Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 17 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 18.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ декабрь.
Двадцать пятый день.

Поуч. 7-ое. Рождество Іисуса Христа [1].

(О воплощеніи Бога Слова).

I. Нынѣ празднуется Рождество Господа Бога и Спаса нашего Іисуса Христа. Многократное обѣтованіе Божіе о пришествіи на землю Спасителя непреложно исполнилось въ 5508 году отъ созданія міра. Пресвятая Дѣва Марія, обрученная старцу Іосифу, жила въ его домѣ, въ Назаретѣ. Въ девятый мѣсяцъ послѣ благовѣстія архангела, Она съ Іосифомъ, во исполненіе императорскаго указа о переписи, пришла въ отечественный городъ Виѳлеемъ. Здѣсь, въ одной изъ загородныхъ пещеръ, 25 декабря мѣсяца Пресвятая Дѣва родила обѣтованнаго Спасителя міра. Пресвятая Дѣва спеленала Его и положила въ ясли. Въ эту ночь пастухи, близъ Виѳлеема, пасли свои стада. Вдругъ осіялъ ихъ свѣтъ небесный, и ангелъ, явившись къ нимъ, сказалъ: «не бойтесь, я возвѣщаю вамъ великую радость, которая будетъ всѣмъ людямъ. Нынѣ, въ городѣ Давидовомъ, родился Спаситель, Который есть Христосъ Господь. И вотъ вамъ знакъ: вы найдете Младенца въ пеленахъ, лежащаго въ ясляхъ». Едва ангелъ сказалъ это, какъ явилось многочисленное воинство нсбесное, которое славило Господа и восклицало: «слава въ вышнихъ Богу, и на землѣ миръ, въ человѣкахъ благоволеніе». Когда исчезли ангелы, пастухи сказали другъ другу: «пойдемъ въ Виѳлеемъ и посмотримъ, что тамъ случилось, о чемъ возвѣстилъ намъ Господь». Пришедши въ Виѳлеемъ, они нашли Младенца, лежащаго въ ясляхъ, поклонились Ему и потомъ разсказали всѣмъ, что слышали. Въ это время пришли въ Іерусалимъ волхвы (или мудрецы) съ востока. Они знали, что ожидается пришествіе Царя, Мессіи, и старались узнать по звѣздамъ время Его рожденія. Господь указалъ имъ на небѣ особенную, чудесную звѣзду, слѣдуя за которой, они пришли въ іудейскую землю. Царь Иродъ, услышавъ, что они спрашиваютъ о новорожденномъ Царѣ іудейскомъ, очень встревожился, потому что, съ восшествіемъ на престолъ царя — потомка Давида, онъ, какъ иноплеменникъ, будетъ лишенъ престола. Собравь первосвященниковъ и книжниковъ народныхъ, онъ спрашивалъ у нихъ, гдѣ должно родиться Христу. Они сказали, что, по пророчеству Михея, онъ долженъ родиться въ Виѳлеемѣ. Иродъ послалъ волхвовъ въ Виѳлеемъ и велѣлъ имъ, идя оттуда, зайти къ нему, чтобы и онъ могъ поклониться новорожденному Царю. Волхвы, руководимые звѣздою, дошли до Виѳлеема, поклонились Господу и принесли Ему дары: золото — какъ царю, ладанъ — какъ Богу, смирну — какъ человѣку. Потомъ, получивъ во снѣ откровеніе — не возвращаться къ Ироду, инымъ путемъ отошли въ страну свою. Узнавъ объ этомъ, Иродъ велѣлъ въ Виѳлеемѣ и въ окрестностяхъ его избить всѣхъ младенцевъ, отъ двухъ лѣтъ и моложе. Но Богомладенецъ Іисусъ былъ спасенъ отъ смерти: по наставленію ангела, Іосифъ съ Маріею и Младенцемъ отправились въ Египетъ и прожили тамъ до смерти Ирода. Между тѣмъ Иродъ, осмѣянный волхвами, избилъ до 14-ти тысячъ невинныхъ младенцевъ, которыхъ церковь ублажаетъ, какъ мучениковъ за Христа. По смерти Ирода, Іосифъ, по внушенію ангела, возвратился въ землю Іудину; но, убоявшись Иродова сына, Архелая, поселился въ галилейскомъ городѣ Назаретѣ.

II. Итакъ, Слово (т. е. Сынъ Божій) стало плотію, и обитало съ нами, полное благодати и истины (Іоан. I, 14). Въ этихъ краткихъ словахъ заключается вся высота и глубина преславнаго таинства, торжествуемаго св. церковію. Слово плоть бысть: второе Лице Пресвятыя Троицы, Божественное Слово, рожденное прежде всѣхъ вѣкъ изъ сущности Бога Отца, соединилось нынѣ съ человѣческимъ естествомъ въ лицѣ Спасителя нашего, и соединилось, какъ учитъ св. церковь, нераздѣльно, несліянно и непреложно.

