Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 28 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ декабрь.
Двадцать четвертый день.

Поуч. 2-ое. Наканунѣ Рождества Христова.

(«Христосъ съ небесъ — срящите!»).

I. Приближается, братія, великій Божественный праздникъ, котораго, какъ всегда бываетъ, ожидаемъ мы съ нетерпѣніемъ, и который желаемъ встрѣтить и провести въ веселіи и радости. Это — торжественное воспоминаніе пришествія съ небесъ на землю Сына Божія и явленія Его во плоти. Великій поистинѣ и Божественный праздникъ! Сынъ Божій пришелъ къ намъ, родился для насъ, какъ человѣкъ; не оставль нѣдра Отча, не разлучаясь съ единосущнымъ Своимъ Отцемъ, пришелъ на землю, посѣтилъ нашу нищету (ирм. 8 гласъ), наше бѣдное человѣчество, чтобы обогатить насъ Своею Божественною благодатію и славою. Какое необыкновенное посѣщеніе! Какъ же намъ, братія, встрѣтить такого необыкновеннаго Посѣтителя, такого великаго Благодѣтеля? А вѣдь это сдѣлать непремѣнно надобно. Представьте, какъ ожидаемъ мы, съ какими заботами готовимся встрѣтить и какую почесть воздать нашему земному царю, или первородному сыну цареву, наслѣднику престола, если они благоволятъ посѣтить насъ?

Не тѣмъ ли болѣе мы должны съ величайшею почестію встрѣтить грядущаго къ намъ единороднаго Сына Царя небеснаго, наслѣдника всѣмъ (Евр. 1, 2), Его же царство, царство всѣхъ вѣковъ, и владычество во всякомъ родѣ и родѣ? (Пс. 144, 13). Какъ же, повторяю, встрѣтить намъ грядущаго къ намъ Сына Божія? Какія воздать Ему почести ? Чѣмъ засвидѣтельствовать предъ Нимъ наше усердіе? Что принести Ему въ даръ? Сама святая церковь заботится съ нами и за насъ о благопріятномъ приношеніи грядущему къ намъ Сыну Божію. Что Ти принесемъ, Христе, поетъ она на праздникъ Рождества Христова, что Ти принесемъ, Христе, яко явился еси на земли, яко человѣкъ, насъ ради?

II. Встрѣча земного царя отчасти даетъ намъ понятіе и о томъ, какъ мы должны встрѣчать Царя небеснаго.

Что дѣлается у насъ, когда мы готовимся встрѣтить земного царя? Обыкновенно, къ принятію царя заводимъ новыя лучшія и дорогія одежды, и въ честь его дѣлаемъ общія торжественныя собранія. Не такъ ли встрѣтить намъ и Царя небеснаго? Отчасти такъ, а еще болѣе не такъ. Заводить къ празднику обновы мы имѣемъ большую охоту; также веселиться въ праздникъ у насъ въ большомъ обычаѣ. Что-жъ? И то, и другое идетъ къ празднику; и въ томъ и другомъ нельзя отказать христіанину, какъ человѣку, и особенно въ праздникъ. Но какъ одѣваться, какъ веселиться? Одѣваться прилично, веселиться благопристойно. Излишніе наряды, пышныя, дорогія одежды уже дѣлаются не для чести праздника, а только для одного самолюбія и тщеславія.

Равнымъ образомъ и увеселенія нескромныя, шумныя, разорительныя ни мало не сообразны съ достоинствомъ праздника. Нѣтъ. Все это идетъ болѣе къ празднованію земному, по правиламъ и обычаямъ міра. А празднованіе христіанское требуетъ совсѣмъ другихъ почестей и жертвъ. На что Богу наши дорогія одежды? Онъ, — всевѣдущій, и зритъ не на наши одежды, а на сердца. Приметъ ли Онъ наши празднества, которыя заключаются въ мірскихъ ликованіяхъ и увеселеніяхъ? Онъ Богъ любви и благости, Господь славы. Ему нужно отъ насъ искреннее усердіе и благодарное прославленіе. Значитъ, не такъ мы должны встрѣтить Царя небеснаго, какъ встрѣчаемъ земного. Да, братія, не такъ, а только подобно тому. Хорошо намъ встрѣтить небеснаго Царя въ хорошей одеждѣ, въ обновѣ, приличной святости Его. Но какая это одежда, какая обнова, и гдѣ намъ взять ее?

а) Такую одежду, такую обнову завела уже всѣмъ намъ св. церковь. — Это — постъ предъ праздникомъ Рождества Христова: вотъ прекрасная обнова къ празднику; вотъ дорогая одежда, въ которой достойно можемъ мы встрѣтить грядущаго къ намъ Сына Божія. Кто не постился, тотъ остался безъ обновы къ празднику, въ старой и, можетъ быть, ветхой одеждѣ.

А какъ одежда на насъ всегда бываетъ не одна, то и здѣсь можно украсить себя еще другими обновами. Напримѣръ, доселѣ мы были съ кѣмъ либо во враждѣ; предъ праздникомъ и для праздника прекратить эту вражду, и примириться — какая прекрасная обнова!

