Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 28 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ декабрь.
Двадцать пятый день.

Поуч. 6-ое. День Рождества Христова.

(Уроки, предлагаемые евангельскимъ сказаніемъ о поклоненіи волхвовъ родившемуся І. Христу: а) непостижимость тайны воплощенія и б) какіе дары принести родившемуся Спасителю?)

I. Волхвы, пришедше въ храмину, видѣша Отроча съ Маріею, Матерію Его, и падше поклонишася Ему; и отверзше сокровища своя, принесоша Ему дары злато, и ливанъ, и смирну. (Мѳ. 2, 11).

Когда вы слышали слова эти въ евангельскомъ чтеніи, подумали-ль, братіе, почему церковь, прославляя нынѣ Рождество Господа нашего Іисуса Христа, положила читать на литургіи евангеліе не о рожденіи Іисуса Христа, а о поклоненіи волхвовъ Іисусу Христу? Вдумайтесь, и вы увидите въ этомъ назначеніи разумную цѣль.

II. Что за люди — эти волхвы? Это были мудрецы, — по преданію, изъ царскаго рода, — устремлявшіе взоры свои въ необозримое звѣздное небо и наблюдавшіе за теченіемъ свѣтилъ небесныхъ. Они думали, что явленіе въ міръ, почти всѣми ожидаемаго, Властителя и Преобразователя вселенной, имѣющаго произойти изъ Іудеи, не можетъ не ознаменоваться какимъ-нибудъ необычайнымъ явленіемъ въ свѣтилахъ небесныхъ. По особенному дѣйствію Промысла Божія, они не обманулись въ своихъ ожиданіяхъ. Съ радостію поспѣшили они за путеводною звѣздою; по ея указанію, нашли то мѣсто, гдѣ родился Богомладенецъ, въ глубокомъ смиреніи преклонили предъ Нимъ свои колѣна и, открывши сокровищницу, съ почтительностію поднесли Ему дары, какъ Царю и Богочеловѣку.

Не правда ли, братіе, какой глубоко назидательный примѣръ представляетъ намъ на нынѣшній день св. церковь въ этихъ мудрецахъ?

а) Во-первыхъ, изъ примѣра восточныхъ мудрецовъ, съ благоговѣніемъ преклонившихся умомъ и сердцемъ предъ Спасителемъ міра, научимся, возлюбл. братія, не мудрствовать много тамъ, гдѣ не слѣдуетъ много мудрствовать, но будемъ видѣть въ рожденіи Спасителя «таинство странное и преславное», превосходящее нашъ ограниченный умъ. Таинство странное вижду и преславное: небо вертепъ, престолъ херувимскій — Дѣву, ясли вмѣстилище, въ нихъ же возлеже невмѣстимый Христосъ Богъ, такъ воспѣваетъ нынѣ перковь (9 пѣснь кан.). Велія есть благочестія тайна: Богъ явися во плоти, говоритъ св. апостолъ Павелъ (1 Тим. 3, 16). Да, тайна воплощенія Сына Божія великая и непостижимая тайна. Сынъ Божій, Владыка неба и земли, вездѣ сый и вся исполняяй, оставаясь Богомъ, въ опредѣленное время является на землю и, родившись безсѣменно отъ Дѣвы Маріи, становится подобнымъ намъ человѣкомъ, такъ что въ этомъ случаѣ небомъ Ему служитъ вертепъ, престоломъ — св. Дѣва, и ясли вмѣщаютъ въ себѣ невмѣстимаго Бога.

Какъ бы вы умны и учены ни были, сколько бы вы ни старались проникнуть въ эту непостижимую тайну нашей вѣры; умомъ своимъ ничего не постигнете. Потому-то и св. церковь, представляя намъ въ примѣръ восточныхъ мудрецовъ, какъ бы такъ говоритъ этимъ: «не мудрствуйте много тамъ, гдѣ не слѣдуетъ мудрствовать, — не забывайте, что умъ вашъ очень ограниченъ и едва уразумѣваетъ вещи постижимыя, что и на землѣ-то для него очень много тайнаго и необъяснимаго; не беритесь же смѣло и дерзко судить о вещахъ непостижимыхъ. Съ глубокимъ благоговѣніемъ преклонитесь и умомъ, и сердцемъ предъ воплотившимся Сыномъ Божіимъ — Спасителемъ нашимъ. Христосъ раждается: прославляйте Его; Христосъ грядетъ съ небесъ: встрѣтьте Его съ подобающею честію».

б) По примѣру восточныхъ мудрецовъ, принесшихъ новорожденному Спасителю міра свои дары, принесемъ и мы Ему свои дары.

аа) Постараемся принести Ему лучшій даръ съ нашей стороны — преданность Его волѣ и закону. ІІостараемся воплотить въ себѣ, въ своей жизни и дѣятельности, законъ Христовъ. Не прихоти свои и расчеты, не обычай свѣта, не моду поставимъ для себя закономъ, особенно въ наступающіе святые дни, а правила, преподанныя намъ Спасителемъ. Во всѣхъ делахъ своихъ — важныхъ и неважныхъ, — въ самыхъ развлеченіяхъ, не забудемъ, что мы носимъ имя христіанъ и, потому, должны уже оставлять обычаи нашихъ предковъ — язычниковъ.

бб) А такъ какъ грѣховъ трудно избѣжать и намъ христіанамъ, то принесемъ, поэтому, другой даръ нашему Спасителю: искреннюю, усердную молитву о помилованіи насъ грѣшныхъ. Сшедшій съ небесъ нашего ради спасенія всегда готовъ принять нашу молитву и даровать намъ спасеніе. Просите и дастся вамъ, сказалъ намъ Онъ Самъ (Мѳ. 7, 7). Мы будемъ слишкомъ безпечными и виновными, если не воспользуемся тѣми милостями, которыя ниспосылаетъ намъ Богъ.

III. Въ заключеніе, братіе, воспоминая нынѣ избавленіе нашего отечества отъ нашествія враговъ въ 1812 году, помолимся усердно Господу, да сохранитъ Онъ нашего державнаго, Богохранимаго Государя Императора и весь царствующій Домъ отъ всѣхъ козней вражіихъ, да укрѣпитъ Онъ наше христолюбивое воинство и подастъ всѣмъ намъ миръ, тишину и изобиліе плодовъ земныхъ. Аминь. (Сост. по кн. «Слова, поученія и рѣчи» прот. Е. Мегорскаго).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 757-758.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0