Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 21 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ декабрь.
Двадцать шестой день.

Поуч. 1-ое. Праздникъ Р. Христова. (Второй день праздника).

(Исторія бѣгства Іисуса Христа въ Египетъ и внушаемые ею нравственные уроки).

I. Въ евангельскомъ чтеніи настоящаго дня, св. церковь, продолжая исторію первыхъ дней жизни нашего Спасителя, предлагаетъ намъ, бр., между прочимъ повѣствованіе о бѣгствѣ Его въ Египетъ съ праведными родителями Своими. — Когда волхвы или восточные мудрецы, пришедши въ Іерусалимъ, спрашивали, гдѣ родившійся Царь іудейскій, ибо они видѣли звѣзду Его на востокѣ, то тогдашній царь іудейскій — Иродъ крайне смутился такимъ извѣстіемъ, очевидно опасаясь за свою царскую власть и, призвавъ волхвовъ, повелѣлъ имъ итти въ Виѳлеемъ, такъ какъ по пророчествамъ тамъ надлежало родиться Мессіи, — собрать точныя свѣдѣнія объ этомъ новорожденномъ Царѣ и сообщить потомъ ему, имѣя злой умыселъ умертвить Его для огражденія своего царскаго престола. Волхвы дѣйствительно нашли въ Виѳлеемѣ новорожденнаго младенца Іисуса съ Іосифомъ и Матерью Его Маріей и принесли Ему достойное поклоненіе и богатые дары, но, по особенному откровенію свыше, къ Ироду уже не возвращались, а инымъ путемъ отошли въ свою страну. Тогда Иродъ, въ безумной ярости и гнѣвѣ, возымѣлъ страшное намѣреніе погубить всѣхъ виѳлеемскихъ младенцевъ, предполагая, что въ томъ числѣ онъ непремѣнно погубитъ и новорожденнаго Царя. Вотъ тогда-то является Іосифу во снѣ ангелъ и повелѣваетъ взять Младенца и Богоматерь и бѣжать съ ними въ Египетъ. Іосифъ такъ и поступилъ. Затѣмъ послѣдовало дѣйствительное исполненіе злобнаго намѣренія Ирода — избіеніе 14 тысячъ виѳлеемскихъ младенцевъ, потомъ смерть самого Ирода, а вслѣдъ затѣмъ, опять по повелѣнію ангела, возвращеніе святаго семейства въ землю израилеву и поселеніе въ Назаретѣ.

II. Обратимъ вниманіе на тѣ нравственные уроки, которые содержатся въ изложенномъ евангельскомъ повѣствованіи.

а) Узнавъ отъ волхвовъ о рожденіи Царя іудейскаго, которому пришли они поклониться, Иродъ, какъ человѣкъ крайне властолюбивый, убоялся, какъ бы не потерять своей царской власти, а потому искалъ убить младенца Іисуса; но, будучи не въ состояніи найти Его, рѣшился на убійство неповинныхъ младенцевъ виѳлеемскихъ, надѣясь хотя такимъ образомъ достигнуть своей преступной цѣли. — Такъ и всегда, люди беззаконные, дѣйствующіе подъ вліяніемъ страстей, рѣшаются на всякое зло, лишь бы только удовлетворить своимъ прихотямъ, исполнить свои грѣховныя желанія; — особенно много бѣдъ творятъ въ обществѣ нѣкоторые люди сильные и могущественные, только беззаконные и порочные: они не останавливаются ни предъ какими злодѣяніями для удовлетворенія своихъ пагубныхъ страстей.

Въ частности, властолюбіе есть одно изъ величайшихъ золъ въ человѣкѣ и начало всякаго зла. Нечестивый Иродъ не задумался совершить убіеніе тысячъ невинныхъ младенцевъ, лишь бы только не потерять своей власти. Несчастный властолюбецъ! ты ищешь власти надъ другими, а самъ собою не умѣешь владѣть. Научись прежде владѣть собою, побѣждать свои страсти, и тогда принимай власть надъ другими.

