Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 22 ноября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ декабрь.
Двадцать шестой день.

Поуч. 4-ое. Соборъ Пресвятыя Богородицы.

(Внутренній образъ Богоматери).

I. Въ день собора Пресвятыя Богородицы, т. е. собранія вѣрующихъ для прославленія Богоматери, умѣстно будетъ, братія, сдѣлать хотя самую слабую попытку изобразить предъ вами внутренній образъ Богоматери.

II. По истинѣ, возл. мои бр., въ Пречистой Дѣвѣ изумляетъ насъ не столько непорочная и чистая лѣпота Ея внѣшняя — тѣлесная, сколько внутреннія совершенства Ея души: вся бо слава дщери Царевы внутрь. Добродѣтели Пресв. Богородицы и благодать Св. Духа, предочистившая Ее для великаго дѣла быть Матерію Божіею, поставили Ее выше всѣхъ, не только праведныхъ и святыхъ людей, но даже и силъ небесныхъ. Ея усердіе къ молитвѣ и благочестивымъ занятіямъ, Ея приснодѣвственная чистота и цѣломудріе, Ея вѣра въ обѣтованія Божіи, Ея всегдашняя внимательность къ путямъ Промысла Божія, Ея безграничная преданность волѣ Божіей, Ея благодушное перенесеніе трудныхъ житейскихъ обстоятельствъ, Ея непоколебимое мужество среди величайшихъ искушеній и скорбей, Ея материнская заботливость и сердечная теплота къ сродникамъ, а главное — безусловное во всемъ смиреніе: вотъ высоконравственныя совершенства, постоянно проявлявшіяся въ Ней, — отъ младенчества до успенія!

Но «кто можетъ, говоритъ св. Димитрій ростовскій, кто можетъ исчислить всѣ Ея добродѣтели? Кто можетъ исчислить и высказать то, какъ и какими и сколь многими добрыми дѣлами Пресвятая Дѣва угодила Богу-Творцу Своему, отъ юности Своей до блаженной кончины? Скорѣе изочтемъ весною цвѣты, лѣтомъ колосья, осенью плоды, зимою снѣгъ, на головѣ волосы; скорѣе изочтемъ капли въ морѣ, звѣзды вверху, нежели исчислимъ добрыя дѣла, богоугожденія и достоинства Божіей Матери».

Пречистая Матерь и Дѣва имѣетъ вѣнецъ чистыхъ дѣвъ, и вѣнецъ лучшій, чѣмъ всѣ дѣвы, потому что Своею чистотою превзошла ангеловъ.

Оно имѣетъ вѣнецъ благоплодныхъ женъ, каковы Сарра, Елисавета и другія, но вѣнецъ преукрашенный предъ ихъ вѣнцами, потому что, какъ родившійся отъ Нея болѣе всѣхъ, такъи Она блаженнѣе всѣхъ женъ.

Она имѣетъ вѣнецъ мучениковъ: стоя у креста, съ душею, пронзенною оружіемъ, Она пострадала болѣе всѣхъ мучениковъ.

Она имѣетъ вѣнецъ пророковъ, потому что истину прорекла, что Ея ублажатъ всѣ роды.

Она имѣетъ вѣнецъ евангелистовъ, потому что Она есть книга Слова Ѵпостаснаго.

Она имѣетъ вѣнецъ апостоловъ, ибо Она принимала участіе въ распространеніи Христовой вѣры, кромѣ того, сами апостолы хвалятся, говоря: не Іисуса ли Господа нашего видѣхомъ? но кто же яснѣе видѣлъ Его, какъ не Пресвятая Матерь?

Она имѣетъ вѣнецъ исповѣдниковъ, ибо твердо исповѣдала, говоря: величитъ душа Моя Господа... Сотвори Мнѣ величіе Сильный, се раба Господня: буди Мнѣ по глаголу твоему.

Она имѣетъ вѣнецъ смиренныхъ, потому что изрекла о Себѣ: яко призрѣ на смиреніе рабы Своея....

Она имѣетъ вѣнецъ преподобныхъ, Успеніе Ея предъ Господомъ было честнѣе смерти всѣхъ преподобныхъ Его.

Она имѣетъ вѣнецъ постниковъ, потому что всегда и во всемъ была чрезвычайно воздержна, и тѣло покоряла духу Своему.

Она имѣетъ вѣнецъ милостивыхъ, св. церковь почитаетъ Ее источникомъ милостей, и молитъ Ее: «милосердія двери отверзи намъ».

Она имѣетъ вѣнецъ безсребренниковъ, ибо родила Врача безмезднаго, давшаго силу цѣленія и сказавшаго: туне пріясте, туне дадите..., и Сама есть выну подающая туне благодать просящимъ.

Она, наконецъ, имѣетъ вѣнецъ святителей, и есть Святая святыхъ всѣхъ большая; потому что всѣ святители и святые предстоятъ престолу Божію со страхомъ и трепетомъ, а Она предстоитъ Ему — съ материнскимъ дерзновеніемъ... И много можетъ молитва Матери ко благосердію Владыки!!!

Столько и такія добродѣтели составляютъ внутренній образъ Пренепорочной Дѣвы Маріи, Владычицы нашей Пресв. Богородицы! Но всѣ неисчислимыя добродѣтели и качества Божіей Матери сосредоточиваются въ трехъ главныхъ Ея добродѣтеляхъ и качествахъ: дѣвственной чистотѣ, смиреніи и любви. Дѣвственною чистотою Она приблизилась къ Богу Духу Святому, смиреніемъ — къ Богу Сыну, любовію — къ Богу Отцу, лучше же сказать — всѣми тремя указанными качествами, т.-е. дѣвственною чистотою, смиреніемъ и любовію, взятыми вмѣстѣ, возвысилась Она къ единому въ Троицѣ Богу. (См. Паст. собесѣд. за 1892 г.).

III. Бр христіане, возьмите во вниманіе сей Божественный, внутренній образъ Пресв. Дѣвы Богородицы, и позаботьтесь Имъ украсить всѣ свои силы и способности души и тѣла, чтобы вамъ возрасти въ мужа совершенна и притти въ мѣру возраста исполненія Христова. Иначе всѣ ваши чествованія Божіей Матери останутся суетными, и всѣ молитвенныя ваши воздыханія тщетными Аминь. (Сост. по указ. источн.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 767-768.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0