Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 21 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 19.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ декабрь.
Двадцать четвертый день.

Поуч. 6-ое. Наканунѣ Рождества Христова.

(О религіозномъ и нравственномъ состояніи человѣчества до Рождества Христова).

I. Мы готовимся праздновать всерадостное Рождество Христа Спасителя. Рождество Христово для насъ истинно есть день радости и веселія.

II. а) Чѣмъ было человѣчество въ религіозномъ и нравственномъ отношеніи безъ Христа? Тѣмъ же, чѣмъ оно и до настоящаго времени является у нехристіанскихъ народовъ. Разумный человѣкъ преклонялъ колѣна предъ идолами и служилъ, какъ богамъ, — несовершеннымъ и ограниченнымъ тварямъ, приносилъ имъ въ жертву животныхъ и людей, пытался пріобрѣсти ихъ благосклонность постыдными и гнусными дѣлами. Мы преклоняемъ колѣна не предъ тварію, а предъ Творцемъ, служимъ Богу духовному и вмѣсто всякихъ другихъ жертвъ приносимъ Ему въ жертву умерщвленіе нашихъ грѣховныхъ страстей, чтимъ Его добрыми дѣлами. Стараемся уподобиться Ему, чтобы сдѣлаться совершенными, какъ совершенъ Отецъ нашъ, Иже на небесѣхъ. Вѣруемъ въ Бога, отеческая попечительность Котораго простирается на всѣхъ; простираемъ къ Нему молитвенныя руки въ скорбяхъ и благодаримъ Его въ счастіи, какъ Подателя всѣхъ благъ.

Чѣмъ было безъ Христа семейство, эта первая основа человѣческихъ обществъ? Оно было тѣмъ же, чѣмъ и до сихъ поръ является у нехристіанскихъ народовъ. Мужь не былъ супругомъ и отцемъ, а владыкой и тираномъ и жены и дѣтей; жена не была супругою и матерью, а рабою и стяжаніемъ мужа; дѣти были связаны съ родителями страхомъ и находились въ безусловномъ распоряженіи отца; благодаря варварскому учрежденію многоженства, женщина еще болѣе презиралась, семейнаго порядка не было и воспитаніе дѣтей было самое неправильное. Нынѣ, благодареніе Христу Спасителю, семейство возвышено и облагорожено. Мужъ теперь не владыка и тиранъ, а супругъ и отецъ, онъ почитаетъ и любитъ свою жену, какъ равную и единочестную съ нимъ; любитъ и своихъ дѣтей и отечески заботится объ нихъ. Жена болѣе уже не раба, а супруга и мать, любящая и почитающая мужа, управляющая хозяйствомъ и заботящаяся прежде всего о воспитаніи дѣтей.

Чѣмъ было человѣчество безъ Христа? Оно представляло собою то же печальное зрѣлище, которое представляетъ еще и нынѣ общество людей внѣ христіанства. Тяжелое иго рабства лежало на цѣлой половинѣ человѣчесгва. Рабы были лишены всѣхъ человѣческихъ правъ и отданы въ жертву жестокости и безчеловѣчію своихъ господъ. Люди находили развлеченіе и удовольствіе въ зрѣлищахъ, въ которыхъ люди же растерзывались дикими звѣрями, или убивали другъ друга. Прекрасное и благородное слово человѣколюбіе нигдѣ не появлялось, а всюду царило полнѣйшее равнодушіе и безсердечность относительно бѣдныхъ и несчастныхъ. Нынѣ рабство отмѣнено Христомъ, такъ какъ евангеліе провозгласило всѣхъ равными, іудеевъ и эллиновъ, рабовъ и свободныхъ, мужчинъ и женщинъ. Всѣ жестокія и безчеловѣчныя зрѣлища исчезли, духъ любви и человѣколюбія распространился повсюду: нагіе одѣваются, алчущіе насыщаются, больные и находящіеся въ темницѣ посѣщаются.

