Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 28 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ декабрь.
Двадцать пятый день.

Поуч. 3-е. Рождество Христово.

(Христіане въ день Рождества Христова должны принести Спасителю своему дары по примѣру восточныхъ мудрецовь: вмѣсто золота — вѣру, вмѣсто ливана — благодарность и хвалу Богу и вмѣсто смирны — готовность дѣлать добро людямъ).

I. Нынѣ празднуемъ рождество Спасителя міра, Господа Іисуса Христа. 5508 лѣтъ люди ждали сего событія. Всѣ эти тысячелѣтія Господь готовилъ міръ къ событію рожденія Спасителя. Къ концу сихъ тысячелѣтій, можно сказать, вся вселенная, и на основаніи божественныхъ откровеній, и вслѣдствіе сознанія духовныхъ немощей, ожидала небеснаго Искупителя. Событіе рождества Христа Спасителя произошло слѣдующимъ образомъ. Передъ пришествіемъ Его іудеи находились подъ властію римлянъ. Императоръ римскій кесарь Августъ приказалъ сдѣлать всенародную перепись, и каждый изъ римскихъ подданныхъ долженъ былъ записываться въсвоемъ отечественномъ городѣ. Іосифъ съ обрученною ему св. Дѣвою Маріею происходили изъ Виѳлеема, а жили въ Назаретѣ, посему изъ Назарета отправились въ Виѳлеемъ. Не нашедши мѣста въ гостиницѣ, они остановились ночевать въ вертепѣ, или пещерѣ, за городомъ. Здѣсь и родился Господь и, повитый пеленами, положенъ былъ въ ясли. Первые узнали о рожденіи Спасителя виѳлеемскіе пастухи. Имъ явился ангелъ и сказалъ, что родился Христосъ Господь. При семъ они удостоились видѣть ангеловъ, славящихъ Бога и взывающихъ: «слава въ вышнихъ Богу и на земли миръ, въ человѣцѣхъ благоволеніе». Они первые и поклонились новорожденному Спасителю, пришедши въ пещеру. Послѣ нихъ узнали о рожденіи Спасителя и пришли на поклоненіе Ему восточные волхвы, т. е. ученые люди, или мудрецы, которые принесли новорожденному Христу дары: золото, какъ царю, ливанъ или дорогой ладанъ, какъ Богу, и смирну (душистую мазь), какъ человѣку, имѣющему умереть.

II. Мы слышали, братіе, что мудрецы восточные, подъ водительствомъ чудной звѣзды въ Виѳлеемъ пришедшіе, воздали родившемуся Христу поклоненіе, какъ Богу, и поднесли Ему богатые дары, по чувству своего усердія.

Что же мы принесемъ Ему? ибо ради всѣхъ насъ родился Онъ на земли. — Да руководитъ насъ въ этомъ дѣлѣ примѣръ мудрецовъ, почтившихъ Господа дарами.

а) Принесенное ими злато не было только свидѣтельствомъ о богатствѣ ихъ дома и страны. Быть можетъ, многіе видѣли чудесную звѣзду, но только трое узнали въ ней указаніе свыше, и рѣшились послѣдовать за нею въ неизвѣстную страну, на поклоненіе царю, также для нихъ невѣдомому. Они могли ожидать, что увидятъ царя въ великолѣпіи. Между тѣмъ звѣзда остановилась надъ бѣднѣйшею хижиною, въ которую вошедши, они нашли смиренную Матерь, простаго старца, кроткаго Младенца, среди окружавшаго ихъ убожества. Но вѣра пришельцевъ не поколебалась: они, падше, поклонишася Младенцу.

Много въ жизни и для насъ знаменій. укръпляющихъ вѣру въ воплотившагося Господа. Мудрецы восточные, еслибъ не оставили своей страны, не пришли бы въ Іерусалимъ, не нашли бы въ Виѳлеемѣ родившагося Царя-Христа. Подобно имъ люди, ищущіе Христа, находятъ въ событіяхъ жизни своей и общественной слѣды Его благаго промышленія; не удаляясь ближнихъ сердцемъ, оставляютъ обычаи удаляющіе отъ благочестія; встрѣчаясь съ недоумѣніями, разрѣшаютъ ихъ по смыслу Божія закона, который, подобно чудесной звѣздѣ, есть для насъ неугасимый свѣтильникъ; чтутъ внѣшніе церковные обряды, въ которыхъ заключены высочайшія истины. Такіе христіане безбоязненны среди опасностей жизни и, какъ волхвы въ Іерусалимѣ прямо открыли Ироду цѣль своего пришествія, они открыто говорятъ, въ Кого вѣруютъ и Кого ищутъ, доколѣ не придутъ въ ту незримую страну, въ которой не нужно будетъ спрашивать: гдѣ есть рождейся Царь іудейскіи? Это злато вѣры и есть тотъ даръ, который, по свидѣтельству апостола Петра, выше злата гибнуща, такъ или иначе удоботеряемаго (Петр. 1. 7).