Нераздѣльно, такъ какъ Божество и человѣчество, соединившіяся въ Іисусѣ Христѣ, никогда не престанутъ составлять одного лица; Онъ вѣчно пребудетъ тѣмъ, чѣмъ содѣлался нынѣ — Богомъ и человѣкомъ.

Несліянно, такъ какъ Божество и человѣчество не сліялись при семъ въ одно какое-либо естество новое, но продолжаютъ составлять два отличныя естества, соединенныя только въ одномъ лицѣ Богочеловѣка.

Непреложно, ибо ни человѣчество не преложилось въ Божество, ни Божество не премѣнилось въ человѣчество; то и другое естество сохранило всѣ свойства, безъ коихъ быть не можетъ. Вслѣдствіе такого единственнаго и чуднаго соединенія Божества съ человѣчествомъ, Іисусъ Христосъ есть истинный Богъ, во всемъ равный Отцу и Духу Святому, и вмѣстѣ есть истинный человѣкъ, во всемъ подобный намъ, кромѣ грѣха. Словоплоть бысть!

Углубляться въ эту тайну своенравнымъ разумѣніемъ, изслѣдовать, какимъ образомъ безпредѣльное Божество могло принять навсегда образъ бреннаго человѣчества, значило бы уничижать высочайшую тайну воплощенія и усвоять слабому разуму человѣческому такую способность и силу, коихъ онъ никогда не имѣлъ. Еще апостолъ Павелъ явленіе Бога во плоти назвалъ тайною, превышающею все наше разумѣніе. Велія благочестія тайна: Богъ явися во плоти (1 Тим. 3, 16)!

Впрочемъ, мы не должны отвращать вниманія нашего отъ таинства воплощенія потому, что оно непостижимо. Вѣра въ соединеніе Божества съ человѣчествомъ въ лицѣ Спасителя нашего служитъ основаніемъ нашего спасенія; съ нею нераздѣльно соединены всѣ догматы христіанскіе; отъ нея должны получать силу и жизнь обязанности наши; въ ней источникъ упованій самыхъ утѣшительныхъ, а посему христіанинъ не только можетъ, но и обязанъ для блага души своей постоянно содержать въ умѣ своемъ ту великую истину, что Спаситель его есть Богъ и вмѣстѣ человѣкъ. Слово Божіе требуетъ только, чтобы мы размышляли о сей истинѣ какъ должно, — не увлекаясь безразсудною пытливостію разума, не поставляя его мѣрою премудрости Божіей.

а) Искупитель нашъ есть Богъ всемогущій; итакъ, христіане, нечего опасаться враговъ спасенія, враговъ истины и добродѣтели. Хотя бы всѣ силы ада ополчились противъ тебя, ты, доколѣ не измѣнишь своему Спасителю, совершенно безопасенъ: ибо тебъ никто не можетъ похитить изъ рукъ Его — Всемогущаго! — Онъ, если то нужно, потрясетъ не только землею, но и небомъ (Евр. 12, 26), но не оставитъ души твоей во адѣ, не дастъ, преподобному Своему видѣть истлѣнія (Псал. 15, 10). Искупитель нашъ есть Богъ, вѣрный во всѣхъ словахъ Своихъ; итакъ, христіанинъ, вѣрь, твердо вѣрь славнымъ и величественнымъ обѣтованіямъ Его, какъ бы они ни казались превышающими твою нынѣшнюю нищету и самое разумѣніе твое: скорѣе прейдетъ небо и земля, нежели останется безъ исполненія хотя одно слово Его. Онъ обѣщалъ побѣждающаго посадить съ Собою на престолъ славы; — и ты, если постраждешь, яко добръ воинъ Христовъ, за правду (2 Тим. 2, 3), будешь, непремѣнно будешь сидѣть нѣкогда съ Нимъ на семъ престолѣ, хотя бы во всю жизнь твою не имѣлъ гдѣ подклонить главы, хотя бы всѣ почитали тебя за отребіе міра.