б) Но представляютъ ли собою современныя христіанскія общества такую свѣтлую картину?

Мы научены вѣровать въ Единаго только Бога; но сколько есть теперь христіанъ, которые и словами и особенно жизнію своею отрицаютъ Бога! Сколько есть христіанъ, проповѣдующихъ безбожіе, по ученію которыхъ человѣкъ обнажается отъ всѣхъ возвышенныхъ и благородныхъ чувствъ, исторгается изъ его сердца всякая надежда въ случаѣ несчастія, всякая сдержка въ счастіи, онъ низводится въ разрядъ безсловесныхъ животныхъ.

Мы научены не служить болѣе идоламъ; но сколько есть христіанъ, обнаруживающихъ въ себѣ идоловъ гордости и страстей, приносящихъ въ жертву имъ и долгъ и совѣсть. Мы научены вѣровать въ Бога Промыслителя и надѣяться на Него; но много ли христіанъ, искренно вѣрующихъ въ божественный Промыслъ? Сколько есть между нами живущихъ такъ, какъ бы вовсе не было на небесахъ всеблагаго Отца, которые всѣ свои надежды возлагаютъ на вещественныя блага и на человѣческую помощь, и при первомъ затрудненіи и неудачѣ въ жизни приходятъ въ отчаяніе?: Евангеліе облагородило и освятило семью, но какъ часто и христіанская семья представляетъ печальное зрѣлище! Бракъ, этотъ священный союзъ, у многихъ упалъ до простой денежной сдѣлки или удовлетворенія страсти, и вслѣдствіе этого взаимная другъ ко другу любовь и привязанность поколебались; священныя узы, соединяющія дѣтей съ родителями, ослабѣли, нѣжность родителей къ дѣтямъ, любовь и уваженіе дѣтей къ родителямъ охладѣли, ссоры и раздоры и всякая мерзость нерѣдко нынѣ возмущаютъ семейный миръ и угрожаютъ совершеннымъ разрушеніемъ семьи. Исчезло изъ христіанскаго міра рабство; но какъ часто сильные оказываются выше законовъ, нарушаютъ ихъ непрестанно, обижаютъ и притѣсняютъ бѣднаго и убогаго! Исчезли жестокія и безчеловѣчныя зрѣлища; но какъ часто и нынѣшнія зрѣлища разжигаютъ страсти, вливаютъ ядъ порчи и нечестія въ нѣжныя сердца юношества и ведутъ его къ погибели!

III. Но удалимъ отъ себя, возлюблен. во Христѣ бр., всѣ печальныя сближенія при встрѣчѣ всерадостнаго праздника Рождества Христова. Зло не исчезло, да и не исчезнетъ съ земли, пока на ней живетъ человѣкъ. Но спасительныя христіанскія начала проникли всюду и измѣнили къ лучшему все человѣчество. Болѣе или менѣе по христіанству живутъ даже тѣ, которые равнодушно и даже враждебно относятся къ евангелію. Весь міръ проникнутъ христіанствомъ. А то, что прежде всего измѣнило, возсоздало человѣчество, это — любовь, совершенно неизвѣстная древности, любовь, которую воплотившаяся и въ вертепѣ родившаяся безпредѣльная Любовь распространила по всему міру. Эту любовь обнаружимъ, братіе, въ эти особенно дни празднованія Рождества Христова. Вспомнимъ, что главнѣйшимъ признакомъ насъ — христіанъ служитъ любовь, проявляющаяся въ дѣлахъ. Поспѣшимъ же каждый по мѣрѣ своихъ силъ накормить алчущаго, напоить жаждущаго, одѣть нагаго, посѣтить больного и находящагося въ темницѣ, и тогда провожденіе святокъ будетъ дѣйствительно святымъ, спасительнымъ провожденіемъ этого времени. (Сост. по Христ. чт. за 1889 г. ноябрь-дек.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 746-747.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0