Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 30 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 18.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ декабрь.
Двадцать четвертый день.

Поуч. 1-ое. Св. преподобномуч. Евгенія.

(Отчего въ нашихъ душахъ слабо дѣйствуетъ слово Божіе?)

I. Св. Евгенія, память коей совершается нынѣ, была дочь египетскаго правителя Филиппа, который хотя и былъ язычникъ, но кротко обходился съ христіанами. Въ свободное время Филиппъ любилъ заниматься обученіемъ своей дочери всему тому, что самъ зналъ, а онъ зналъ много. Подъ руководствомъ отца Евгенія научилась въ совершенствѣ владѣть языками греческимъ и латинскимъ — многое перечитала, многое узнала. Она имѣла прекрасныя способности, особенно хорошую память. Стоило ей только разъ прочитать или услышать какую-нибудь новую истину — и она уже никогда не забывала ее.

Однажды Евгенія случайно нашла посланія апостола Павла, прочитала ихъ со вниманіемъ и рѣшилась обратиться къ вѣрѣ Христовой. Случилось ей быть за городомъ.

Проѣзжая мимо монастыря, она услышала пѣніе христіанъ: вси бози языкъбѣсове: Господь же небеса сотворилъ, и тотчасъ припомнила прочитанное у ап. Павла. Въ тотъ же день она крестилась и поступила въ монастырь. Чрезъ нѣсколько времени Евгенія обратила ко Христу своихъ родителей и братьевъ.

Переселившись съ своими родителями въ Римъ, она старалась распространять христіанство среди знакомыхъ ей женщинъ и дѣвицъ, за что и была усѣчена мечемъ.

II. Вы слышали, братіе, что чтеніе слова Божія, именно чтеніе посланій св. ап. Павла произвело столь сильное впечатлѣніе на душу св. преподобномученицы Евгеніи, что она въ скоромъ времени порвала всѣ связи съ языческой вѣрой и приняла христіанство.

Отчего же такъ сильно воздѣйствовало сѣмя слова Божія на душу св. Евгеніи?

Оттого, что оно не нашло въ ней никакихъ препятствій къ своему возрастанію и плодоношенію.

Въ евангеліи Господь І. Христосъ сравниваетъ слово Божіе съ сѣменемъ и говоритъ о сѣяніи его въ душахъ и сердцахъ человѣческихъ. Спрашивается: почему слово Божіе, или ученіе вѣры и евангельскій законъ, уподобляется сѣмени? Потому что какъ сѣмя, хотя по природѣ своей плодоносно, но если упадетъ не на добрую землю, то никакого плода принести не можетъ: такъ и слово Божіе, хотя само по себѣ полезно для наученія, для обличенія, для исправленія, для наставленія въ праведности (2 Тим. Ш, 16), однако, если найдутся нѣкоторыя препятствія въ душѣ слушателя, никогда не можетъ произзести въ ней обыкновеннаго своего дѣйствія.

Каковы же эти препятствія, и какъ бы намъ удалить ихъ изъ своихъ душъ, чтобы они не сдѣлались причиною нашей погибели?

а) Первое препятствіе, которое не позволяетъ слову Божію возрастать и созрѣвать въ сердцѣ человѣческомъ, есть лѣность и небреженіе слушателей. І. Христосъ означаетъ это словами: иное сѣмя упало при дорогѣ. Подъ дорогой разумѣется здѣсь сердце лѣниваго и празднолюбиваго человѣка (какъ поясняетъ свят. Златоустъ). Какъ сѣмя, брошенное на дорогу, попирается (топчется) ногами проходящихъ: такъ и лѣнивый слушатель не обращаетъ вниманія на слово Божіе. Онъ съ большимъ удовольствіемъ слушаетъ, когда ему разсказываютъ пустыя небылицы, чѣмъ когда наставляютъ его христіанской жизни. Вотъ примѣръ тому: одинъ греческій учитель не могъ добиться, чтобы народъ его выслушалъ, когда онъ говорилъ о самыхъ важныхъ государственныхъ дѣлахъ. Тогда онъ сталъ разсказывать народу слѣдующую небылицу: «какой-то юноша въ лѣтнее время нанялъ у нѣкотораго человѣка осла, чтобы проѣхать отъ одного города до другого; когда въ полдень стало палить соднце, то оба они хотѣли укрыться отъ жара подъ тѣнью осла; но одинъ другого оспаривалъ и отталкивалъ отъ тѣни; юноша говорилъ, что онъ нанялъ осла, а потому и тѣнь осла должна быть въ его пользу; а хозяинъ осла говорилъ, что онъ отдалъ въ наемъ осла безъ тѣни». Сказавъ это, учитель сошелъ со своего мѣста, чтобы уйти, но народъ удерживалъ его, требуя, чтобы онъ кончилъ и сказалъ, какое было рѣшеніе спора. Тогда учитель засмѣялся и сказалъ: «какіе вы люди! о тѣни осла вы желаете слушать, а о спасеніи отечества не желаете». Такъ и нѣкоторые христіане: когда они смотрятъ, слушаютъ или читаютъ что нибудь пустое, то нимало не скучаютъ, хотя бы то продолжалось цѣлый день. А если въ церкви проповѣдь продолжается на четверть часа и даже меньше, то какъ имъ бываетъ тогда скучно! Тутъ ли ожидать плода небесному Сѣятелю отъ Своего божественнаго сѣмени, которое Онъ разсѣваетъ отъ начала міра до сего времени, то чрезъ особое дѣйствіе благодати внутри человѣка, то чрезъ Своихъ слушателей?

