Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 28 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ декабрь.
Двадцать шестой день.

Поуч. 2-ое. Праздникъ Р. Христова. (Второй день праздника).

(Назидательные уроки изъ евангельскаго разсказа о волхвахъ, пришедшихъ поклониться родившемуся Спасителю міра).

I. Безвѣстно и смиренно было рожденіе Господа нашего I. Христа: Его колыбелію были ясли, жилищемъ — пещера полевая и, затѣмъ, простая храмина. Тѣмъ не менѣе отъ избранныхъ, правда, немногихъ не утаилась слава дивнаго Богомладенца; такъ, послѣ пастырей виѳлеемскихъ, волхвы или мудрецы восточные, подъ руководствомъ звѣзды, спѣшатъ поклониться новорожденному царю іудейскому. Съ тѣхъ поръ прошло много вѣковъ, — и слава Христа Спасителя обняла весь міръ: Ему поклоняются и мудрецы и простые, и востокъ и западъ, и всѣ страны и народы земные. Но при видѣ безчисленныхъ поклонниковъ Господа І. Христа, въ числѣ коихъ находимся и мы съ вами, братіе, не оставимъ безъ вниманія и первыхъ — не многихъ, о которыхъ повѣствуетъ намъ само евангеліе, — волхвовъ. Восточные мудрецы, подлинно, всѣмъ намъ подаютъ примѣръ того, какимъ образомъ можетъ быть приносимо подобающее поклоненіе рождшемуся отъ Дѣвы Христу Богу.

II. а) Упоминаемые въ евангеліи волхвы, поставлявшіе свою мудрость въ томъ, чтобы разсматривать и изучать теченіе свѣтилъ небесныхъ, однажды примѣтили на небѣ появленіе необыкновенной звѣзды: это, послужило для нихъ явнымъ знакомъ того, что теперь въ землѣ іудейской, сообразно съ древнимъ пророчествомъ (Числ. 24, 17), должна возсіять звѣзда отъ Іакова, долженъ родиться среди іудеевъ давно ожидаемый Спаситель міра, — и волхвы поспѣшили въ Іерусалимъ. Потомъ, когда они вышли изъ Іерусалима, звѣзда повела ихъ въ Виѳлеемъ и остановиласъ надъ тѣмъ самымъ мѣстомъ, гдѣ былъ Богомладенецъ: волхвы съ радостію поклонились Ему. Такъ, разсматриваніе и изученіе хода свѣтилъ небесныхъ привело восточныхъ мудрецовъ къ тому, что они узнали о рожденіи Божественнаго Искупителя и поклонились Владыкѣ неба и земли — Господу І. Христу!

Не то же ли самое, братіе, можетъ сказать намъ во всякое время весь видимый міръ? Небеса повѣдаютъ славу Божію (Псал. 18, 2), говоритъ богодухновенный царепророкъ, любившій созерцать Господа въ дѣлахъ рукъ Его. «Небо, земля и море, говоритъ св. Григорій Богословъ, словомъ — весь видимый міръ есть великая и преславная книга, краснорѣчиво проповѣдующая всѣмъ людямъ, говорящимъ на всѣхъ языкахъ, о всемогуществѣ, премудрости, благости Творца Бога; эту книгу могутъ читать и грамотные и неграмотные; она доступна и для малыхъ и для возрастныхъ; изъ нея могутъ познавать Бога всѣ народы, имѣющіе здравыя чувства и внимательные къ дѣламъ Божіимъ. Богъ открылъ Себя еще прежде въ твореніи, чѣмъ въ письменахъ: Онъ предпослалъ человѣку видимую природу, когда только еще намѣревался послать пророковъ, дабы смертный, будучи ученикомъ природы, удобнѣе повѣрилъ пророчеству, дабы скорѣе согласился признать Божественныя свойства, ясно выраженныя въ мірѣ внѣшнемъ». И чѣмъ болѣе и внимательнѣе изучаетъ человѣкъ природу, тѣмъ искреннѣе и глубже благоговѣетъ предъ величіемъ Сотворившаго ее. «И я, подобію пророку Моисею, видѣлъ Бога! восклицалъ одинъ мудрецъ — естествоиспытатель. Изслѣдуя творенія Его, я видѣлъ Его какъ бы проходящимъ предо мною и былъ пораженъ изумленіемъ; я позналъ лишь нѣкоторые слѣды шествія Его въ мірѣ, — и вездѣ, даже въ самыхъ малыхъ вещахъ, какая полнота силы и премудрости, какое непостижимое совершенство!» Нѣкоторые великіе ученые, напримѣръ Ньютонъ, Коперникъ п др., не могли произнесть имени Божія безъ того, чтобы не встать и не снять шляпы съ головы при этомъ священномъ имени. Да будемъ и мы подражателями ихъ.

б) Другая черта предпринятаго восточными мудрецами путешествія для поклоненія Господу І. Христу — это ихъ твердая рѣшимость итти и поклониться новорожденному Царю іудейскому, неудерживаемая никакими весьма естественными, по человѣческимъ соображеніямъ, препятствіями. А этихъ препятствій было не мало: волхвы предпринимаютъ путешествіе для поклоненія Спасителю единственно вслѣдствіе появленія на небѣ необыкновенной звѣзды, показавшейся для ихъ любомудрствующаго разума несомнѣннымъ признакомъ явленія въ міръ Царя и Спасителя міра; они оставляютъ свою родную восточную страну и идутъ въ землю чужую, не смущаясь самымъ путемъ, неблизкимъ для нихъ и небезопаснымъ для кого бы то ни было въ тамошнихъ краяхъ и въ тогдашнее время; преодолѣвъ всѣ препятствія и опасности, достигли Іерусалима и затѣмъ и Виѳлеема, гдѣ и поклонились Богомладенцу и принесли Ему свои дары.

