Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 22 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 31.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ декабрь.
Двадцать третій день.

Преподобный Нифонтъ.

(Уроки изъ его жизни: а) опасность худого товарищества и б) необходимость увѣщевать ко спасенію ближнихъ, находящихся въ опасности нравственно погибнуть).

I. Преподобный Нифонтъ, память коего нынѣ, жилъ въ ІѴ вѣкѣ; въ отрочествѣ онъ былъ благочестивъ, добръ, тихъ, кротокъ и любилъ посѣщать церковь. Когда же онъ началъ приходить въ юношескій возрастъ и лишился опытнаго наставника, а затѣмъ сблизился съ дурными товарищами, то началъ поступать по своему уму-разуму, какъ вздумается, и такимъ образомъ мало-по-малу добрый характеръ его испортился. Но Богъ явилъ ему Свое милосердіе и въ одно мгновеніе пробудилъ въ немъ чувство раскаянія. Однажды пришелъ къ Нифонту другъ его — Никодимъ. Поздоровавшись, онъ посмотрѣлъ на лицо своего пріятеля и сильно ужаснулся. Оба друга молчали. «Что ты смотришь на меня, какъ на незнакомаго?» заговорилъ Нифонтъ. — «Повѣрь мнѣ, другъ, отвѣчалъ Никодимъ, я никогда не видалъ тебя такимъ, какъ теперь; лице твое черно, страшно и ужасно». Услышавъ это, Нифонтъ живо припомнилъ свое поведеніе, закрылъ лицо руками и началъ плакать. Раскаяніе его было чистосердечное. Онъ сталъ усердно молиться и вести жизнь благочестивую, распиная плоть свою со страстьми и похотьми страхомъ суда Божія. Наконецъ за святость своей жизни онъ впослѣдствіи, по указанію Божію, былъ избранъ во епископы кипрской церкви. Во время смерти лице его просвѣтилось и исполнилось особенной привлекательности и радости.

II. Жизнь препод. Нифонта даетъ намъ, братіе, много поучительныхъ уроковъ.

а) Изъ нея мы видимъ, во-первыхъ, весь вредъ для нравственной жизни худого товарищества. Пока у Нифонта былъ опытный и добрый наставникъ, онъ былъ кротокъ, тихъ, послушенъ и вообще благочестивъ; когда же онъ лишился своего благочестиваго наставника и подпалъ вліянію развращенныхъ товарищей — онъ сталъ ходить по путямъ своихъ плотскихъ похотей и предался порочной жизни.

Слово Божіе сильно предостерегаетъ людей отъ сближенія съ дурными обществами.

аа) Остерегая отъ развратнаго сообщества и соблазнителъныхъ бесѣдъ, премудрый Соломонъ рѣшительно говоритъ, что такія бесѣды и сообщества неизбѣжно гибельны.

Можетъ ли кто взять себѣ огнь въ пазуху, чтобы не прогорѣло платье его? Можетъ ли кто ходить по горящимъ угольямъ, чтобы не обжечь ногъ своихъ? (6. 27, 28). Св. ап. Павелъ пишетъ: «тлятъ обычаи благи бесѣды злы» (1 Кор. 15, 33), т.-е. худыя общества развращаютъ добрые нравы.

бб) Тоже свидѣтельствуютъ и всѣ тѣ, кто на себѣ горькимъ опытомъ испыталъ гибельность вліянія худого товарищества. Блаженный Августинъ такъ оплакивалъ несчастія своей молодости: «я блуждалъ въ такой слѣпотѣ, что стыдился не имѣть столько безстыдства, сколько имѣли мои товарищи; я дѣлался день ото дня порочнѣе только для того, чтобы за честность не прослыть у нихъ безчестнымъ человѣкомъ. Боже мой! Ты видѣлъ, съ какимъ удовольствіемъ ходилъ я по улицамъ Вавилона, и какъ услаждался, валяясь въ грязи, какъ будто это былъ драгоцѣннѣйшій бальзамъ. Невидимый врагъ попиралъ меня своими ногами и водилъ по своей волѣ, ибо я, бѣдный, шелъ за нимъ вездѣ съ радостію». Отчего же происходила такая слѣпота? «О, враждебное дружество! — продолжаетъ Августинъ; — ты столько развращаешь сердца молодыхъ людей, что они не для своей выгоды, не для того, чтобы сдѣлать другому зло, но безъ намѣренія, для одной шутки дѣлаютъ зло. Ахъ! бывало только скажутъ: пойдемъ съ нами, сдѣлаемъ то или это, — и я стыдился не предаваться всѣмъ порочнымъ увлеченіямъ». («Воскр. чтен.»).