Что заставляло мучениковъ презирать все могущество царей и владыкъ земныхъ, всю лютость мучителей, не только не убѣгать, даже искать смерти? То, что Спаситель, ради Коего приносили себя въ жертву, не слабый человѣкъ, коего власть не можетъ простираться за предѣлы сей жизни, но Богъ правосудный и всемогущій, Который не можетъ забыть подвига любви, подъятаго во имя Его (Евр. 6, 10), не можетъ оставить побѣдителей безъ вѣнца побѣднаго. Что, братіе, и нынѣ услаждаетъ многострадальную жизнь тѣхъ, кои, взыскуя небеснаго отечества, скитаются въ пустыняхъ, горахъ, вертепахъ и пропастяхъ земныхъ? То, что они, подобно Моисею, видятъ невидимаго (Евр. 11, 27) для плоти и крови Спасителя, и увѣрены, что Онъ, какъ Сердцевѣдецъ, видитъ всѣ ихъ слезы, слышитъ всѣ ихъ вздохи, и, какъ Всемогущій, устрояетъ для нихъ обители въ свѣтломъ дому Отца небеснаго. «Отними истину Божества Іисуса Христа, говоритъ Аѳанасій Великій, и падетъ апостольство, мученичество, подвижничество». Такъ! ибо и апостолы, и мученики, и подвижники текли и текутъ не во слѣдъ человѣка, а во слѣдъ единороднаго Сына Божія. Такъ! ибо всѣ ревнители благочестія почерпали и почерпаютъ утѣшеніе въ той истинѣ, что Спаситель, въ Коего они вѣруютъ, есть Богъ истинный, Который всегда можетъ спасать приходящихъ чрезъ Него къ Богу (Евр. 7, 25).

Истина утѣшительная! Но, братіе, какъ мало и какъ немногихъ изъ насъ утѣшаетъ она! Входитъ ли кто-нибудь въ родство съ сильными земли, успѣваетъ ли кто-нибудь заслужить вниманіе высшихъ его: какая послѣ того радость и торжество! весь міръ кажется ему ниже его! А радостнѣйшая вѣсть, что Богъ, Самъ Богъ благоволилъ нынѣ вступить со всѣми нами въ родство самое ближайшее, сія вѣсть не трогаетъ сердецъ, колеблющихся до основанія при самомъ легкомъ звукѣ чести!

Искупитель нашъ есть Богъ, благословенный во вѣки (Римл. 9, 5): итакъ какого повиновенія Его заповѣдямъ, какой вѣрности Его слову не потребно со стороны искупленныхъ Имъ? Какъ Богъ всемогущій, Онъ даровалъ намъ Своею божественною силою все потребное къ жизни и благочестію (2 Пет. 1, 3); какъ Богъ всеблагій, Онъ послалъ въ сердца наши Духа Святаго со всѣми благодатными дарами; какъ Богъ премудрый, Онъ далъ къ созиданію нашему апостоловъ, учителей, пастырей. Для насъ уже нѣтъ столь высокой добродѣтели, нѣтъ столь труднаго подвига благочестія, къ совершенію коихъ мы не были бы обязаны. Нѣтъ уже для насъ и столь опаснаго искушенія, столь упорнаго навыка ко злу, коихъ нельзя было бы намъ побѣдить. Съ нами Богъ; а посему намъ уже должно быть всегда съ Богомъ. Съ нами Богъ; а посему намъ должно быть праведными и благими, какъ Онъ благъ и праведенъ. Что же будетъ съ нами, если мы будемъ поступать (какъ и поступаемъ) напротивъ? Что будетъ съ нами, если беззаконною жизнію содѣлаемъ для себя безплоднымъ воплощеніе Бога, если своими злыми дѣлами второе распнемъ Сына Божія? «Муки вѣчныя, — восклицаетъ при сей мысли одинъ благочестивый писатель, — вы мнѣ кажетесь велики, когда я представляю себѣ слабость грѣховной природы человѣческой, но вы мнѣ кажетесь малы, когда воспоминаю, что грѣшникъ, осужденный на вѣчныя мученія, попралъ предвѣчнаго Сына Божія».

б) Искупитель, пришедшій спасти насъ, будучи Богомъ, есть вмѣстѣ и человѣкъ, во всемъ, кромѣ грѣха, намъ подобный.

