Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 17 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ декабрь.
Двадцать четвертый день.

Поуч. 5 ое. Канунъ Рождества Христова.

(Для произнесенія на всенощномъ бдѣніи.)
(Какъ должно расположить духъ свой къ срѣтенію Господню?)

Еще немного — и св. Церковь начнетъ свѣтлое торжество свое въ честь родившагося отъ Дѣвы Искупителя міра, Господа нашего Іисуса Христа, и отверзетъ предъ нами Виѳлеемскій вертепъ, въ коемъ совершилась велія благочестія тайна — явленіе Бога во плоти, приведетъ насъ подъ руководствомъ священныхъ пѣснопѣній своихъ къ яслямъ, къ тѣсному вмѣстилищу Невмѣстимаго. Давно вопіяла и вопіетъ она въ слухъ нашъ: Христосъ раждается, славите: Христосъ съ небесъ, срящите, чтобы приготовить и предрасположить умъ и сердце наше къ благодатному посѣщенію Господа Іисуса Христа, въ чемъ и состоитъ сущность христіанскаго празднованія и преимущество христіанскихъ праздниковъ. Повиновались ли мы сему гласу, уготовлялись ли къ срѣтенію небеснаго Посѣтителя душъ? Тѣмъ лучше для насъ. Господь не умедлитъ притти къ намъ и сотворить Себѣ въ насъ обитель, по оному божественному обѣтованію Его: аще кто любитъ Мя, слово Мое соблюдетъ; и Отецъ Мой возлюбитъ его, и къ нему пріидемъ, и обитель у него сотворимъ (Іоан. 14, 23). Ибо для того и воплотился Онъ, чтобъ возставить въ насъ образъ Свой, омраченный страстями, чтобы содѣлать сердце наше жилищемъ Божіимъ. Но, во всякомъ случаѣ, прилично повторить теперь слово апостольское: еще мало елико елико, Грядый пріидетъ, и не укоснитъ. Кто заботился напередъ приготовить себя къ великому торжеству церкви, тотъ не почтетъ маловажнымъ краткаго времени до начатія торжества и еще съ большею ревностію употребитъ его для пользы души своей. Кто не помышлялъ заранѣе о приближенін великаго дня Господня, тому тѣмъ паче необходимо употребить эти немногіе остающіеся часы, чтобы расположить себя, сколько возможно, лучше къ срѣтенію Господа и Спасителя своего.

II. Чѣмъ расположить? Благочестивымъ размышленіемъ, усердною молитвою, дѣлами милосердія: первое отверзетъ умъ и сердце къ пріятію небеснаго Посѣтителя душъ, вторая возведетъ насъ къ общенію и единенію съ Нимъ, послѣднія запечатлѣютъ таинственный сей союзъ приличною жертвою и даромъ.

а) Итакъ, пусть духъ нашъ отринетъ на это время всѣ чуждые помыслы, погрузится весь въ созерцаніе безпредѣльной любви и милосердія Отца небеснаго, явленныхъ въ воплощеніи Единороднаго Сына Его. Чтобъ лучше успѣть въ этомъ необходимомъ для очищенія ума дѣлѣ, будемъ по порядку вспоминать и размышлять: какъ первый человѣкъ, невинный и богоподобный, совершенный и блаженный, прельстившись совѣтомъ вражіимъ, преступилъ святую и спасительную заповѣдь Божію, лишился чистоты и богоподобія, блаженства и безсмертія, осужденъ на труды и болѣзни, страданія и смерть, содѣлался плѣнникомъ діавола и добычею ада; какъ милосердый Отецъ небесный, по неизреченной любви Своей къ человѣку, обѣтовалъ послать ему Искупителя въ лицѣ Единороднаго Сына Своего, раждаемаго отъ жены, почему и нарекъ Его сѣменемъ жены; какъ это божественное обѣтованіе многочастнѣ и многообразнѣ повторяемо было устами св. пророковъ съ безчисленными утѣшеніями, ободреніями, возбужденіями, наставленіями, обличеніями, чтобъ оживить, укрѣпить и поддержать въ родѣ человѣческомъ вѣру въ грядущаго Искупителя; какъ премудрый и вседѣтельный Промыслъ Божій то многочисленными благодѣяніями людямъ богобоязненнымъ и благочестивымъ, то страшными прещеніями и казнями людей злыхъ и развращенныхъ, то безчисленными знаменіями и чудодѣйствіями обуздывалъ разлитіе грѣха и нечестія, укрѣплялъ и сохранялъ на землѣ вѣру и благочестіе; какъ и посреди всеобщаго развращенія древняго міра мужи праведные и святые благоугождали Богу вѣрою и любовію, святостію и чистотою, кротостію и терпѣніемъ, смиреніемъ и самоотверженіемъ и прочими богоподобными добродѣтелями; какъ, потомъ, съ пришествіемъ Сына Божія лице земли измѣнилось: для всѣхъ отверста дверь царствія Божія, всѣмъ открытъ путь вѣры и покаянія, всѣмъ возвѣщается слово жизни и спасенія, всѣмъ даруется прощеніе грѣховъ и благодать Всесвятаго Духа, всѣмъ обѣщается воскресеніе и жизнь вѣчная; какъ, наконецъ, Господь Іисусъ Христосъ придетъ паки на землю, воскреситъ все человѣчество, обновитъ всю тварь, и паки явится на землѣ царство правды и святости, царство мира и безмятежія, царство радости и блаженства, царство жизни и безсмертія. Чрезъ эти размышленія умъ нашъ непримѣтно возвысится отъ видимаго къ невидимому, отъ земли къ небу, отъ временныхъ явленій настоящей жизни человѣческой къ вѣчнымъ судьбамъ промысла Божія въ вѣчной судьбѣ человѣчества, самое воображеніе наполнится святыми образами истины и красоты, добродѣтели и правды; сердце умягчится, согрѣется любовію и благодареніемъ къ Искупителю; душа разверзется, и Самъ Господь не умедлитъ озарить ее свѣтомъ лица Своего.