б) Изъ жизни препод. Нифонта мы, во-вторыхъ, видимъ, какъ драгоцѣнно бываетъ увѣщаніе къ исправленію жизни, если оно преподается отъ души доброй и дружеской, или же если оно вообще совешается въ духѣ христіанской любви и взаимнаго назиданія.

Когда Никодимъ, другъ Нифонта, при видѣ мрачнаго лица его, на которомъ отпечатлѣлась порочная жизнь его, выразилъ справедливое свое изумленіе и даже ужасъ, этого было достаточно, чтобы пробудить въ Нифонтѣ дремлющую совѣсть и обратить его на путь нравственнаго исправленія.

Такъ должны дѣлать и мы при видѣ нашихъ ближнихъ, готовыхъ нравственно погибнуть.

Св. Іоаннъ Златоустъ, убѣждая мірянъ раздѣлять съ нимъ, труды и заботы о спасеніи братій, желаетъ, чтобы они предавались этому дѣлу со всею горячностію любви, и чтобы они не оставляли этого дѣла, когда не видятъ плода отъ своего усердія. «Не видишь ли, говоритъ онъ, какъ отцы, нерѣдко отчаявшись уже въ жизни своихъ сыновей, садятся при нихъ, плачутъ, горюютъ, цѣлуютъ ихъ, дѣлаютъ все, что зависитъ отъ нихъ до послѣдняго издыханія? Это и ты делай съ братомъ. Они плачемъ и слезами не могутъ ни прогнать болѣзнь, ни отклонить угрожающую смерть: а ты нерѣдко можешь, съ терпѣніемъ и настойчивостію, привлечь и возставить слезами и плачемъ душу отчаянную. Ты совѣтовалъ, и не убѣдилъ? Плачь и трогай его часто; стенай горько, чтобы онъ, устыдившись твоей попечительности, обратился ко спасенію... Не должно отвергать и оставлять въ небреженіи и тѣхъ, которые страждутъ неисцѣлимою болѣзнію, хотя бы мы предвидѣли ясно, что они, и послѣ многаго о нихъ попеченія и наставленія, не принесутъ никакого плода. Если слово это кажется вамъ страннымъ, мы докажемъ вѣрность его тѣмъ, что сдѣлалъ и сказалъ Христосъ. Мы, люди, не знаемъ будущаго, и потому рѣшительно не можемъ сказать о слушателяхъ, убѣдятся ли, или не убѣдятся они нашими словами; но Христосъ, ясно зная то и другое, не преставалъ до конца исправлять того, кто имѣлъ оказаться непослушнымъ Ему». (Бес. о Лазарѣ 1, 5, стр. 24—25).

