Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 24 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 19.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ декабрь.
Двадцать четвертый день.

Поуч. 3-ье. Наканунѣ Рождества Христова.

(Любовь небеснаго Пастыря къ людямъ).

I. Наканунѣ праздника въ честь рожденія Господа и Бога и Спаса нашего І. Христа перенесемся, братія, своими мыслями въ Виѳлеемъ. Представьте, что вы стоите въ вертепѣ надъ яслями, гдѣ лежалъ сповитый Младенецъ Господь Іисусъ. Какія чувства наполняли бы тогда вашу душу? Мы передадимъ вамъ одну прекрасную бесѣду, которую велъ въ душѣ своей съ Младенцемъ Іисусомъ блаженный Іеронимъ, когда онъ жилъ въ Виѳлеемѣ и стоялъ у яслей Господнихъ.

«Когда бы я ни посмотрѣлъ», говорилъ Іеронимъ, «на мѣсто, гдѣ родился мой Спаситель, всегда имѣю съ Нимъ сладкій въ душѣ разговоръ. «Господи Іисусе!» говорю я, «какъ твердо было Тебѣ лежать тамъ въ ясляхъ Твоихъ ради моего спасенія! Что долженъ я воздать Тебѣ за это?» — И мнѣ казалось, какъ-будто Младенецъ отвѣчалъ мнѣ: «ничего Я не желаю, пой только: «слава въ вышнихъ Богу»... Еще хуже будетъ Мнѣ въ геѳсиманскомъ саду и на крестѣ». А я говорю: «ахъ, возлюбленный Младенецъ! Что же я дамъ Тебѣ? Я отдалъ бы Тебѣ все, что имѣю»...

Но Онъ отвѣчалъ: «и небо Мое, и земля Моя: Я не нуждаюсь ни въ чемъ; отдай лучше это все бѣднымъ людямъ, и Я приму, какъ бы это было сдѣлано для Меня».

Я продолжалъ: «охотно сдѣлаю я это; но что я далъ бы Тебѣ собственно?»

Тогда Младенецъ отвѣчалъ мнѣ: «если ты такой щедрый, то Я скажу тебѣ, что ты долженъ дать Мнѣ: дай Мнѣ твои грѣхи, твою испорченную совѣсть и твое осужденіе». — «Что же хочешь Ты съ ними сдѣлать?» спросилъ я. — «Я возьму ихъ на Свои рамена: это будетъ Моимъ достояніемъ и тѣмъ великимъ дѣломъ, о которомъ предсказывалъ Исаія: «Той грѣхи наши носитъ и о насъ болѣзнуетъ». Тогда я началъ плакать и сказалъ: «Божественный Младенецъ! Возьми, что есть моего, и дай мнѣ Твое! Тобою я оправданъ отъ грѣховъ и вѣрую въ жизнь вѣчную!» (См. «Воскр. чт.» за 1867 г.).

II. Братіе мои! Этотъ трогательный разсказъ ясно показываетъ безмѣрную къ намъ любовь небеснаго пастыря І. Христа, Который въ евангеліи Своемъ сказалъ: Азъ есмъ Пастырь добрый, пастырь добрый душу свою полагаетъ за овцы.

а) Овцою заблудшею былъ весь родъ человѣческій, предъ пришествіемъ Спасителя, такъ что, казалось, весь онъ взывалъ къ Богу устами пророка Давида: заблудихъ, яко овча погибшее, взыщи раба Твоего (Пс. 118, 176). И вотъ, когда Единородный Сынъ и Слово Божіе, сошедши съ высоты Своей божественной славы, сталъ человѣкомъ, тогда Онъ, какъ добрый пастырь, оставивъ девяносто девять овецъ — девять чиновъ ангельскихъ на небеси, пришелъ на землю для взысканія сей единой заблудшей овцы. И чего Онъ не сдѣлалъ, чего не понесъ для того, чтобы найти ее? Онъ и алкалъ и жаждалъ, и трудился до пота кроваваго, и распялся и умеръ, чтобы найти Свою овцу заблудшую въ самой утробѣ адской, куда загнало ее преслушаніе Божіей заповѣди.

б) И смотрите, съ какою любовію Онъ ее ищетъ.