б) Другое препятствіе, не допускающее слову Божію укорениться въ сердцахъ человѣческихъ и приносить плодъ, есть ожесточеніе этихъ сердецъ. Людей съ ожесточеннымъ сердцемъ І. Христосъ уподобляетъ камнямъ, когда говоритъ: иное (сѣмя) упало на камень и, взошедши, засохло, потому что не имѣло влаги. Какимъ способомъ человѣкъ становится похожимъ на камень? Чрезъ долговременное пребываніе во грѣхѣ. Премудрый говоритъ: егда пріидетъ нечестивый въ глубину золъ, нерадитъ (Притч. ХѴIII, 3), т. е. когда человѣкъ привыкаетъ къ какому-нибудь беззаконному дѣлу, то онъ не слышитъ ни угрызенія совѣсти, ни обличенія проповѣдниковъ.

в) Третьимъ препятствіемъ къ тому бываютъ житейскія попеченія и наслажденія. Все это Спаситель нашъ заключилъ подъ именемъ тернія, сказавъ: а иное сѣмя упало между терніемъ, и выросло терніе и заглушило его. Нерѣдко бываетъ, что люди съ умиленіемъ, а иногда со слезами принимаютъ въ себя слово Божіе и, кажется, хотятъ исправиться отъ грѣховъ и обратиться на путь истинный. Но потомъ, не желая лишить себя какого-нибудь временнаго блага или еще болѣе желая умножить его, по душевной слабости остаются такими же, какими были и прежде. Посему-то І. Христосъ говорилъ: не можете Богу работати и мамонѣ (Мѳ. VI, 24). Въ особенности плотскія страсти и сребролюбіе не позволяютъ слову Божію созрѣть въ человѣческомъ сердцѣ. Плотоугодникъ и сребролюбецъ не слушаютъ увѣщанія Христова. Посему-то апостолъ говоритъ: мудрованіе плотское вражда на Бога есть, закону бо Божію не покоряется, ниже бо можетъ (Римл. ѴIIІ, 7). Здѣсь подъ мудрованіемъ плотскимъ разумѣются плотскіе пороки, какъ-то: объяденіе, пьянство, блудъ. Живущіе въ этихъ порокахъ, какъ сущіи во плоти, Богу угодити не могутъ. Пьяница и развратникъ подобны свиніямъ, которыя не любятъ душистыхъ цвѣтовъ, а вмѣсто того любятъ смрадъ, и они также не любятъ сладости словесъ Божіихъ, благоуханія молитвы, чуждаются храма, а вмѣсто того идутъ на дѣла грѣховныя, на нечистыя наслажденія, предаются разгулу и безпутству и питаютъ свою душу не словомъ Божіимъ, а, по евангельской притчѣ о блудномъ сынѣ, рожками, которые ѣдятъ свиньи (Лук. XV, 16). И о сребролюбіи или скупости І. Христосъ свидѣтельствуетъ, что оно составляетъ великое препятствіе ко входу въ царствіе Божіе, ибо говоритъ: неудобь богатый внидетъ во царствіе Божіе. Упоминаемый въ евангеліи юноша, который вопрошалъ І. Христа: что ему нужно сдѣлать, чтобы наслѣдовать жизнь вѣчную? — былъ, по-видимому, готовъ исполнить всѣ повелѣнія Господни, но когда Господь потребовалъ отъ него, чтобы онъ исправился отъ сребролюбія, роздалъ имѣнія свои нищимъ, то юноша, слышавъ слово отъиде скорбя (Мѳ. XIX. 16—24). Такъ сердце человѣка сребролюбиваго отвращается отъ слова Божія и хотя со скорбію, но все же удаляется отъ него, чтобы не разстаться со своею страстью. (См. проп. прилож. къ «Руковод. для с. паст.»).

III. Вотъ главнѣйшія препятствія къ пріятію и сохраненію внутри души спасительнаго сѣмени — слова Божія, которыя да поможетъ намъ Богъ молитвами св. преподобно-мученицы Евгеніи преодолѣть, дабы не лишиться благъ жизни вѣчныя. Аминь. (Сост. по указ. источн.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 736-738.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0