б) Какъ скоро ощутится внутрь это прикосновеніе благодати Господней, да не умедлитъ духъ нашъ вознестись во срѣтеніе грядущаго къ нему Господа на крылахъ усерной и теплой молитвы. О чемъ молиться? О томъ, чтобы Господь не презрѣлъ нашего недостоинства и нечистоты, не оставилъ насъ погибнуть во грѣхахъ, какъ не оставилъ всего человѣческаго рода, отверзъ и намъ дверь покаянія, какъ отверзъ ее всѣмъ людямъ; чтобы ниспослалъ намъ благодать всесвятаго и животворящаго Духа Своего и ею обновилъ, очистилъ и освятилъ насъ; чтобы даровалъ намъ благодать возлюбить Его всѣмъ сердцемъ, всею душею и всею мыслію нашею; чтобы Самъ пришелъ, вселился и обиталъ въ насъ, какъ благоволилъ обитать въ убогомъ вертепѣ и возлежать въ ясляхъ. Такая молитва еще болѣе отторгнетъ духъ нашъ отъ всего земного, соединитъ насъ въ единъ духъ съ Господомъ, исполнитъ сердце тихою радостію о Дусѣ Святѣ, и любы Божія изліется въ сердца наша Духомъ Святымъ. Тогда только способны будемъ праздновать, по слову апостола, не въ квасѣ ветсѣ, но въ безквасіихъ чистоты и истины (1 Кор. 5, 8).

в) Чтобы запечатлѣть эту готовность духа къ прйнятію Господа, чтобы содѣлать нѣчто, особенно пріятное и угодное небесному Посѣтителю душъ, нужна, наконецъ, благопріятная жертва и даръ, какъ дѣятельное свидѣтельство нашей покорности, благодарности и любви. Не говоримъ здѣсь о томъ внутреннемъ жертвоприношеніи, которое совершается совлеченіемъ ветхаго человѣка, распятіемъ плоти со страстьми и похотьми, умерщвленіемъ удовъ, яже на земли (Кол. 3, 5), т. е. умерщвленіемъ въ себѣ всѣхъ противозаконныхъ влеченій сердца, всѣхъ нечистыхъ похотей, всѣхъ пагубныхъ страстей: безъ сего духовнаго жертвоприношенія нельзя и подумать содѣлаться жилищемъ Божіимъ, пріять и вмѣстить въ себѣ Божественное Отроча Виѳлеемское. Ибо кое причастіе правдѣ къ беззаконію? кое общеніе свѣту ко тъмѣ? кое же согласіе Христови съ веліаромъ (2 Кор. 6, 14)? Какъ совмѣстится смиреніе съ гордостію, уничиженіе съ величаніемъ, нищета съ роскошью, чистота съ скверною? Нѣтъ, мы говоримъ здѣсь о той чистой и святой жертвѣ, которая приносится изъ чистой любви къ Богу и пріемлется, по слову апостола, въ жертву благопріятную, въ воню благоуханія, ибо есть признакъ и плодъ истинной любви и благодарности. Это — чистое и безкорыстное служеніе Господу въ лицѣ ближнихъ нашихъ, которое Онъ по милосердію Своему вмѣняетъ Самому Себѣ: понеже, говоритъ, сотвористе единому сихъ братій Моихъ меньшихъ, Мнѣ сотвористе (Матѳ. 25, 40). Итакъ, пусть въ воспоминаніе нищеты и убожества Іисусова облегчится и восполнится, по возможности, скудость убогихъ; пусть въ воспоминаніе наготы Божественнаго Младенца, повитаго пеленами, прикроется нагота неимущихъ: пусть въ память убогаго странничества Іосифа и Маріи, принужденныхъ искать себѣ покоища въ вертепѣ безсловесныхъ, зане не бѣ имъ мѣста въ обители (Лук. 2, 3), введется въ домъ нашъ убогій странникъ, упокоится подъ кровомъ нашимъ не имущій, гдѣ главы приклонити; пусть въ память воспѣтаго ангелами мира услышатъ изъ устъ нашихъ слово мира и прощенія тѣ, которые имѣли несчастіе, по навѣту діавола, оскорбить насъ чѣмъ-либо.

III. Съ подобными мыслями, чувствованіями и дѣлами желаемъ вамъ, братіе, срѣтить великій и просвѣщенный день Господень. Еще бо мало елико елико, Грядый пріидетъ, и не укоснитъ. Аминь. (Сост. по Полн. собр. пропов. Димитрія, архіеп. херсон. и одесск., т. I, изд. 1889 г.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 744-746.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0