Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 21 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ декабрь.
Двадцать пятый день.

Поуч. 2-ое. День Рождества Христова и торжественнаго воспоминанія избавленія Церкви и державы Россійскія отъ нашествія галловъ и съ ними двадесяти языковъ.

(О томъ, какія чувствованія должны возбуждать въ насъ эти событія и къ чему они должны располагать насъ).

I. Въ настоящій день, братія, мы воспоминаемъ два великія событія: одно всемірное — рожденіе во плоти предвѣчнаго Сына Божія для спасенія рода человѣческаго, а другое наше отечественное — избавленіе церкви и державы россійскія отъ нашествія галловъ и съ ними двадесяти языковъ.

Воспоминаемыя нынѣ событія должны возбуждать въ насъ живую радость и самую искреннюю благодарность Богу за тѣ великія благодѣянія, какія Онъ благоволилъ оказать намъ въ нихъ.

II. а) Сынъ Божій, по любви къ роду человѣческому и безпредѣльной благости къ намъ грѣшнымъ, сошелъ съ небесъ на землю и воплотился ради нашего спасенія, дабы научить насъ истинѣ и добродѣтели, избавить насъ отъ грѣховъ и адскихъ мученій за нихъ, освободить отъ власти діавола и духовной смерти, примирить съ разгнѣваннымъ Богомъ и открыть намъ входъ въ царство небесное для вѣчнаго въ немъ блаженства.

Можно ли не радоваться такому благодѣянію? Оно такъ велико, что сами ангелы Божіи радуются ему и благословляютъ за него Господа. Это видно изъ того, что когда родился Христосъ — Сынъ Божій, то внезапно, говоритъ евангелистъ, явилосъ многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава въ вышнихъ Богу, и на земли миръ, въ человѣкахъ благоволеніе (Лук. 2, 13—14)!

Но и другое благодѣяніе Божіе, явленное въ чудномъ избавленіи нашей церкви и державы отъ нашествія галловъ и двадесяти языковъ, должно наполнять сердца наши не только радостію, но и чувствомъ искренней благодарности къ Богу — Спасителю нашему. Страшный вождь галловъ, дотолѣ непобѣдимый и предводительствовавшій грозными полчищами, предъ которыми трепетала вся Европа, въ кичливой самонадѣянности мечталъ уничтожить и сокрушить наше отечество. «Россія, взывалъ онъ, увлекается рокомъ къ погибели: да совершится судьба ея!» — Что же было бы съ нашимъ отечествомъ, что было бы съ нашею вѣрою и съ нами самими, если бы Господь силъ не помогъ нашимъ отцамъ и дѣдамъ побороть сего страшнаго воителя и уничтожить его пагубный умыселъ? Вотъ отъ какого бѣдствія избавилъ насъ Богъ въ годину искушенія! Ибо Онъ, только Онъ — всемогущій, могъ сокрушить непобедимаго врага нашего. Поэтому и мы, братія, воспоминая это дивное избавленіе нашего отечества отъ угрожавшей ему погибели, должны съ радостію благодарить Бога, заступника нашего, и отъ души взывать къ Нему: «слава Тебѣ, благодателю нашему!»

б) Но чѣмъ можемъ мы вполнѣ выразить нашу благодарность Ему, чѣмъ можемъ достойно прославить Его? Нашими славословіями и хвалебными пѣснями? — Нѣтъ, этого недостаточно. Въ великихъ событіяхъ, которыя мы нынѣ воспоминаемъ, Господь явилъ намъ милость Свою не на словахъ, а на дѣлѣ; поэтому и мы должны благодарить Его не словами только, но и дѣлами. Какими? — Разумѣется, добрыми: ибо только ими можно истинно прославить Бога, почему и Спаситель говоритъ намъ: такъ да свѣтитъ свѣтъ вашъ предъ людьми, чтобы они видѣли ваши добрыя дѣла и прославляли Отца вашего небеснаго (Матѳ. 5, 16).

Къ такимъ дѣламъ побуждаютъ насъ и самыя событія, нынѣ воспоминаемыя. Для чего Сынъ Божій приходилъ съ небесъ на землю, поучалъ насъ истинѣ и добродѣтели и принесъ Себя въ жертву умилостивленія за грѣхи наши? Для того, отвѣтствуетъ апостолъ, дабы мы, избавившись отъ грѣховъ, жили для правды (Петр. 2, 27). Для чего Господь подвергъ наше отечество сильному испытанію въ двѣнадцатый годъ и вообще посылаетъ намъ бѣдствія и скорби? Для того, чтобы мы искусились въ нихъ, какъ злато въ горнилѣ, — очистились ими отъ грѣховныхъ нечистотъ нашихъ и сдѣлались нравственно лучшими (Мал. 3, 2, 3). Объ этомъ свидѣтельствуетъ и апостолъ, говоря, что Богъ наказуетъ насъ на пользу намъ, да причастимся святыни Его, т.-е. чтобы мы были святы во всѣхъ поступкахъ нашихъ, какъ Онъ святъ (Евр. 12, 10. 1 Петр. 1, 15—16).

III. Вотъ высокая и благая цѣль великихъ событій, нынѣ воспоминаемыхъ! Будемъ же стремиться къ ней и постараемся достигнуть ея. Для того не будемъ предаваться грѣхамъ, которые возбуждаютъ гнѣвъ Божій и привлекаютъ на насъ различныя бѣдствія (Сир. 9, 10); а, напротивъ, станемъ украшаться христіанскими добродѣтелями, дабы прославить ими Бога и снискать Его благоволеніе. По словамъ апостола, всѣ христіане призваны къ святости на добрыя дѣла (1 Сол. 4, 7. Ефес. 2, 10); но такими дѣлами и святостію жизни преимущественно должны отличаться мы, братія, потому, чго мы чада православной церкви и сыны славной Руси, которая издревле называется «святою».

А Ты, преблагій Господи, не лиши насъ Твоего покрова и заступленія. Ты явилъ неизреченную любовь къ намъ въ воплощеніи Единороднаго Сына Твоего ради нашего спасенія и показалъ великую милость въ избавленіи нашего отечества отъ страшныхъ враговъ, умышлявшихъ погубить его. Молимъ Тебя, милосердый, продли Твою любовь и милость къ намъ на вѣки и помоги намъ быть всегда достойными Твоего благоволенія. (Сост. по кн. «Избран. слов. и бесѣды», Платона, митр. кіевскаго, Кіевъ, 1892 г.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 750-752.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0