Во всей евангельской исторіи не вижу я ни одного такого грѣшника, котораго І. Христосъ не привлекалъ бы къ Себѣ со всею кротостію, со всею любовію, безъ всякаго гнѣва и понужденія. Чтобы привлечь къ Себѣ мытаря Матѳея, начальника мытарей — Закхея и фарисеевъ, Онъ Самъ напрашивался къ нимъ въ домы, соизволялъ раздѣлять съ ними трапезу, и тѣмъ, кто за это Его осуждалъ, Онъ обыкновенно говорилъ, что болящіе имѣютъ нужду во врачѣ, т. е., что грѣшники-то и нуждаются въ Спасителѣ. — Чтобы привлечь къ Себѣ блудницъ и подобныхъ имъ грѣшницъ, Онъ не укорялъ ихъ, не угрожалъ, а принималъ, прощалъ и защищалъ. Когда привели къ Нему женщину, уличенную въ прелюбодѣяніи, Онъ одинъ ее не осудилъ и съ прощеніемъ отпустилъ. Не отрекся ли отъ Него Петръ? Но и его Онъ привлекъ къ покаянію не инымъ чѣмъ, какъ только Своимъ любящимъ взоромъ: воззрѣ Іисусъ на Петра иисшедъ вонъ Петръ плакася горько (Лук. 22, 61, 62). Не вѣровалъ Его воскресенію Ѳома? однакоже Онъ привелъ его къ вѣрѣ не укоризною, не гнѣвомъ, а кротко повелѣвъ ему вложить руку въ Свои ребра... Не предалъ ли Его Іуда? Но — чего не сдѣлалъ милосердый Господь для его вразумленія? Не назвалъ Онъ его измѣнникомъ, отступникомъ, сребролюбцемъ, а сказалъ только, что знаетъ его злое намѣреніе. И притомъ — какъ сказалъ? такъ, что никто посторонній не могъ догадаться, о чемъ идетъ рѣчь. Онъ умылъ ноги Іудѣ, назвалъ его другомъ, попустилъ сему нечестивцу поцѣловать Себя въ ту самую минуту, когда тотъ измѣннически предавалъ Его врагамъ на смерть... О, крайнее милосердіе Твое, Іисусе сладчайшій! Воистину Ты пришелъ, чтобы грѣшниковъ спасти!

Вотъ съ какою любовію ищетъ сей добрый Пастырь Своихъ заблудшихъ овецъ, — ищетъ и тебя, и меня, и всякаго другого грѣшника. Та совѣсть, которая угрызаетъ твое сердце, тотъ страхъ смерти и трепетъ муки вѣчной, который иногда тревожитъ твой умъ, та болѣзнь, которая безпокоитъ тебя, та бѣда, которая грозитъ тебѣ, — та святая литургія, при которой ты присутствуешь, то слово Божіе, которое слышишь, — что все это, какъ не тайный гласъ милосердія Христова, которое ищетъ тебя, зоветъ тебя къ покаянію: Адаме, гдѣ еси? Овча погибшее, гдѣ ты блуждаешь? грѣшникъ, куда ты отъ Меня удалился? Душа заблудшая, гдѣ ты находишься? Адаме, гдѣ еси? Человѣче, не вѣси ли, яко благость Божія на покаяніе тя ведетъ? (Рим. 2, 4). Слышишь ли? Разумѣешь ли? Милосердіе Христово тебя ищетъ и призываетъ, а ты его не слушаешь и дальше убѣгаешь, — смотри же, что дѣлаетъ твой добрый Пастырь — І. Христосъ? Гнѣвается ли Онъ? Нѣтъ, Онъ терпитъ и ждетъ тебя... И если, овча заблудшее, истинно покаешься, къ Нему возвратишься, то съ какою радостію приметъ тебя сей добрый Пастырь? Онъ подниметъ тебя на рамена Свои, то есть, поможетъ тебѣ всею силою Своей благодати божественной, Онъ приведетъ тебя въ стадо Свое — въ св. церковь Свою, Онъ приметъ тебя въ объятія Своей любви. Одна только заблудшая овца вернулась въ стадо и — смотрите какъ радуется Пастырь! — Ангелы святые! Радуйтесь со Мною, говоритъ Онъ, яко обрѣтохъ овцу Мою погибшую! (Лук. 15, 6). Одинъ только грѣшникъ кается на землѣ, и радостно торжествуетъ весь рай на небѣ! Радость бываетъ на небеси о единомъ грѣшникѣ кающемся. Почему такая радость? Что Богу изъ сего? Развѣ отъ того пріумножается Его безконечная слава, Его блаженство? Нѣтъ. Такъ что же побуждаетъ Бога такъ радоваться о покаяніи единаго грѣшника? — Ничто другое, какъ только Его милосердіе! О безконечное милосердіе! О непостижимая благость!... Боже многомилостивый! Что есть человѣкъ, яко помниши его, или сынъ человѣчь, яко посѣщаеши его? (Пс. 8, 5). Что такое человѣкъ? Не червь ли земной? не прахъ ли, не земля ли? Онъ — ничто, и къ нему ли являешь Ты такую любовь, такое милосердіе? О немъ ли столько заботишься? Вѣдь онъ, неблагодарный, преступилъ Твою заповѣдь, онъ попралъ законъ Твой, онъ обезчестилъ имя Твое, презрѣлъ Твои таинства... Онъ такъ долго жилъ въ удаленіи отъ Тебя и Ты не помнишь того, сколь многократно онъ согрѣшалъ предъ Тобою!.. Отвѣтствуетъ на это милосердый Богъ: правда, человѣкъ — грѣшникъ, но онъ — созданіе рукъ Моихъ: живу Азъ, не хощу смерти грѣшника, но еже обратитися ему и живу быти (Іез. 33, 11). Знаетъ Создатель Свое созданіе и терпитъ его немощи, прощаетъ согрѣшенія... И такъ, утѣшься, кающійся грѣшниче, хотя ты и много грѣшилъ, но нѣтъ грѣха, побѣждающаго Божіе милосердіе. Ты согрѣшилъ, но если покаешься, то всѣ твои грѣхи будутъ забыты, будутъ прощены. Утѣшайте, утѣшайте люди Моя, глаголетъ Богъ: священницы глаголите въ сердцы Іерусалиму, яко разрѣшися грѣхъ его (Ис. 40, 1). Какъ таетъ воскъ отъ огня, такъ таетъ и грѣхъ человѣческій отъ теплоты Божія милосердія.

