Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 17 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ декабрь.
Двадцать пятый день.

Поуч. 5-ое. Рождество Христово.

(Уроки изъ евангельскаго событія: а) величіе Родившагося отъ Дѣвы; б) какъ намъ достойно срѣтить Его?).

I. Привѣтствую васъ, возлюбленные братія, съ неизреченнымъ даромъ любви и милосердія Божія къ намъ грѣшнымъ — съ явленіемъ Сына Божія на землѣ, сшедшаго съ небесъ по всеблагой волѣ Бога-Отца нашего ради спасенія, и воплотившагося отъ Духа Святаго и Маріи Дѣвы и вочеловѣчившагося. Христосъ родился — славьте; Христосъ пришелъ съ небесъ — встрѣчайте; Христосъ на землѣ — возноситеся. Такъ, Христосъ на землѣ, а вы отъ земли возноситесь мыслями и сердцами своими на небеса; ибо Христосъ за нами пришелъ, чтобы съ земли возвести насъ на небеса, въ вѣчныя обители райскія. Сего ради высокій Богъ на землю сниде, да насъ на небеса возведетъ (Акаѳ. Бож. Мат. Конд. 8), говоритъ намъ святая мать наша — церковь. Веселіемъ воспойте, людіе, Рождество Спаса Христа. Но чтобы радость наша была возвышеннѣе, яснѣе и тверже, размыслимъ, братія, о величіи Родившагося отъ Дѣвы и къ этому прибавимъ и то, какъ намъ достойно встрѣтить Его.

II. а) И такъ, кто же этотъ Младенецъ, Котораго держитъ на пречистыхъ рукахъ Своихъ Пресвятая Дѣва Марія? Это Богъ, Самъ Сущій, приведшій все изъ небытія въ бытіе, Который державою Своею содержитъ всю тварь и промысломъ Своимъ строитъ міръ. Это — высочайшій Художникъ, Который, создавъ всю тварь видимую изъ четырехъ стихій, составилъ годовой кругъ изъ четырехъ временъ года: весны, лѣта, осени и зимы. Это Творецъ и Богъ духовъ и всякой плоти; Его трепещутъ умныя всѣ ангельскія силы; Его поетъ солнце; Его славитъ луна; Ему присутствуютъ звѣзды; Его слушаетъ свѣтъ; Его трепещутъ бездны и водныя, и воздушныя, и бездны адовы; Ему работаютъ всѣ источники водные. Онъ распростеръ небо; Онъ основалъ землю; Онъ оградилъ море пескомъ; Онъ украсилъ землю цвѣтами; Онъ произращаетъ всѣ хлѣбные злаки и всѣ плоды земные; Онъ разлилъ для дыханія тварей воздухъ; Онъ образуетъ младенцевъ въ утробахъ матерей; Онъ — Питатель всякой твари! Ему служатъ ангельскія силы; Ему поклоняются архангельскіе лики; отъ страха неприступной славы Его, многоочитые херувимы и шестокрыльные серафимы, стоящіе и облетающіе около престола Его, покрываютъ лица свои... Сей-то Богъ неописанный, безначальный и неизглаголанный пришелъ нынѣ къ намъ на землю, принявъ зракъ раба. Дивное чудо! Богъ принялъ природу раба человѣка и сталъ совершенно подобенъ намъ, кромѣ грѣха.

Для чего же такое снисхожденіе, такое крайнее уничиженіе? Нашего ради спасенія (отвѣчаетъ церковь). Мы погибали подъ темною державою діавола; мы сидѣли въ странѣ и тѣни смертной; мы содержалисъ въ узахъ адовыхъ... И вотъ премилосердый Владыка, создавшій насъ въ началѣ по образу Своему и по подобію, не терпя видѣть, какъ мучитъ діаволъ родъ человѣческій удаленіемъ его отъ Бога, омраченіемъ его ума и сердца, привязанностію къ земному, различными грѣхами и беззаконіями и прелестію идолопоклонства, — пришелъ державно избавить насъ отъ работы вражіей.

О, премилосердый нашъ Господи! нашего ради спасенія въ вертепѣ нынѣ родивыйся и во яслѣхъ возлегій, — славимъ мы, недостойные рабы Твои, Твое спасительное о насъ промышленіе, — покланяемся и Твоей по плоти Пречистѣй Матери, послужившей такому страшному таинству.

б) Но какъ же намъ должно, братія воспользоваться къ нашему спасенію такимъ превысочайшимъ даромъ любви и милосердія къ намъ Отца небеснаго? Какъ намъ достойно принять Сына Божія?

