Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 24 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ декабрь.
Двадцать девятый день.

Поуч. 1-ое. Свят. младенцы, въ числѣ 14,000 Христа ради избіенные.

(Уроки изъ этого событія: а) нужно избѣгать ослѣпленія страстей, при которыхъ человѣкъ доходитъ до ужасныхъ преступленій; б) дѣти должны цѣнить слезы своихъ родителей и почитать ихъ).

I. Нынѣ память свв. 14,000 младенцевъ, Христа ради избіенныхъ. Когда царь іудейскій Иродъ сильно разгнѣвался на волхвовъ, приходившихъ поклониться Божественному Младенцу, по указанію звѣзды Его, приведшей ихъ съ востока, и не возвратившихся къ Ироду съ извѣщеніемъ о Младенцѣ, но по бывшему имъ во снѣ откровенію «инымъ путемъ отошедшихъ въ страну свою», то «послалъ онъ избить всѣхъ младенцевъ въ Виѳлеемѣ и во всѣхъ предѣлахъ его, отъ двухъ лѣтъ и ниже, по времени, которое вывѣдалъ отъ волхвовъ и,желая такимъ образомъ истребить въ числѣ другихъ и новорожденнаго «Царя іудейскаго», возвѣщеннаго ему волхвами.

И тогда сбылось реченное черезъ пророка Іеремію, который говоритъ: «гласъ въ Рамѣ слышенъ, плачъ и рыданіе и вопль великій; Рахиль плачетъ о дѣтяхъ своихъ и не хочетъ утѣшиться, ибо ихъ нѣтъ»... (Іерем. XXXI, 15).

Этихъ-то младенцевъ, Христа ради избіенныхъ, бывшихъ «начатками христіанскихъ мучениковъ», и прославляетъ святая церковь съ древнѣйшихъ временъ.

II. Размыслимъ, братіе, о столь печальномъ событіи и извлечемъ изъ него назидательные для себя уроки.

а) Первый урокъ тотъ, что въ ослѣпленіи страстей, чему подверженъ былъ жестокій и властолюбивый Иродъ и отъ чего всячески нужно хранить себя, можно совершить ужасныя злодѣянія.

Трудно было бы повѣрить, братіе, что Иродъ, царь іудейскій, совершилъ такое страшное злодѣяніе, если бы оно но подтверждалось не только евангельскою, но даже языческою исторіею. Какъ онъ могъ рѣшиться на такой поступокъ? Волхвы или мудрецы востока, руководимые чудною звѣздою, приходятъ во Іерусалимъ и спрашиваютъ: гдѣ есть рождейся Царъ іудейскій: видѣхомъ бо звѣзду его на востоцѣ (Мѳ. 2; 2). Вопросъ смущаетъ Ирода и весь Іерусалимъ, ожидавшій тогда пришествія Мессіи. Первосвященники и книжники іудейскіе, къ которымъ обратился Иродъ о мѣстѣ рожденія Христа, отвѣчали, что по предсказанію одного изъ пророковъ Христосъ долженъ родиться въ Виѳлеемѣ. Всли бы Иродъ могъ сколько-нибудь разсуждать здраво: онъ понялъ бы, что тутъ совершается что-то сверхъ-естественное. Эта необыкновенная звѣзда, указывающая родившагося Младенца, это древнее пророчество о мѣстѣ рожденія Его ясно свидѣтельствовали, что здѣсь дѣйствуетъ непосредственно Самъ Богъ. А что можно сдѣлать противъ всемогущаго Бога? Но Иродъ не разсуждаетъ, Иродъ слѣпотствуетъ: онъ рѣшается на борьбу съ Богомъ, рѣшается погубить Богомладенца.

Изъ-за чего все это? Изъ одного опасенія, что родившійся Христосъ можетъ лишить его — Ирода — царскаго престола во Іудеѣ. Но Христосъ еще младенецъ, и много пройдетъ времени, пока Онъ возрастетъ; а Иродъ уже старъ, и можетъ умереть гораздо прежде, какъ дѣйствительно и случилось.

