Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 11 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ декабрь.
Двадцать седьмой день.

Святый первомученикъ Стефанъ.

(Уроки изъ его жизни: а) терпѣніе въ страданіяхъ и б) любовь ко врагамъ).

I. Св. архидіаконъ Стефанъ, память коего совершается нынѣ, былъ первымъ изъ семи діаконовъ, (почему и называется архидіакономъ), назначенныхъ апостолами для попеченія о бѣдныхъ; онъ былъ исполненъ благодати и духовной силы, и совершалъ великія чудеса и знаменія въ народѣ, обращая къ вѣрѣ въ І. Христа. Нѣкоторые изъ іудеевъ вознегодовали за это на Стефана, и вступили въ споръ съ нимъ; но не могли противостоять мудрости и Духу, которымъ онъ говорилъ. Тогда они возмутили народъ, схватили Стефана, привели его на судилище и представили ложныхъ свидѣтелей, которые говорили, будто Стефанъ произноситъ хульныя слова на св. храмъ и на законъ. Всѣ, сидѣвшіе на судилищѣ, смотря на Стефана, увидѣли лицо его, какъ лицо ангела. Стефанъ защищался въ одушевленной рѣчи и смѣло упрекалъ іудеевъ въ невѣріи и грѣхахъ. Когда іудеи выслушали эту рѣчь, то возмутились и заскрежетали зубами своими. Стефанъ же, исполненный Свят. Духа, воззрѣлъ на небо, увидѣлъ славу Божію и Іисуса, стоящаго одесную Бога, и сказалъ: «вотъ я вижу небеса отверстыя и Сына человѣческаго, стоящаго одесную Бога». Эти слова привели іудеевъ въ такую ярость, что они закричали громкимъ голосомъ, затыкали уши свои, и единодушно устремились на Стефана. Затѣмъ вывели его за городъ и стали бросать въ него каменьями. Между тѣмъ онъ молился за враговъ и послѣднія слова его были: «Господи, не постави имъ сего во грѣхъ!» Онъ первый изъ христіанъ пострадалъ за вѣру, а потому и получилъ прозваніе первомученика.

II. Видите, братія, какъ жестоко поступили іудеи съ невиннымъ первомучен. Стефаномъ. Онъ былъ вѣрный рабъ Іисусовъ, мужъ исполненный вѣры и духовной силы, другъ бѣдныхъ, и совершалъ многія чудеса и знаменія въ народѣ: и этого было достаточно, чтобы на него вознегодовали, чтобы его преслѣдовали и убили

а) И какъ терпѣливо онъ перенесъ страданія! Не смотря на несправедливыя обвиненія и побіеніе камнями, онъ нисколько не теряетъ душевнаго спокойствія, мужества и терпѣнія. Почему? Потому что онъ взиралъ на Іисуса, Который также невинно претерпѣлъ смерть, — онъ помышлялъ о наградѣ, ожидавшей его въ открытыхъ предъ нимъ небесахъ, и это укрѣпляло его мужество и терпѣніе. «Воззрѣвъ на небо, увидѣлъ славу Божію и Іисуса, стоящаго одесную Бога».

Братія-христіане! если бы и мы слѣдовали примѣру первомучен. Стефана! До настоящаго времени мы были весьма непохожи на него; мы устыдилиеь бы, если бы сравнили нетерпѣніе свое въ страданіяхъ съ мужествомъ св. Стефана. Признаемся, что мы въ каждомъ, даже незначительномъ, приключающемся намъ страданіи теряемъ спокойное состояніе души и терпѣніе, и малодушно жалуемся и ропщемъ. Почему? Потому что мы взираемъ только на камни и на побивающихъ камнями, а не на І. Христа, давшаго намъ примѣръ терпѣнія, и не на небо, которое можемъ заслужить лишь терпѣливымъ перенесеніемъ страданій, — потому что мы обращаемъ вниманіе лишь на страданіе свое, а не на грѣхи свои, изъ-за которыхъ мы страдаемъ, и даже заслуживаемъ гораздо большихъ страданій.

