Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 21 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 21.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ декабрь.
Двадцать пятый день.

Поуч. 1-ое. Рождество Господа нашего Іисуса Христа.

(Чему поучаютъ насъ обстоятельства Р. Христова?).

I. О Рождествѣ Христовомъ св. Евангеліе повѣствуетъ такъ: вышло отъ кесаря Августа повелѣніе сдѣлать перепись по всей землѣ. Каждому надобно было вписаться въ своемъ отечественномъ городѣ: почему и Іосифъ съ Пресвятою Дѣвою Маріею, происходя изъ дома и отъ рода Давидова, пошли изъ Галилеи, изъ города Назарета, въ Іудею, въ городъ Давидовъ Виѳлеемъ. Въ этомъ маленькомъ городкѣ, на этотъ разъ, стеченіе народа было многочисленное. Пресвятой Дѣвѣ Маріи наступило время родить, и не оказалось удобнаго мѣста въ домѣ. Она удалилась въ вертепъ, въ который, обыкновенно, загоняли домашній скотъ: и тамъ родила Сына, Богомладенца Іисуса; Сама спеленала Его, и положила въ ясли.

Была ночь. Пастухи стерегли стадо въ полѣ. И вотъ, предсталъ имъ ангелъ Господень, и божественный свѣтъ осіялъ ихъ. Они испугались Но ангелъ сказалъ имъ: «не бойтесь. Я возвѣщаю вамъ великую радость, которая приготовлена для всего народа: теперъ родился вамъ въ городѣ Давидовомъ Спаситель, именно Христосъ Господь. И вотъ какъ узнать Его: вы найдете спеленаннаго Младенца, лежащаго въ ясляхъ». Вдругъ явилось съ ангеломъ множество небеснаго воинства; и слышно было, какъ они хвалили Бога, и пѣли: «слава на небесахъ (царствующему) Богу! и на землѣ миръ. (Открылось Его) благоволеніе къ человѣкамъ!» Когда ангелы отошли на небо, пастухи сказали другъ другу: «дойдемъ до Виѳлеема, и посмотримъ, что тамъ случилось, о чемъ Господь возвѣстилъ намъ!» И нимало не медля пошли и нашли Богородицу Марію, и Іосифа, и Младенца лежащаго въ ясляхъ. Тутъ они разсказали, что было имъ самимъ сказано о Младенцѣ. Всѣ слышавшіе дивились, что разсказывали пастухи. А Богоматерь, вслушиваясь, хранила эти рѣчи на сердцѣ Своемъ. Пастухи возвратились, и благодарили Бога за все, что слышали и видѣли.

Въ осьмый день по рождествѣ Богомладенца совершили надъ Нимъ предписанное закономъ обрѣзаніе, и дали Ему имя «Іисусъ», которое преднарекъ архангелъ Гавріилъ во время благовѣщенія Богоматери о рожденіи Ею Христа Спасителя.

Въ эту пору прибыли съ востока въ Іерусалимъ волхвы. Здѣсь они начали разспрашивать: «гдѣ новорожденный Царь іудейскій? Мы», говорили они, «видѣли звѣзду Его на востокѣ, и пришли поклониться ему». Вѣсть объ этомъ дошла и до Ирода. Встревожился идумеянинъ за престолъ Давидовъ, который дали ему римляне. Пришли въ смущеніе и жители Іерусалима: одни, опасаясь жестокой подозрительности Ирода, другіе, ожидая какихъ-то необычайныхъ перемѣнъ, которыя, при общемъ растлѣніи нравовъ, не обѣщали имъ ничего утѣшительнаго. Иродъ собралъ синедріонъ, состоявшій изъ старѣйшихъ священниковъ и изъ ученыхъ іудеевъ, и спрашивалъ у нихъ: «гдѣ слѣдуетъ родиться Христу»? Ему отвѣчали: «въ Виѳлеемѣ іудейскомъ». И въ подтвержденіе привели пророчество Михея, который, болѣе чѣмъ за 700 лѣтъ, предсказалъ: и ты, Виѳлееме, земле Іудова, ничимже менши еси во владыкахъ Іудовыхъ, изъ тебе бо изыдетъ Вождь, Иже упасетъ люди Моя Израиля, исходи же Его изъ начала отъ дней вѣка (Мих. 5, 2). Тогда Иродъ, тайно призвавъ волхвовъ, вывѣдалъ у нихъ, какъ давно явилась звѣзда, и, отпустивъ ихъ въ Виѳлеемъ, сказалъ: «подите, развѣдайте какъ можно вѣрнѣе о Младенцѣ; и когда найдете Его, извѣстите меня, чтобы и я пришедши могъ поклониться Ему». Волхвы вышли отъ царя, и отправились въ Виѳлеемъ. И вотъ звѣзда, которую они видѣли прежде, опять шла предъ ними, наконецъ она стала неподвижно надъ однимъ мѣстомъ въ Виѳлеемѣ. Они необычно обрадовались, справедливо заключая, что здѣсь новорожденный Царь, Котораго они ищутъ. Вошли въ домъ; увидѣли Младенца съ Матерію Его Маріею, и поклонились Ему. Потомъ, открывши свои сокровища, поднесли Ему дары: золото, ливанъ и смѵрну. Выборъ даровъ, конечно, былъ не безъ внушенія Божія, потому что они указывали на царскую власть, божескую честь и смертное естество Христа Богочеловѣка. Волхвы не возвратились къ Ироду, а другою дорогою отправились въ свою землю: такъ повелѣно было имъ отъ Бога въ сонномъ видѣніи.