Или кѣмъ-либо овладѣла, и особенно въ праздники, пьянственная, либо другая какая страсть; вооружиться противъ нея и обречь себя ка воздержаніе и трезвость не только въ праздники, но и на будущее время, — вотъ прекрасная обнова! Такія обновы какъ пріятны будутъ для святѣйшаго взора грядущаго къ намъ Сына Божія.

б) А касательно торжественныхъ и увеселительныхъ собраній, какія приличны святости праздника, уже и говорить не нужно. Святая церковь, какъ извѣстно всѣмъ, открываетъ въ этотъ божественный праздникъ свѣтлое торжество и созываетъ на него всѣхъ вѣрныхъ чадъ своихъ. Какое великолѣпіе, какая слава, какое духовное веселіе въ этихъ священныхъ собраніяхъ! Тутъ только и слышится величаніе, прославленіе, благодареніе пришедшему къ намъ спасти насъ Сыну Божію. Не быть въ этихъ собраніяхъ, или быть не во всѣхъ, или и быть, но не принять сердечнаго участія въ молитвѣ, въ пѣснопѣніи, вообще въ торжествѣ церкви, значитъ худо встрѣчать, или совсѣмъ не встрѣчать такого великаго Посѣтителя, нашего Благодѣтеля и Спасителя. — Вотъ, братія, какъ должны мы встрѣчать пришествіе къ намъ Сына Божія, Рождество Господа нашего І. Христа.

в) Позвольте указать вамъ еще на одно приношеніе, на одну почесть, съ которыми мы можемъ встрѣтить грядущаго къ намъ Спасителя, Сына Божія. Приношеніе это Ему самое пріятнѣйшее, почесть эта для Него самая драгоцѣннѣйшая. Мы — русскіе. А у русскихъ, знаете, какой драгоцѣннѣйшій обычай при встрѣчѣ царя? Подносятъ царю хлѣбъ-соль. Не поднести ли намъ, по благочестивому русскому обычаю, и небесному Царю также хлѣбъ-соль? О, какъ это было бы прекрасно! Вотъ тогда бы мы были истинно русскіе православные христіане. «Да какъ же это?» спросите. Кто приметъ отъ насъ нашу хлѣбъ-соль? Бѣдные и нищіе братія наши. Вотъ въ чьи руки отдадимъ нашу благотворительную жертву. Вѣрьте, — эта жертва руками нищихъ пойдетъ прямо въ руки Сына Божія, Спасителя нашего. Понеже, сказалъ Онъ намъ, сотвористе единому сихъ братій Моихъ меньшихъ, Мнѣ сотвористе (Матѳ. 25, 40). Прекрасно понимали это добрые наши предки, и передъ такими великими праздниками священнымъ долгомъ считали для себя раздавать повсюду милостыню щедрою рукою. Нынѣ, къ прискорбію, этотъ святой обычай уже далеко не таковъ, какъ былъ прежде. Наши страсти и наши прихоти стѣсняютъ болѣе и болѣе чувство любви и доброжелательства къ бѣднымъ, и мы жертвуемъ болѣе и охотнѣе себѣ, чѣмъ нуждающимся братіямъ нашимъ о Христѣ. Какіе мы христіане, если не сочувствуемъ своимъ ближнимъ, если сами обильно наслаждаемся дарами Божіими, а о другихъ не хотимъ и подумать? Какъ въ праздникъ самому богато и пышно одѣться и сѣсть за пріятный и роскошный столъ, и не вспомнить, такъ ли, или хотя сколько нибудь подобно ли одѣты и напитаны другіе, и нѣтъ ли такихъ, у которыхъ, можетъ быть, нѣтъ ни одѣянія, ни хлѣба? Какъ предаться излишнимъ веселостямъ въ праздникъ, и не подумать, что, можетъ быть, есть люди, которымъ отъ недостатка и бѣдности, или отъ постигшаго несчастія достанется только прослезиться въ праздникъ? Ахъ, какъ бы необходимо обратить на это общее вниманіе! Какъ бы прекрасно было, если не постоянно, то хотя предъ такими великими праздниками дѣлать общій сборъ пожертвованій и раздачу бѣднымъ! Въ нынѣшнія времена на все, что служитъ къ нашему удовольствію, найдутся распорядители, и усердствующіе, а на святое дѣло христіанское — увы! — нѣтъ, мало расположенія у христіанъ.

III. Будемъ подражать, братія, благочестивымъ предкамъ нашимъ въ христіанскомъ празднованіи великихъ Божественныхъ праздниковъ. Будемъ, по мѣрѣ возможности и достатка, удѣлять отъ достоянія нашего на праздники бѣднымъ братіямъ нашимъ. Это будетъ лучшая изъ жертвъ, которыми мы почтимъ пришествіе къ намъ Сына Божія. Вѣдь Онъ и Самъ обнищалъ насъ ради, родился въ вертепѣ, и возлегъ въ ясли. Какъ прилична и какъ любезна Ему будетъ наша доброхотная жертва! А Онъ, всеблагій и вседовольный, Онъ расплатится съ нами щедро, обогатитъ насъ отъ спасительной Своей нищеты (2 Кор. 8,9), и здѣсь Своей Божественною благодатію, и тамъ — за гробомъ Своею Божественною славою... Боже нашъ, слава Тебѣ! (Сост. по кн. «Сѣятель благочестія» прот. Нордова).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 738-740.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0