б) Евангеліе повѣствуетъ, что изъ Виѳлеема новорожденный Богомладенецъ, спасаясь отъ злобы Ирода царя, бѣжитъ съ Своими родителями въ землю египетскую; отсюда, по времени, по внушенію свыше, возвращается въ землю израильскую, но здѣсь опять не находитъ спокойнаго мѣста, опасаясь гоненія отъ Архелая, сына Иродова, почему отходитъ въ предѣлы галилейскіе и поселяется въ Назаретѣ. — Такимъ образомъ едва отыскивается безопасное мѣсто и для Сына Божія, странствующаго на землѣ, — для Того, Котораго — земля и исполненіе ея: изъ страны въ страну бѣгая, водворяется Онъ въ маломъ и презрѣнномъ городкѣ Назаретѣ. Такъ и послѣдователи Его, истинные христіане, являются въ мірѣ семъ странниками и пришельцами, не имѣя здѣ пребывающаго града, но грядущаго взыскуя. Живя въ мірѣ семъ, какъ въ чужой сторонѣ, они всегда находятся въ опасности: міръ и діаволъ постоянно ихъ преслѣдуютъ и ищутъ ихъ погибели; — присоединимся, бр., къ этимъ странникамъ, чтобы вмѣстѣ съ ними и намъ достигнуть отечества небеснаго.

Напечатлѣемъ въ сердцѣ своемъ ту святую истину, что мы въ жизни сей являемся не ради этой жизни, а для того, чтобы чрезъ нее пройти въ жизнь лучшую, вѣчную; тогда мы по истинѣ будемъ странники въ этомъ мірѣ и не будемъ искать ни богатства, ни чести и славы, зная, что все это должны оставить въ этой странѣ пришельствія, но всемѣрно будемъ стремиться ко граду грядущему, къ вѣчному царству, уготованному для праведныхъ отъ сложенія міра. — Не забудемъ, что Иродъ боялся лишиться царства, а потому не устрашился совершить ужасное кровопролитіе; однако, не только царства, но и самой жизни лишился. Такъ — смерть полагаетъ всему конецъ и всѣхъ дѣлаетъ равными. Злодѣевъ и душегубцевъ непремѣнно постигаетъ наказаніе Божіе; напрасно они думаютъ долго жить, продолжая свои беззаконнія: имъ невидимо уготовляется ровъ, въ который внезапно и впадаютъ они, — погибель неизбѣжна. Такъ и Иродъ искалъ погубить Христа и изъ-за этого погубилъ множество младенцевъ, надѣясь долго еще царствовать, — но не сбылись безумныя мечты безумнаго царя: изомроша ищущіе душу отрочате. Такъ и Авессаломъ, искавшій умертвить отца своего Давида, самъ внезапно повѣсился между небомъ и землей. Такъ и фараонъ, озлобившій Израиля и убѣжденный неоднократнымъ наказаніемъ Божіимъ, сначала отпустилъ было народъ этотъ, но вскорѣ, раскаявшись на свою бѣду, опять погнался вслѣдъ за нимъ, желая удержать его въ рабствѣ у себя; но увы! корыстолюбіе погубило и его, и его войско: въ волнахъ Чермнаго моря погрязъ онъ, какъ олово въ водѣ, со всѣмъ ополченіемъ своимъ. (См. Проп. прил. къ Рук. для с. пастырей за 1888 г., декабрь).

III. Таковы судьбы Божіи, постигающія своевольныхъ и упорныхъ беззаконниковъ. Мы же, бр., да не ревнуемъ лукавнующимъ, ниже завидимъ творящимъ беззаконія. Оставимъ худые примѣры, отложимъ всякую похоть грѣховную — да бѣжатъ отъ насъ страсти властолюбія, честолюбія, корыстолюбія, наипаче въ настоящіе святые дни, а съ ними и всѣ бѣды и напасти и вѣчная погибель наша. А тѣхъ, которые ненавидятъ и гонятъ насъ, предадимъ суду Вседержителя Бога, Судіи праведнаго и нелицепріятнаго; сами же вооружимся терпѣніемъ, по слову Спасителя: въ терпѣніи вашемъ стяжите души ваша (Лук. 21, 19). Аминь. (Сост. по указ. источн.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 762-763.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0