А что дѣлаютъ дѣти, когда родители принесутъ имъ какой-либо драгоцѣнный, прекрасный и блестящій подарокъ? Они бросаютъ прежнія свои игрушки и всѣмъ сердцемъ прилѣпляются къ этому драгоцѣнному и прекрасному подарку, ни во что вмѣняя свои прежнія излюбленныя вещицы. Что дѣлаетъ купецъ, ищущій добрыхъ бисеровъ и обрѣтшій одинъ многоцѣнный бисеръ (Матѳ. 13, 46)? Онъ идетъ и продаетъ все, что имѣетъ, и покупаетъ его. Такъ должны поступать, возлюбленные братія, и мы: въ Виѳлеемѣ, въ вертепѣ возлежитъ единородный Сынъ Божій, принявшій на Себя плоть человѣческую и воплотившійся ради нашего спасенія; тамъ возлежитъ нашъ драгоцѣнный бисеръ — Христосъ.

Какъ дѣти оставляютъ свои прежнія забавы при видѣ новаго и драгоцѣннаго дара: такъ и мы постараемся оставить свои, свойственныя однимъ неразумнымъ дѣтямъ привязанности къ земнымъ вещамъ, и всѣмъ сердцемъ прилѣпиться къ Богу, источнику живота. Какъ купецъ, ищущій добрыхъ бисеровъ и обрѣтшій одинъ многоцѣнный бисеръ, идетъ и продаетъ все, что имѣетъ, и покупаетъ его: такъ и мы промѣняемъ всѣ земныя блага на одинъ драгоцѣнный бисеръ — Христа. Все почтемъ, съ апостоломъ, за соръ, да Христа пріобрящемъ (Филип. 3, 8), и вселимъ Его въ сердцахъ своихъ. Даръ безцѣненъ: стоитъ того, чтобы на него и весь міръ промѣнять; ибо, пріобрѣвши Христа, мы пріобрѣтаемъ вѣчную жизнь и вѣчное блаженство; а потерявши Его, потеряемъ все: не узримъ живота вѣчнаго, и гнѣвъ Божій на насъ будетъ пребывать во вѣки вѣковъ.

III. Итакъ, братія, горняя мудрствуйте; а не земная (Колос. 3, 2). Христосъ на земли: возноситесь мыслями и сердцами на небеса, а не прилѣпляйтесь къ земному, не служите похотямъ плотскимъ. Въ противномъ случаѣ горе намъ за нерадѣніе о спасеніи. Чѣмъ больше подано намъ было средствъ къ спасенію: тѣмъ больше съ насъ будетъ взыскано за нерадѣніе о спасеніи, за нехотѣніе пользоваться этими средствами. Какъ мы убѣжимъ отъ гнѣва Божія? (Лук. 3, 7). О, сколько нерадящихъ о спасеніи къ великому прискорбію св. матери церкви! Какъ много погибающихъ волею, которые отвергаютъ Спасителя и своими дѣлами ни во что вмѣняютъ Его сошествіе на землю, Его житіе на землѣ, Его ученіе, Его чудеса, Его страданія и смерть за насъ.

Гордые и слѣдующіе своему кичливому разуму ни во что вмѣняютъ Его сошествіе на землю, считая въ ослѣпленіи своего гордаго ума и сердца ненужнымъ Его пришествіе; невѣрующіе, — ни во что ставятъ Его пришествіе; всѣмъ сердцемъ преданные только земному, сребролюбивые, завистливые, враждующіе, пьяницы — ни во что ставятъ Его сошествіе на землю; всѣ неисправляющіеся и нераскаянные грѣшники — ни во что вмѣняютъ Его пришествіе. Но горе тѣмъ, которые Сына Божія попираютъ своимъ маловѣріемъ и невѣріемъ и пристрастіемъ къ земному: ихъ пожретъ вѣчный огонь геенны: всѣмъ невѣрнымъ часть имъ въ езерѣ горящемъ огнемъ и жупеломъ (Апок. 21, 8).

Господь да сохранитъ насъ всѣхъ въ настоящій праздникъ отъ всякаго грѣховнаго дѣла. О, если-бы всѣ провели наступившій праздникъ въ воздержаніи, чистотѣ, богомысліи, въ дѣлахъ милосердія, а не въ пьянствѣ, плотской нечистотѣ, не въ пустословіи, въ пустодѣліи и непотребствѣ, не въ чревообъяденіи и въ другихъ разныхъ грѣхахъ. Братія, время намъ праздновать праздники разумно, благочестиво, а не безумно, не въ нечестіи всякаго рода, не по-язычески. Да будетъ праздникъ нашъ угоденъ Спасителю, чтобы рожденный Младенецъ-Христосъ явился нашимъ Спасомъ чрезъ вѣру въ Него, чрезъ покаяніе наше и чрезъ добрыя дѣла наши. Аминь. (Сост. по проповѣд. о. I. Сергіева, кронштадтскаго).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 755-757.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0