Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 28 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ декабрь.
Двадцать пятый день.

Поуч. 4-ое. Рождество Христово.

(О неизреченной благости Божіей къ роду человѣческому, явленной въ рождествѣ Господа и Спасителя нашего І. Христа).

I. Рожденіе во плоти Сына Божія, Христа — Спасителя міра, есть такое событіе, за которое должны вѣчно славить и благодарить Бога не только земная церковь Его, но и небесная, — не только люди, но и ангелы Божіи. И подлинно, лишь только І. Христосъ родился и повитъ былъ въ ясляхъ виѳлеемскихъ, тотчасъ, говоритъ евангелистъ, явилось множество вой небесныхъ, хвалящихъ Бога и глаголющихъ: слава въ вышнихъ Богу, и на земли миръ, въ человѣцѣхъ благоволеніе (Лук. 2, 13. 14)! Подражая сему ангелъскому славословію, и земная церковь Божія при воспоминаніи рожденія Христова возноситъ хвалебныя пѣсни къ Богу и радостно взываетъ къ своимъ чадамъ: Христосъ раждается, славите!

II. Въ рожденіи Христа-Спасителя открылась неизреченная благость Божія къ роду человѣческому. — Для чего Сынъ Божій сошелъ съ небесъ на землю и родился во плоти нашей? Насъ ради человѣкъ и нашего ради спасенія, т.-е. для того, чтобы спасти погибавшій отъ грѣховъ родъ человѣческій. Это краткое понятіе о цѣли пришествія въ міръ нашъ Сына Божія ясно уже показываетъ великую благость Его къ намъ грѣшнымъ. Но чтобы еще яснѣе видѣть и живѣе чувствовать, сколь велика благость Его къ намъ, представьте, братія, съ одной стороны Божественное величіе Спасителя, а съ другой — ничтожество и развращенность спасаемой Имъ твари.

а) Кто тѣ, къ которымъ Господь явилъ такую благость? Это бренная тварь Его, которая въ сравненіи съ Божественнымъ Его величіемъ маловажнѣе червя, презрѣннѣе праха, сущее ничто!.. Правда, эта тварь столь ничтожная въ сравненіи съ Божественнымъ величіемъ, одарена отъ Господа такими духовными силами, которыя уподобляютъ ее ангеламъ и поставляютъ выше всѣхъ земныхъ твореній. Что есть человѣкъ, взываетъ пророкъ къ Богу, что Ты помнишь его, и сынъ человѣческій, что Ты посѣщаешь его? Немного Ты умалилъ его предъ ангелами; славою и честію увѣнчалъ его; поставилъ его владыкою надъ дѣлами рукъ Твоихъ; все положилъ подъ ноги его (Псал. 8, 5—7). Но человѣкъ, скажемъ словами того же пророка, будучи въ такой чести, уподобляется скотамъ несмысленнымъ, а иногда бываетъ и хуже ихъ (Псал. 48, 13. Исаіи 1, 3). Животныя и другія творенія Божіи, на небѣ и на землѣ, вполнѣ повинуются Господу и всегда дѣйствуютъ такъ, какъ Онъ имъ повелѣлъ; а человѣкъ дерзаетъ возмущаться противъ Него, не покоряется святой Его волѣ. Вотъ какую своевольную, неблагодарную и развращенную тварь Господь пожелалъ спасти! Вотъ для какой твари Онъ уничижилъ Себя и родился въ бренной плоти нашей! Поэтому, судите, какъ велика Его благость къ ней!..