б) Второй урокъ, который мы извлекаемъ изъ исторіи страданій св. первомученика архидіакона Стефана, научаетъ насъ питать ко врагамъ своимъ не чувство ненависти, но чувство христіанской любви. Побиваемый камнями, св. Стефанъ молился за своихъ убійцъ Богу. Примѣру св. первомученика, который подражалъ въ этомъ отношеніи Господу Іисусу, молившемуся на крестѣ за Своихъ распинателей, слѣдовали и всѣ христіанскіе мученики. Ему же должны подражать въ своихъ отношеніяхъ ко врагамъ и всѣ мы, именующіеся христіанами, если хотимъ быть ими не по имени только, что для насъ ни мало не полезно, но на самомъ дѣлѣ, по жизни.

Слово Божіе такъ учитъ о любви ко врагамъ:

«Любите враги ваша, благословите кленущія вы, добро творите ненавидящимъ васъ, и молитеся за творящихъ вамъ напасть, и изгонящія вы» (Матѳ. V, 44). — «Аще алчетъ врагъ твой, ухлѣби его; аще ли жаждетъ, напой его; сіе бо творя угліе огненное собираеши на главу его. Не побѣжденъ бывай отъ зла, но побѣждай благимъ злое» (Рим. XII, 20—21). — «Бывайте другъ ко другу блази, милосерди, прощающе другъ ко другу, якоже и Богъ во Христѣ простилъ есть вамъ» (Ефес. IѴ, 39).

Подобнымъ же образомъ учатъ о любви ко врагамъ и св. отцы церкви.

«Нѣтъ ничего болѣе достойнаго удивленія въ человѣкѣ, какъ любовь ко врагамъ», говоритъ блаж. Августинъ. Онъ же въ другомъ мѣстѣ пишетъ: «есть много видовъ милосердія, посредствомъ которыхъ мы можемъ получить отъ Бога прощеніе въ своихъ грѣхахъ, но вѣрнѣйшій изъ всѣхъ — прощать врагамъ». (См. «Исповѣдь» блаж. Авг.).

«Какъ вы можете возносить руки къ небу, какъ можете молиться и просить о прощеніи своихъ грѣховъ? Если бы Богъ и хотѣлъ простить вамъ, вы сами препятствуете Ему, не прощая вашему брату», учитъ свят. Іоаннъ Златоустъ.

Онъ же въ другомъ мѣстѣ говоритъ:

«Какъ бы ни были звѣри свирѣпы по своей природѣ, однакожъ человѣкъ, силою воли, дѣлаетъ ихъ ручными, а вы, которые измѣняете естественную свирѣпость звѣрей въ неестественную имъ кротость, какое оправданіе можете представить, измѣняя естественную вамъ кротость въ противуестественную свирѣпость? Вы укрощаете природную ярость дикихъ звѣрей, а сами, одаренные всѣми преимуществами человѣческой природы, впадаете въ звѣрскую ярость. Вы дѣлаете льва покорнымъ и послушнымъ, а сами доходите до свирѣпости льва Въ львѣ вы преодолѣваете двойную природу, противящуюся его кротости: преодолѣваете его природу, лишенную разума, и его природную кровожадность; а сами въ себѣ разрушаете мудрость, положенную въ васъ Богомъ. Почему же вы, которые преобразуете природу звѣрей, не можете преобразовать вашей собственной природы, вашей собственной воли? Когда увѣщеваютъ васъ укротить гнѣвъ, питаемый вами къ одному изъ подобныхъ себѣ, вы отказываетесь, говоря, что это не зависитъ отъ вашей личной воли. Какое извиненіе и какую увертку найдете вы, когда изъ льва вы дѣлаете нѣкоторымъ образомъ человѣка, а сами изъ человѣка становитесь неукротимымъ львомъ?» (См. Злат., бес. 4 на св. Матѳ.).

III. Молитвами св. первомученика архидіакона Стефана да даруетъ намъ Господь и силу терпѣнія въ перенесеніи скорбей и бѣдствій жизни, и силу любви ко врагамъ, причинившимъ намъ эти бѣдствія. (Свящ. Гр. Дьяченко).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 768-770.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0