б) Мудрецы восточные принесли Христу ливанъ, такъ какъ обыкновенно воскуряется ѳиміамъ предъ Богомъ.

Будемъ приносить Богу ѳиміамъ благодарности и хвалы. Нынѣшній праздиикъ — общее для всѣхъ къ тому побужденіе: сего бо ради Богъ на землю сниде, да насъ на небеса возведетъ. Къ стыду нашему, человѣкъ въ счастіи подумать не хочетъ, откуда ему счастье, а въ несчастіи повергается въ уныніе. По сему, наоборотъ, тѣмъ чище будетъ даръ нашей признательности, если и въ дни скорбные, при неустройствахъ семейныхъ, при потеряхъ невозвратимыхъ, не забудемъ благодарить Спасителя за тѣ утѣшенія, какія Онъ даетъ намъ въ святой Своей церкви, и за тѣ благодѣянія, какія неожиданно получали въ прежней нашей жизни. Съ этой точки зрѣнія, прекрасно учрежденіе, ньшѣшній день повсюду въ православной Россіи исполняемое. Уже восемьдесятъ пять лѣтъ, какъ Богъ избавилъ ее отъ враговъ, въ средину ея вторгшихся; были, по грѣхамъ нашимъ, послѣ того потери и скорби для отечества нашего; но не забыло оно чудной помощи Божіей: благодарное за нее молебствіе возносится ежегодно, возбуждая и каждаго изъ насъ не роптать въ горести, а благодарить Бога за милости.

в) Третьимъ даромъ, который былъ принесенъ восточными мудрецами Спасителю, была смирна. Это есть драгоцѣнное вещество, истекающее изъ аравійскаго дерева. Ея свойство предохранять тѣла отъ гніенія: потому и умащали ею мертвыхъ. Христу, какъ Богу, этотъ даръ не былъ бы приличенъ: но онъ былъ предзнаменованіе, что Христосъ, какъ человѣкъ, подвергнется смерти. По выраженію пѣсни церковной, волхвы, «какъ мертвецу, принесли смѵрну безсмертному» (Стих. празд. на стих. 3).

Никакого погребальнаго вещества нельзя принести Христу, не только родившемуся, но уже и воскресшему. Но есть смирна духовная, которою мы можемъ предохранить нашу вѣру въ Него отъ мертвенности, и которую каждый можетъ приносить, какъ пріятный Ему даръ. Что Мнѣ множество вашихъ жертвъ? — взывалъ нѣкогда Богъ къ лицемѣрнымъ іудеямъ. Научитесь добро творить (Ис. I, 11, 17). Явно, что никакой даръ не будетъ Богу пріятенъ, никакая жертва наша не будетъ жертвою живою, безъ нашей готовности добро дѣлать людямъ, служить обществу. Мертво растеніе безъ листьевъ и плодовъ, мертвы будутъ наши праздники въ честь Божію, если не будемъ оживлять ихъ благотвореніями ближнимъ. Послушаемъ, чему учитъ насъ одинъ святой отецъ въ праздникъ Рождества Христова. «Въ этотъ день Господь пришелъ къ рабамъ: да снисходятъ и начальствующіе къ своимъ подчиненнымъ. Въ этотъ день насъ ради Всебогатый обнищалъ: да содѣлаетъ же и богатый бѣднаго участникомъ своихъ излишковъ. Въ этотъ день полученъ нами свыше даръ: будемъ же подавать и мы милостыню неимущимъ. День сей отверзъ горнюю дверь мольбамъ нашимъ: отверземъ и мы дверь свою тѣмъ, которые нанесли намъ обиду и умоляютъ о прощеніи» (Тв. Ефр. Сир. Ч. ѴІ, стр. 310).

III. Итакъ, вѣровать въ Спасителя, Его благодарить, дѣлать добро ближнимъ, — вотъ что мы можемъ приносить Ему въ даръ. Не нужно быть мудрецомъ, чтобы все это имѣть и приготовить; но тотъ не ниже никакихъ мудрецовъ, кто дѣйствительно сіи дары Богу будетъ приносить. Аминь. (Сост. по кн. «Слова Сергія, епископа курскаго», нынѣ митрополита московскаго, Москва, 1870 г. стр. 1-6, съ дополн. исторической части изъ Библейскаго повѣствованія о Р. Хр.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 752-753.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0