Въ сонномъ видѣніи является потомъ ангелъ Господень Іосифу и говоритъ: «встань, возьми Младенца и Матерь Его, и бѣги въ Египетъ, и оставайся тамъ пока я не скажу тебѣ; потому что Иродъ станетъ искать Младенца, чтобы погубить Его». Онъ всталъ; ночью же взялъ Младенца и Матерь Его, и отправился въ Египетъ.

Между тѣмъ Иродъ напрасно ждалъ волхвовъ. Увидѣвши, что онъ обманутъ, страшно разгнѣвался, и послалъ избить въ Виѳлеемѣ и во всѣхъ окрестностяхъ его всѣхъ дѣтей мужескаго пола, начиная съ новорожденныхъ до двухлѣтняго возраста. Основываясь на показаніи волхвовъ, онъ разсчитывалъ, что въ числѣ ихъ непремѣнно убіенъ будетъ и Христосъ. Но прошелъ не съ большимъ мѣсяцъ, какъ самъ онъ умеръ въ тягчайшихъ мукахъ. По смерти Ирода ангелъ Господень опять въ сонномъ видѣніи является Іосифу въ Египтѣ и говоритъ: «встань, возьми Младенца и Матерь Его, и возвратись въ израильскую землю; потому что властелинъ, покушавшійся на жизнь Младенца, умеръ». Іосифъ повиновался, взялъ Богомладенца и Матерь Его, и пришелъ въ Іудею. Онъ хотѣлъ было поселиться въ Виѳлеемѣ, гдѣ взросъ и воспитанъ былъ Давидъ, и гдѣ родился обѣтованный Мессія, Сынъ Давидовъ, Богомладенецъ Іисусъ: но услышавши, что, вмѣсто Ирода, воцарился въ Іудеѣ подозрительный и жестокій сынъ его Архелай, побоялся туда итти. Тогда въ сонномъ видѣніи получилъ онъ извѣщеніе отъ Бога, по которому удалился въ Галилею, гдѣ властвовалъ другой сынъ Иродовъ, Иродъ Антипа, который былъ нрава мягкаго и отчасти безпечнаго; и опять поселился въ Назаретѣ, отъ котораго въ послѣдствіи Іисусу Христу дали наименованіе Назарянина, или Назорея. (См. «Свящ. исторію» прот. М. Богословскаго).

II. Чему же научаютъ насъ изложенныя здѣсь обстоятельства Р. Христова?

Многимъ и весьма важнымъ душеспасительнымъ истинамъ. Остановимъ свое вниманіе на каждой изъ нихъ.

а) Виѳлеемъ былъ отечественный градъ предковъ Іисусовыхъ: однако Іосифъ и Марія не имѣли въ немъ ниже убогой хижины, ниже пяди земли наслѣдственной, ни пребыванія постояннаго. Провидѣніе, рукою кесаря, привело ихъ въ это мѣсто, изъ котораго предопредѣлено было изыти Вождю Израиля (Мат. II. 6). Чуждые въ землѣ предковъ своихъ, пришельцы въ своемъ отечествѣ дали отечество Сыну Того, изъ Него же всяко отечество на небесѣхъ и на земли именуется (Еф. III. 15). — Христіане! Доколѣ мы живемъ въ мірѣ съ безпечностію гражданъ и наслаждаемся имъ съ самовластіемъ обладателей, дотолѣ Христосъ не можетъ вообразиться въ насъ. Безпокровные только странники находятъ Веѳиль и Виѳлеемъ, домъ Божій и домъ хлѣба животнаго. Только произвольные изгнанники земли пріемлются въ гражданъ неба. Кто желаетъ быть селеніемъ Сына Божія, тотъ долженъ имѣть отечество въ единомъ Богѣ и, при всей привязанности къ отечеству земному, впрочемъ весьма естественной и праведной, почитать его только предградіемъ небеснаго.