Послѣ сего можно ли намъ не исполняться радости, видя, что бѣдное естество наше удостоилось чести соединиться въ лицѣ Искупителя нашего съ Самимъ Божествомъ такъ, что въ немъ обитаетъ теперь вся полнота Божества тѣлесно (Кол. 2, 9)? Какъ намъ не радоваться, видя, что на славномъ и превознесенномъ престолѣ Божества, куда мы грѣшные безъ страха не смѣли и очей возвести, возсѣдитъ нынѣ во всемъ подобный намъ, кромѣ грѣха? — Бѣдная плоть, жилище грѣха и смерти, при всей слабости твоей и наклонности ко грѣху, я не могу теперь уже взирать на тебя съ отвращеніемъ, котораго ты сама по себѣ заслуживаешь. Нѣтъ, ты освятилась, когда Святѣйшій святыхъ соединился съ тобою. Въ Адамѣ естество мое низпало, въ Искупителѣ превознесено. Въ прославленномъ человѣчествѣ Господа моего я имѣю несомнѣнный залогъ, что и мое бѣдное человѣчество нѣкогда прославится, что и мое смертное облечется безсмертіемъ. Гдѣ Глава, тамъ будутъ и члены; гдѣ Первенецъ, тамъ явятся и меньшіе братія; гдѣ Предтеча — Іисусъ, тамъ соберутся и Его послѣдователи. Наше жительство, писалъ нѣкогда апостолъ Павелъ къ филипписеямъ, на небесѣхъ есть, отонуду же и Спасителя нашего ждемъ (Фил. 3, 20). Почему усвояется жительство на небесахъ тѣмъ, кои еще жили на земли? Потому, — какъ разсуждаетъ тотъ же апостолъ въ другомъ мѣстѣ, что — тамъ, на небѣ, живетъ Господь Іисусъ, а въ Немъ живемъ уже и всѣ мы. Что же, божественный апостоле, что будетъ слѣдствіемъ сего чуднаго сожительства нашего со Христомъ? То, отвѣтствуетъ онъ, что Господь не только преобразитъ уничиженное тѣло наше, дабы оно было сообразно Его преславному тѣлу (Фил. 3, 21), но и посадитъ всѣхъ насъ на томъ престолѣ, на коемъ Онъ возсѣдитъ теперь Самъ (Апок. 3, 21).

Величественные виды открываются намъ въ будущемъ отъ того, что Божественный Искупитель нашъ есть подобный намъ человѣкъ!

Но, въ то же время, человѣчество Его содержитъ въ себѣ все, что нужно къ воодушевленію насъ и среди настоящихъ нашихъ бѣдствій. Чтобы яснѣе и раздѣльнѣе видѣть это, припомнимъ одну изъ цѣлей, для которыхъ, по ученію апостола Павла, Богъ Отецъ благоволилъ, чтобы возлюбленный Сынъ Его содѣлался подобнымъ намъ человѣкомъ. Онъ долженъ былъ во всемъ уподобиться братіи, то-есть, всѣмъ намъ, между прочимъ потому и для того, да милостивъ будетъ и вѣренъ Первосвященникъ въ тѣхъ, яже къ Богу, воеже очистити грѣхи людскія: въ немже бо пострада, Самъ искушенъ бывъ, можетъ и искушаемымъ помощи (Евр. 2, 17, 18). То-есть, премудрость и любовь Божія какъ бы опасались, чтобы Ходатай нашъ не былъ немилосердъ къ намъ, если Самъ не испытаетъ нашихъ искушеній, и для того опредѣлили Ему принять плоть нашу!.. Можно ли было больше и сильнѣе сего утѣшить и ободрить слабость нашу?

III. Теперь смѣло каждый изъ насъ можетъ вопіять къ своему Спасителю о помощи. Онъ Самъ искушенъ былъ по всяческимъ (Евр. 4, 15), знаетъ всѣ немощи нашего естества, вѣдаетъ, какъ тяжело слабому духу возноситься надъ плотію, какъ трудно поврежденной природѣ нашей сражаться съ грѣхомъ. Онъ Самъ былъ озлобляемъ, гоним, не имѣлъ гдѣ подклонить главы; Самъ вопіялъ о помощи, когда былъ оставленъ Отцемъ на крестѣ. Послѣ сего возможно ли, чтобы Онъ не услышалъ и не послалъ утѣшенія тѣмъ, кои будутъ вопіять къ Нему? Чтобы забылъ, такъ сказать, цѣль собственныхъ искушеній, собственныхъ страданій? И ангелы, которые сами никогда не страдали, милостивы: Онъ долженъ быть еще милостивѣе. И ангелы, кои сами никогда не просили о помощи, готовы помогать: Онъ долженъ быть еще готовѣе. Послѣ сего нѣтъ никакой причины роптать намъ на немощи наши и страшиться искушеній: мы слабы, но Спаситель нашъ есть Богъ крѣпкій, а мы имѣемъ въ Немъ не такого Первосвященника, Который не можетъ страдать съ нами въ немощахъ нашихъ, но Который, подобно намъ, испыталъ все, кромѣ грѣха. Посему, заключаетъ апостолъ, и должны смѣло приступать къ престолу благодати, дабы получить милость и обрѣсти благодать всякій разъ, когда только будетъ нужна помощь (Евр. 4, 16). (Сост. по еванг. повѣств. о рожденіи Спасителя и пропов. Иннокентія, архіеп. херс. т. 1 изд. Вольфа, стр. 100–110).

Примѣчаніе:
[1] Это слово, довольно обширное въ виду важности своего содержанія, удобно можетъ быть раздѣлено на два поученія; второе можно начать съ того мѣста, гдѣ стоитъ буква б), пропустивъ отд. а).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 758-761.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0