б) Благость Божія къ намъ, людямъ, откроется еще въ большемъ величіи, когда мы обратимъ вниманіе на то зло, отъ котораго Господь пришелъ спасти насъ, и на то самоотверженіе, какое Онъ показалъ въ дѣлѣ нашего спасенія. Исторія свидѣтельствуетъ, что до явленія І. Христа въ міръ нашъ родъ человѣческій находился въ ужасномъ состояніи. Нравы его были крайне развращены; понятія его о духовныхъ предметахъ, необходимыхъ ко спасенію, были недостаточны и ложны; надъ нимъ тяготѣлъ гнѣвъ Божій за грѣхи его; ему угрожала вѣчная гибель по смерти. А что всего хуже, находясь въ такомъ ужасномъ состояніи, родъ человѣческій не имѣлъ силъ и средствъ вытти изъ него. Растлѣнный умомъ и волею, онъ не умѣлъ и не могъ изобрѣсть, не хотѣлъ предпринять и не могъ исполнить ничего такого, что служило бы къ его спасенію. Въ такомъ-то отчаянномъ положеніи находился онъ до рожденія Христова! Поэтому тотъ, кто извлекъ бы его изъ этого несчастнѣйшаго положенія, очевидно, оказалъ бы ему величайшее благодѣяніе. И такой благодѣтель его былъ І. Христосъ — Сынъ Божій. Онъ просвѣтилъ родъ человѣческій, разгналъ Своимъ ученіемъ тьму заблужденій его и открылъ ему спасительнѣйшія истины; Онъ научилъ людей добродѣтели, объяснивъ имъ въ Своихъ заповѣдяхъ ея сущность и показавъ въ Своемъ примѣрѣ прекраснѣйшій образецъ ея; Онъ примирилъ человѣка съ Богомъ и чрезъ это не только избавилъ его отъ вѣчной погибели, но и даровалъ ему животъ вѣчный, открылъ входъ въ царство небесное, который заключенъ былъ для него грѣхами его. Видите, какое величайшее благодѣяніе оказалъ намъ Сынъ Божій Своимъ рожденіемъ во плоти!

в) Чтобы живѣе чувствовать цѣну сего благодѣянія, припомнимъ, братія, чего оно стоило Спасителю. Для спасенія людей Сынъ Божій долженъ былъ сокрыть лучи Своей Божественной славы и принять на Себя рабскій — человѣческій видъ, что было уже великимъ для Него уничиженіемъ (Филип. 2, 6-7). Чтобъ научить людей истинѣ и добродѣтели, Онъ долженъ былъ бороться съ ихъ предразсудками и страстями, подвергался разнымъ оскорбленіямъ отъ обличаемыхъ Имъ въ порокахъ и заблужденіяхъ. Чтобъ показать міру образецъ добродѣтели въ Своемъ примѣрѣ, Онъ благодушно терпѣлъ тяжкія искушенія и нужды, алкалъ, жаждалъ, не имѣлъ гдѣ главу преклонить, и, при всей невинности Своей, былъ навѣтуемъ и гонимъ. Наконецъ, чтобъ примирить людей съ Богомъ, Онъ принесъ Себя въ жертву за грѣхи ихъ, вмѣнился со беззаконными, умеръ на крестѣ позорною смертію!.. Чувствуете ли, братія, какъ велика Его благость къ намъ? Нѣтъ больше той любви, какъ если кто положитъ душу свою за друзей своихъ (Іоан. 15, 13); но благость, оказанная Имъ въ искупленіи рода человѣческаго, безконечно превышаетъ и сію величайшую любовь: ибо Онъ положилъ душу Свою не за друзей Своихъ, а за рабовъ и тварей, притомъ самыхъ непокорныхъ, злыхъ и неблагодарныхъ, каковы мы — грѣшные!

Такъ возлюбилъ Богъ міръ, что отдалъ Сына Своего, единороднаго, дабы всякій вѣрующій въ Него не погибъ, но имѣлъ жизнь вѣчную (Іоан. 3. 16). Такъ и Христосъ, Сынъ Божій, возлюбилъ насъ, что предалъ Себя за насъ въ приношеніе и жертву Богу, воплотился и умеръ за грѣхи наши (Ефес. 5, 2. 1 Петр. 3, 18). (См. Избр. слова Платона, митр. кіевск.).

III. Что же мы, братіе, воздадимъ за такую любовь къ намъ Господа нашего, чѣмъ возблагодаримъ Его за безпредѣльную благость къ намъ? Сами возлюбимъ Его искренно — всѣмъ сердцемъ нашимъ, будемъ исполнять Его св. волю, и неумолкно станемъ прославлять Его за оказанное намъ благодѣяніе. Пойте убо Господеви вся земля и съ веселіемъ воспойте людіе, яко прославися! Аминь. (Сост. по указ. источн.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 753-755.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0