія! Подавайте милостыню щедро, чтобы получить и щедрую награду отъ Господа. Подавайте милостыню и оказывайте всякія возможныя для васъ благотворенія ближнимъ охотно, съ любовію, а не съ огорченіемъ или съ принужденіемъ: ибо доброхотно дающаго любитъ Богъ. Въ благотвореніяхъ ближнимъ подражайте Богу, по заповѣди Господней: будите милосерди, якоже и Отець вашъ милосердъ есть. Подкрѣпляйте себя въ добродѣтели благотворенія ожиданіемъ милости отъ Господа, по Его обѣтованію: блажени милостивіи; яко тіи помиловани будутъ (Матѳ. 5, 7). Аминь. (Сост. по «Проповѣд.» Евсевія, архіеп. могилев. т. I, изд. 1870 г.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 774-775.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0