в) Кажется, слышать грѣшнику о столь великомъ милосердіи Божіемъ не полезно: можетъ случиться, что онъ еще больше станетъ грѣшить въ надеждѣ на сіе милосердіе. Ему полезнѣе было бы слышать о томъ, сколь велико Божіе правосудіе: быть можетъ тогда онъ устрашился бы сего правосудія и скорѣе покаялся. Но истинный христіанинъ больше боится Божія милосердія, нежели Его правосудія, больше трепещетъ Бога милосердаго, чѣмъ правосуднаго. Когда Богъ есть весь — правда, весь — гнѣвъ, и я не каюсь, то я могу сказать: какъ мнѣ обратиться къ Богу, отъ гнѣва Котораго трепещутъ и небо, и земля, и преисподняя? Аще беззаконія назриши, Господи, кто постоитъ? (Пс. 129, 3). Но когда Богъ есть весь — милосердіе, весь любовь, а я не каюсь: то какое мнѣ будетъ извиненіе? Вѣдь я знаю, что Богъ мною грѣшнымъ не гнушается, что Онъ съ любовію пріемлетъ кающагося и прощаетъ, — чѣмъ же мнѣ оправдать свое нерадѣніе? И вотъ, взирая на Божіе милосердіе и на свое ожесточеніе, я трепещу и ужасаюсь... Велико Божіе милосердіе, но велико же и мое упорство во грѣхѣ! Чѣмъ все это можетъ кончиться? — Да тѣмъ, что Богъ наконецъ отъ меня отступится, и сколь велико было ко мнѣ Божіе милосердіе, столь же велико будетъ и мое вѣчное мученіе...Горе намъ, грѣшники, когда истощится Божіе къ намъ долготерпѣніе! Тихо и спокойно течетъ вода въ ручьѣ; задерживаютъ ее сегодня, задерживаютъ завтра, задерживаютъ послѣ завтра, а между тѣмъ она все прибываетъ да прибываетъ... Наконецъ она размываетъ плотину, дотолѣ тихая и спокойная, она становится бурною рѣкою, которая быстро разливается и затопляетъ поля, унося за собою и деревья и животныхъ... Вотъ такъ же и Божіе долготерпѣніе: оно тихо и спокойно ожидаетъ нашего покаянія. Ждетъ оно сегодня, ждетъ завтра и послѣ завтра. Наконецъ оно истощается, и сколь велико было Божіе долготерпѣніе, столь же великій возгорится и Божій гнѣвъ. И онъ наказуетъ, умерщвляетъ, казнитъ грѣшниковъ...

III. Покайся же и обратись къ своему доброму Пастырю, овча заблудшее! Востани и пріиди къ милосердому Отцу, блудный сыне! Увѣряю тебя, что и тебя приметъ добрый Пастырь и чадолюбивый Отецъ, приметъ съ любовію, съ радостью, съ распростертыми объятіями. Увѣряю тебя въ семъ святою плотію, которую на Себя Слово Божіе воспріяло, когда человѣкомъ стало, — тѣми слезами, которыя малый Младенецъ во ясляхъ вертепа виѳлеемскаго источалъ, тѣмъ млекомъ, которымъ Онъ отъ Матери Своей Дѣвы питался, — тѣмъ благодатнымъ именемъ Іисусъ, которое толкуется Спаситель. Той бо спасетъ люди Своя отъ грѣхъ ихъ! Аминь. (Сост. свящ. Г. Дьяченко по Воскр. чт. за 1867 г., и поуч. Иліи Минятія, сн. № 347 Троицк. лист.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 740-743.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0