Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 16 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 3.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ декабрь.
Двадцать восьмой день.

Св. мученики, сожженные въ Никомидіи въ числѣ 20,000.

(О средствахъ противъ ужасовъ смерти).

I. Когда императоръ Максиміанъ, желавшій искоренить вѣру Христову, узналъ, что множество христіанъ собралось въ обширномъ никомидійскомъ храмѣ, въ навечеріи праздника Рождества, то велѣлъ окружить храмъ. Христіанамъ предложили: или умереть, или принести жертву идоламъ, но они отвѣчали, что не боятся смертм. Тогда онъ приказалъ зажечь храмъ, и всѣ бывшіе въ храмѣ христіане, числомъ 20,000, мучениками скончались въ огнѣ. Это было въ 302 г. по Р. Хр.

II. Вотъ какъ древніе христіане не боялись смерти! вотъ какъ всѣ они, числомъ 20,000, съ радостью приняли огненную смерть, чтобы только не разлучаться со Христомъ и не лишиться вѣчной жизни.

Братіе-христіане! Размыслимъ, какъ, какими средствами можно достигнуть столь блаженнаго состоянія древнихъ христіанъ не бояться смерти.

а) Первое средство противъ ужасовъ смерти есть благочестивая жизнь, какою безъ сомнѣнія отличались первенствующіе христіане. И въ продолженіе жизни тяжело бываетъ, когда совѣсть живо представитъ какую-либо обиду, нанесенную ближнему, но стократъ тяжелѣе должно быть это при смерти, когда совѣсть сама дѣлается несравненно живѣе и чище. Угасающій взоръ, по необходимости, ищетъ тогда, на чемъ бы успокоиться: судите же, каково должно быть это успокоеніе, когда ему представится цѣлый рядъ жертвъ собственной жестокости, или лукавства! И не это ли тѣ ужасные призраки, кои нерѣдко мучатъ умирающихъ явленіемъ своимъ? Мы привыкли изъяснять ихъ мученія страданіями тѣла: но тѣло ли всему виною? Ахъ, какъ иное, совершенно иное услышали бы мы отъ многихъ умирающихъ, если бы языку ихъ, связанному узами смерти, дано было разрѣшиться и проглаголать намъ ужасную истину! Страданія тѣла бывали и у людей праведныхъ; но душа ихъ отходила ко Господу въ мирѣ; — почему? Не потому ли, что жила съ Господомъ въ мирѣ? Не оттого ли, что совѣсть у нихъ, будучи совершенно мирна, умиротворяла и тѣло, а душа, будучи свободна отъ тяжестей грѣховныхъ, потому самому удобно возносилась надъ землею и парила къ небу? — Какова жизнь, такова и смерть!

б) Второе надежнѣйшее средство противъ ужасовъ смерти есть любовь къ Богу. Не трудно угадать, какъ дѣйствуетъ это средство и въ чемъ его сила. Посмотрите на сына, любящаго отца и долго бывшаго въ разлукѣ съ нимъ! Онъ готовъ перенести все, чтобы возвратиться въ домъ отеческій; не взираетъ при этомъ ни на ярость волнъ морскихъ, ни на высоту горъ, ни на другія опасности. Такъ и человѣкъ, любящій своего Господа, съ радостію спѣшитъ въ двери гроба, несмотря на тѣсноту и мрачность ихъ; ибо знаетъ, что это единственный путь къ возврату въ домъ отеческій. А безъ этой любви къ Отцу небесному, безъ этой дѣтской привязанности къ горнему отечеству, переходъ въ другой міръ, по необходимости, долженъ быть тяжелъ и непріятенъ. Какъ съ миромъ итти туда, куда не хотѣли бы итти вѣчно? Какъ явиться предъ Того Бога, Который всю жизнь былъ или забываемъ, или оскорбляемъ? — Въ такомъ случаѣ умирающій грѣшникъ подобенъ рабу, который пойманъ въ бѣгствѣ и насильно возвращается предъ своего владыку. Можно ли тутъ не трепетать и не мучиться душею?

в) Третье средство противъ ужасовъ смерти есть живая вѣра въ Искупителя. — Худо, братіе, очень худо безъ вѣры и въ продолженіе жизни; но стократъ хуже при смерти. Во время жизни многое, по-видимому, можетъ замѣнять вѣру, и, къ сожалѣнію, замѣняетъ для многихъ; но при смерти, увы, ничто не замѣнитъ ее! — Минуты смерти, явно, суть самыя важныя и рѣшительныя: можно ли положиться тогда на самихъ себя, на свое мужество, на свою мудрость, даже на самую добродѣтель? — Тутъ мы исчезаемъ для міра и міръ для насъ; тутъ преставленіе свѣта для каждаго, страшный судъ для каждаго! Посему нужна и помощь высшая, всемогущая; нуженъ не ходатай, не ангелъ, но Самъ Господь. Только Его имени слушаетъ небо и земля, только предъ Нимъ трепещетъ адъ и всѣ духи злобы, — посему только съ живою вѣрою въ Него мы можемъ пройти въ мирѣ ужасную бездну тлѣнія и непреткновенно изыти въ свободу чадъ Божіихъ.