б) Іисусъ, ничего не занявъ отъ міра въ Своемъ рожденіи, по-видимому, не хотѣлъ и ему показать ничего собственнаго. Онъ скрылъ неизмѣримую вѣчность Свою за днемъ Своего рожденія; престоломъ Царя царствующихъ содѣлались ясли, утварью — пелены, первыми слугами царствія — пастыри стада; Божія сила и Божія премудрость сокрыты въ немощахъ младенчества. Что же при видѣ такого смиренія должно чувствовать сердце, желающее быть сообразнымъ образу Іисуса? — Сила ума, великость духа, знаменитость дѣлъ, преимущества званій! я вами не прельщаюсь и не завидую тѣмъ, которые гордятся вами. Нѣтъ высшей мудрости, какъ отречься отъ мудрости для Іисуса; нѣтъ большей славы, какъ раздѣлять безчестіе съ Іисусомъ; нѣтъ избыточнѣйшаго состоянія, какъ нищета Іисуса; нѣтъ иной двери къ совершенству и блаженству, какъ младенчество Іисуса; нѣтъ лучшаго украшенія для души, въ которой Онъ долженъ обитать, какъ видѣть себя чуждой всѣхъ украшеній, подобно яслямъ Его. — Токъ благодати, подобно рѣчнымъ устремленіямъ, изливается въ долы: кедры на горахъ блюдутся громамъ и молніямъ. Богъ творитъ изъ ничего: доколѣ мы хотимъ и думаемъ быть чѣмъ-нибудь, дотолѣ Онъ въ насъ не начинаетъ Своего дѣла. Смиреніе и отверженіе себя есть основаніе въ насъ храма Его: кто болѣе углубляетъ его, тотъ выше и безопаснѣе созиждетъ.

в) Одною изъ существенныхъ принадлежностей рожденія Іисусова была чистота Его Матери, не нарушенная взоромъ, ниже мыслію. Она была, какъ единодушно исповѣдуетъ церковь, Дѣва прежде рождества, въ рождествѣ и по рождествѣ. Взирай на Ея примѣръ стремящаяся къ соединенію съ Богомъ душа, и виждь въ зерцалѣ совершенства Ея твою обязанность. Господь говоритъ человѣку: даждь Ми, сыне, твое сердце. Тотъ, Кто далъ намъ сердце, не довольствуется большею или меньшею его долею: оно все должно принадлежать Владыкѣ всяческихъ. Строгая только надъ собою бдительность можетъ «возвести къ блаженному съ Нимъ соединенію и удержать въ немъ: всяцѣмъ храненіемъ блюди твое сердце: отъ сихъ бо исходища живота (Притч. IV. 23). Небесный Женихъ обручается съ мудрыми только и непорочными дѣвами, не дремлющими при его чертогѣ; дѣвственная, къ единому Богу обращенная душа зачинаетъ духовную жизнь и рождаетъ блаженство чистаго созерцанія. Блажени чистіи сердцемъ, яко тіи Бога узрятъ.

г) При рожденіи Христовомъ ангелы воспѣвали славу Божію и миръ на земли: они воспѣваютъ и при нашемъ возрожденіи славу благодати и миръ человѣка съ Богомъ. Радость бываетъ на небеси о единомъ грѣшницѣ кающемся (Лук. XV. 7).

д) Ко Христу приходятъ съ благоговѣніемъ пастыри и волхвы, несмотря на убожество и неизвѣстность, которыя отдѣляли Его, по видимому, отъ всего міра: такъ и соединяющійся со Христомъ соединяется въ Немъ со всѣми вѣрными Ему, столько же неразрывнымъ, сколько непостижимымъ союзомъ; тотъ Духъ, Который образуетъ изъ нихъ единое общество, или паче единое тѣло, иногда нечаянно, всегда благовременно, сближаетъ ихъ другъ со другомъ, дабы взаимно наставлять и поучаться, утѣшать и принимать утѣшеніе, исповѣдывать милость и славу Божію.

е) І. Христу приносятся дары: злато, яко Царю, ливанъ, яко Богу; смирна, яко мертвому за смертныхъ; но не обѣщаетъ ли Онъ и намъ, что ищущимъ царствія Божія вся приложатся (Матѳ. ѴI. 33)? Не хощетъ ли сотворить насъ цари и іереи Богу и Отцу Своему (Апок. I. 6)? Не соединяетъ ли нашего духовнаго рожденія съ тою животворящею смертію, послѣ коей животъ нашъ будетъ вмѣстѣ съ Нимъ сокровенъ въ Бозѣ (Кол. III. 3)? (См. проп. Фил. м. моск. т. I).

III. О Боже, давый намъ Сына Твоего! чего Ты намъ съ нимъ не дарствуешь? Даждъ только намъ родити въ себѣ духъ Христовъ и жити Его жизнію.Тогда пусть и противъ насъ, какъ нѣкогда противъ Него, мятется Иродъ и весь Іерусалимъ съ нимъ; пусть неистовствуетъ князь вѣка сего, и весь міръ вооружается: Ты покрыеши насъ въ тайнѣ селенія Твоего; на водѣ покойнѣ воспитаеши насъ, и чрезъ ангела завѣта Твоего введеши насъ въ гору святую Твою. Аминь. (Сост. свящ. Г. Дьяченко по указ. источн.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 748-750.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0