Да притомъ Іудея находилась тогда подъ владычествомъ римлянъ, Иродъ, царствовалъ въ ней, какъ намѣстникъ римскаго императора. Чего же было опасаться Ироду, если бы даже вся Іудея возстала противъ него, объявивъ своимъ царемъ Младенца — Христа? Что могла сдѣлать горсть іудеевъ противъ непобѣдимыхъ тогда римлянъ? Но Иродъ не разсуждаетъ и слѣпотствуетъ: онъ рѣшается погубить Богомладенца. Какъ же онъ замышляетъ исполнить свое намѣреніе? Сначала онъ думалъ совершить это обманомъ, тайно: онъ проситъ волхвовъ возвратиться къ нему изъ Виѳлеема во Іерусалимъ и разсказать, гдѣ они найдутъ Христа, обѣщаясь и самъ сходить будто бы на поклоненіе новорожденному Царю іудейскому. Но когда волхвы, вразумленные свыше, не возвратились во Іерусалимъ: тогда Иродъ не колеблется дѣйствовать открыто. Онъ даетъ повелѣніе умертвить всѣхъ младенцевъ, имѣющихъ не болѣе двухъ лѣтъ, въ Виѳлеемѣ и во всѣхъ его окрестностяхъ, надѣясь такимъ образомъ умертвить и Христа — Младенца. Страшное преступленіе совершено: четырнадцать тысячъ невинныхъ жертвъ пало, а цѣль Ирода не достигнута: Богомладенецъ спасенъ чудеснымъ бѣгствомъ во Египетъ.

Видите, братіе, какъ ослѣпляютъ человѣка страсти и дѣлаютъ его безразсуднымъ, а иногда и безчеловѣчнымъ! Научимся же побѣждать свои страсти или, по выраженію св. апостола, распинать свою плоть со страстьми и похотьми (Гал. 5, 24). Не дадимъ имъ усиливаться въ насъ до того, чтобы они возобладали надъ нами и увлекали насъ по своему слѣпому произволу. Будемъ слезно просить помощи свыше въ часы искушеній. Будемъ заботиться, чтобы даже въ минуты тяжкихъ искушеній сохранялся въ насъ разсудокъ и освѣщалъ намъ ту бездну, въ которую мы готовы устремиться: отъ многихъ паденій и злодѣяній мы удержались бы, если-бы при искушеніяхъ умѣли возвышаться мыслію, умѣли опомниться и осмотрѣться.

б) Второй урокъ, который мы извлекаемъ изъ евангельскаго повѣствованія объ избіеніи 14,000 виѳлеемскихъ младенцевъ, состоитъ въ томъ, что дѣти должны цѣнить слезы своихъ матерей и вообще любовь къ себѣ родителей.

Льются по повелѣнію жестокаго Ирода ручьи неповинной крови младенческой, текутъ горькія слезы. «Гласъ въ Рамѣ слышанъ, плачъ и рыданіе, и вопль великій; Рахиль плачетъ о дѣтяхъ своихъ, и не хочетъ утѣшиться, ибо ихъ нѣтъ» (Матѳ. 3, 18). А больше всѣхъ плачутъ матери осиротѣвшія!

Кто можетъ жалѣть дитя такъ, какъ жалѣетъ родная мать? Іаиръ просилъ Господа исцѣлить его умершую дочь, и Господь воскресилъ ее, жалѣя отца. А вдовица наинская, у которой несли хоронить единственнаго сына, уже и не просила Его. Господь безъ просьбы воскресилъ его. «Не плачь!» видно горьки материнскія слезы!

А такъ ли, братіе, дѣти любятъ своихъ матерей! Такъ ли поятъ, кормятъ, одѣваютъ и ласкаютъ свою мать старуху, какъ она холила ихъ, когда они были безпомощными младенцами? На этотъ вопросъ страшно и стыдно отвѣчать. Бываютъ, правда, рѣдкіе, но ужасные случаи, что сынъ едва успѣетъ достигнуть зрѣлаго возраста, уже забываетъ отца своего и матерь, и знать ихъ не хочетъ. Сынъ напьется пьяный — на выговоры матери отвѣчаетъ дерзостями, ругаетъ браннымъ словомъ — это ее, свою родительницу, свою няньку, свою кормилицу, своего дорогого, своего милаго друга! Какъ на это поворотится у него языкъ!

Бываетъ, какъ слышно, — иной пьяный извергъ поднимаетъ руку на мать... И надо дивиться долготерпѣнію Божію, если эта рука не отвалится, если громъ небесный не грянетъ, если земля живьемъ не проглотитъ нечестивца! Но видно Господь ждетъ отъ нихъ покаянія, хотя иногда страшно караетъ нераскаянныхъ, то ужасною и мгновенною болѣзнію, то внезапною смертію, то какими-либо неожиданными бѣдствіями.

Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будетъ, — заповѣдано въ ветхомъ завѣтѣ. Иже злословитъ отца своего или матерь, смертію да умретъ, предписываетъ св. пророкъ Моисей. Положимъ нынче это не исполняется, но вѣдь на судѣ Божіемъ все, все вспомянется! Матерь Божія, Заступница рода христіанскаго, не заступится за тѣхъ, которые огорчили мать свою. Господь І. Христосъ, праведный Судія, Который, и умирая на крестѣ, заботился о Матери Своей, съ гнѣвомъ изречетъ имъ: идите отъ Мене проклятіи во огнь вѣчный. (Сост. свящ. Г. Д—ко по Слов. Макарія, митр. москов. т. II, съ дополн.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 772-774.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0