г) Четвертая причина, устраняющая ужасы смерти, есть дары Св. Духа, преподававшіеся умершему въ таинствахъ св. церкви. Не трудно понять дѣйствіе и этой причины. Какъ ангелу смерти отягчить руку свою надъ тѣмъ, въ комъ зритъ Духа Божія? — И вѣяніе прохладнаго воздуха облегчаетъ страданія болящаго: и дыханіе устъ матери или друга услаждаетъ томленія лежащаго на одрѣ смерти: какого же облегченія не можетъ произвести благодатное вѣяніе Духа Божія? — И можетъ ли онъ не осѣнять, въ минуты смерти, душу, которая была вѣрною ему въ продолженіе своея жизни? — О, блаженны, стократъ блаженны мертвіи, умирающіе такимъ образомъ о Господѣ! Самъ Духъ глаголетъ, что они почіютъ отъ трудовъ своихъ (Апок. 14, 13). —

И такое блаженство, братіе, можно сказать, безъ всякаго съ нашей стороны усилія доставалось бы каждому изъ насъ, если бы мы сами не лишали себя его. Ибо, при всей важности даровъ Святаго Духа, благодать Его низводится въ душу каждаго изъ насъ при самомъ началѣ жизни нашей — въ таинствѣ крещенія. Въ то же время, въ таинствѣ мѵропомазанія, мы видимо печатлѣемся печатію Св. Духа. И въ продолженіе жизни, во всѣхъ прочихъ таинствахъ, молитвами церкви и пастырей ея, пріемлемъ благодать Духа. Такимъ образомъ мы христіане всѣ отъ рожденія Духоносцы, и посему самому имѣемъ въ себѣ великое средство противъ страховъ смерти. Отчего же большею частію трепещемъ ея? Оттого, что, безъ елея благихъ мыслей и делъ, огнь Святаго Духа скоро угасаетъ въ насъ отъ дуновенія страстей, а печать избавленія меркнетъ и изглаждается въ душѣ отъ прираженія къ ней волнъ житейскаго моря; — оттого, что мы преисполнены духомъ міра, который и въ продолженіе жизни нашей часто обращается въ вихрь и мятетъ насъ, какъ прахъ и стебліе, а при смерти тѣмъ паче не можетъ не разражаться бурнымъ дыханіемъ, сотрясающимъ весь бренный составъ нашъ.

д) Послѣднимъ напутіемъ во время смерти, прогоняющимъ ужасы ея, есть духовное созерцаніе І. Христа предъ смертію. Любяй Мя возлюбленъ будетъ Отцемъ Моимъ, и Азъ возлюблю его, и явлюся ему Самъ (Іоан. 14, 21), говоритъ Господь. Что можетъ быть яснѣе, опредѣленнѣе и рѣшительнѣе этого обѣтованія? Люби Господа — и увидишь Господа! Какимъ образомъ является Онъ любящимъ Его, этого ни я не могу сказать, ни тебѣ не нужно знать заранѣе: это тайна Являющагося, которую открываетъ Онъ Самъ при посѣщеніи Своемъ. Но то несомнѣнно, что, узрѣвъ Его — ты забудешь вся красная міра, съ радостію поспѣшишь къ Нему, въ обитель Отца Его, хотя бы тебѣ досталось итти туда путемъ крестнымъ. О, Господь умѣетъ влечь за Собою (Пѣсн. 1, 3)! Свидѣтели всѣ святые Божіи человѣки, кои, узрѣвъ въ своей душѣ Господа, шли на смерть, какъ женихъ идетъ на бракъ.

Чтобы для однихъ — достойныхъ ознаменовать, а для другихъ — менѣе способныхъ замѣнить это невидимое явленіе Свое, Господь является у одра почти каждаго болящаго и видимо — въ тѣлѣ и крови Своей. Хотя бы этимъ Богоявленіемъ мы умѣли пользоваться! Хотя бы здѣсь спѣшили принимать Господа и озариться свѣтомъ лица Его, прежде нежели померкнетъ свѣтъ въ очахъ, — отверзали для Него уста и сердце, прежде нежели онѣ заключатся навсегда болѣзнію! — А то что бываетъ? — Смотрятъ на священника, несущаго чашу жизни, какъ на ангела смерти, и потому стараются, какъ можно долѣе, не видѣть его! — Пріемлютъ тѣло и кровь Господа, когда уже не могутъ принимать ничего, и такимъ образомъ не срѣтаютъ, а можно сказать претыкаются о своего Спасителя! — О Господи, не здѣсь ли Ты по сему самому лежишь наипаче на паденіе многихъ во Израили и въ знаменіе пререкаемо (Лук. 1, 35)? — Въ такое знаменіе, о коемъ никакъ нельзя съ увѣренностію сказать, во что служитъ оно пріемлющимъ его, — въ жизнь вѣчную, или въ судъ и осужденіе? — Подлинно, тутъ открываются оть многихъ сердецъ помышленія (Лук. 2, 35); видно бываетъ, какова была жизнь, и чего надобно ожидать по смерти!..

III. Итакъ, кто хочетъ безбоязненной кончины живота будь праведенъ, благочестивъ, вѣруй въ Искупителя, не угашай, а если погубилъ, стяжи Духа, и старайся удостоиться лицезрѣнія Спасителя. Аминь. (Сост. по проповѣд. Иннокентія, архіеп. херсонскаго, т. I, стр. 211—6).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 770-772.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0