«Одни безсловесныя не заботятся о ближнихъ и не имѣютъ никакого понятія о другихъ», говоритъ тотъ же св. отецъ церкви. Нѣтъ больше доказательствъ любви, какъ не презирать заблуждающихъ братьевъ (18 бес. на послан. къ ефес.). «Когда ты увидишь, говоритъ тотъ же святитель, что кто-либо нуждается въ душевномъ и тѣлесномъ врачеваніи, не говори самъ себѣ: почему такой-то и такой-то не излѣчилъ его? Но самъ избавь больного отъ недуга, и не требуй отъ тѣхъ отчета въ ихъ небреженіи о немъ. Ибо, если ты прольешь на него, какъ елей, слово ученія, если обвяжешь его кротостію, если уврачуешь терпѣніемъ, то онъ обогатитъ тебя болѣе, нежели какое-либо сокровище. «Аще изведеши честное отъ недостойнаго, яко уста Моя будеши, говоритъ Господь» (Іер. 15, 19). Что можетъ сравниться съ симъ? чего не можетъ сдѣлать ни постъ, ни возлежаніе на землѣ, ни всенощныя бдѣнія, ни что-либо другое, то дѣлаетъ попеченіе о спасеніи брата. Подумай, какъ часто уста твои грѣшили, сколько произносили непристойныхъ словъ, сколько богохульствъ, сколько ругательствъ, и — ты непремѣнно примешься за попеченіе о падшемъ, потому что чрезъ одно дѣло можешь очистить всю такую нечистоту свою. Что я говорю: очистить? — ты сдѣлаешь уста свои устами Божіими. Что можетъ сравниться съ этою честію? Это не я обѣщаю: Самъ Богъ сказалъ, что, если хотя одного кого-либо изведешь, то уста твои будутъ яко уста Моя — чисты, святы. Итакъ не будемъ безпечны въ разсужденіи братьевъ, но позаботимся о спасеніи ихъ». (6 бес. противъ іудевъ).

«Если вы увидите слѣпца, стоящаго на краю бездны, не поспѣшите ли вы предотвратить его отъ паденія? говоритъ тотъ же св. отецъ церкви, въ другомъ мѣстѣ. Какъ же мы можемъ взирать на нашихъ братьевъ, постоянно низвергающихся въ бездну ада, и не подавать имъ руку помощи?» (Св. Злат. «бесѣда 16 къ народ.») «Употребите всѣ ваши усилія, приложите всѣ ваши знанія, всѣ ваши заботы къ наставленію и обращенію заблудившихся». (Св. Злат. orat 5. adѵ. jud.). Я, говоритъ Господь, сотворилъ небо землю, а тебѣ, о человѣкъ, Я далъ такую же власть сдѣлать землю небомъ. Я возжегъ свѣтила; вы можете сдѣлать подобное, озаряя вашего ближняго свѣтомъ истины. Вы не можете создать человѣка, но вы можете преобразить его и сделать его для Меня угоднымъ и возлюбленнымъ». «Обратившій хотя одну душу угождаетъ Богу несравненно болѣе, чѣмъ тотъ, кто роздалъ бы все свое имущество бѣднымъ». (Св. Злат. «бесѣд. 3 на быт.»). (Гал. 6, 1. 1 Іоан. 3.18 1 Петр. 2. 9. 12. Іак. 5, 20. Іезек. 3,18).

«Проповѣданіе истины другимъ больше молитвы, говоритъ св. Григорій Двоесловъ; обратить грѣшника на покаяніе большее чудо, нежели воскресить мертвеца: воскрешенный опять умретъ, а воставшая изъ грѣха душа — жива будетъ во вѣки. Смотри внимательно: Господь воскресилъ Лазаря отъ гроба, и о послѣдующей его жизни нѣтъ сказаній евангелія; воскресилъ Христосъ душу въ Павлѣ апостолѣ — и многи силы сотворилъ онъ ученіемъ своимъ». (Прологъ 29 февраля).

«Если утолившій чашею воды жажду тлѣннаго тѣла ближняго своего не будетъ забытъ предъ Мздовоздаятелемъ Богомъ; кольми паче воспомянутъ будетъ во благоволеніи тотъ, кто помогъ безсмертной душѣ, во время ея духовной жажды, вкусить хотя каплю сладкой и живой воды молитвы и благодати?» учитъ святитель Филаретъ, митрополитъ моск. (См. проп. Филарета м. м.)

III. Богъ молитвами препод. Нифонта да поможетъ намъ назидать другъ друга къ созиданію тѣла Христова, и споспѣшествовать всѣмъ становиться наслѣдниками царствія небеснаго. (Св.. Гр. Дьяченко).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 734-736.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0