Не менѣе ли препятствій встрѣчаетъ, братіе, наша вѣра во Христа Спасителя? У одного изъ насъ вѣра колеблется отъ сомнѣнія, занесеннаго въ душу гордымъ знаніемъ, — у другого она омрачается множествомъ суевѣрій, порождаемыхъ невѣжествомъ; одинъ забываетъ о небѣ и вѣчности потому, что богатъ и счастливъ на землѣ, — другой впадаетъ въ уныніе и отчаяніе потому, что, подавляемый тяжелою нуждою, онъ не видитъ исхода своему безпомощному положенію; этому и днемъ и ночью не даетъ покоя одна страсть, напр., честолюбіе, иному зависть, другому сребролюбіе, — тому — другая, напр., сластолюбіе. Но кто исчислитъ всѣ искушенія жизни? «На землѣ нѣтъ добра для людей, къ которому бы не примѣшивалось зло, разсуждаетъ св. Григорій Богословъ, — много путей въ этой жизни, и на каждомъ шагу встрѣчаются скорби». Все это такъ. Но крѣпись, вѣрующая христіанская душа, при всѣхъ искушеніяхъ житейскихъ, и въ счастіи и несчастіи не клонись ни на ту, ни на другую сторону, а всегда держись одного — вѣры во Христа Господа. Ему одному покланяйся и служи на всѣхъ путяхъ жизни своей. Волхвы не менѣе тебя встрѣчали препятствій, когда шли въ землю іудейскую, но не отступились отъ своего намѣренія и желанія, — и сподобились поклониться явившемуся во плоти Христу Богу.

в) Наконецъ, еще одна особенность въ жизни волхвовъ, пришедшихъ поклониться Христу Спасителю: они не только падши поклонились Ему, но и, открывши сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладанъ и смирну (Матѳ. 2, 11). Волхвы выражаютъ, такимъ образомъ, свое благоговѣніе ко Господу не однимъ наружнымъ поклоненіемъ Ему, но, согласно съ древнею заповѣдію Божіею: никто не долженъ являться предъ лице Господа съ пустыми руками, безъ ничего (Второз. 16, 16), приносятъ Ему то, что было драгоцѣннѣйшаго у нихъ, и что считалось достойнымъ Поклоняемаго. Такъ, они приносятъ Спасителю злато, яко Царю вѣковъ (ибо оно — обычная дань всѣхъ подданныхъ царю своему); ливанъ, яко Богу всѣхъ (такъ какъ куреніе благовоній искони употреблялось при службахъ и молитвахъ, возносимыхъ Господу); смирну, яко безсмертному Мертвецу (потому что умащеніе тѣла смирною было послѣднею, воздаваемою всякому умершему, почестію).

Подобно волхвамъ, поклоняясь Спасителю, и вѣруя въ Него, способны ли мы, братіе, на такія или иныя благоугодныя Всевышнему жертвы? Мы исповѣдуемъ православную вѣру христіанскую; но когда для блага ея необходимы отъ насъ содѣйствіе и защита ея и словомъ и дѣломъ, а равно и защита чести и достоинства служителей ея — пастырей церкви, то рѣшаемся ли мы на это въ ущербъ своимъ собственнымъ выгодамъ или лестному для насъ мнѣнію свѣта? Мы знаемъ, что наши ближніе, по ученію св. вѣры Христовой, суть наши братья о Христѣ, но помогать имъ въ нуждѣ и горѣ, прощать по первому поклону смиренія и любви христіанской врага и обидчика, оберегать честь ближняго воздержаніемъ отъ злословія и осужденія его готовъ ли бываетъ всякій изъ насъ? Мы уважаемъ евангельскій законъ и благоговѣемъ предъ вѣрными исполнителями его, но уничтожить, въ угоду закона христіанскаго, ту или другую страсть свою — это далеко не всякій хочетъ сдѣлатъ. Кратко: мы всѣ считаемся вѣрующими во Христа и покланяемся Ему; но жертвовать собою во славу вѣры Христовой не всѣ способны. Не такъ поступили волхвы: съ вѣрою преклонившись предъ Богомладенцемъ, они отъ сокровищъ своихъ принесли Ему драгоцѣнныя и многознаменательныя жертвы. Мертво растеніе безъ листьевъ и плодовъ, мертвы будутъ и наши праздники христіанскіе, если мы не будемъ оживлять ихъ богоугодными жертвоприношеніями. Послушаемъ, чему поучаетъ насъ свят. Ефремъ Сиринъ въ праздникъ Рождества Христова. «Въ этотъ день Господь пришелъ къ рабамъ: да снисходятъ и начальствующіе къ своимъ подчиненнымъ. Въ этотъ день насъ ради Всебогатый обнищалъ: да содѣлаетъ же и богатый бѣднаго участникомъ своихъ излишковъ. Въ этотъ день полученъ нами свыше даръ: будемъ же и мы подавать милостыню неимущимъ. День сей отверзъ горнюю дверь мольбамъ нашимъ: отверземъ и мы дверь свою тѣмъ, кои нанесли намъ обиду и умоляютъ о прощеніи!..»

III. Братіе! пріидите отъ всего сердца и отъ всея души поклонимся и припадемъ ко Христу! Спаси ны, Сыне Божій, рождейся отъ Дѣвы, поющія Ти: аллилуія! Аминь. (Сост. съ дополн. по проп. Рук. для сел. паст. 1893 г. дек. м.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 763-765.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0