Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 23 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 23.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ декабрь.
Двадцать второй день.

Поуч. 2-ое. Св. великомученица Анастасія Узорѣшительница.

(О побужденіяхъ къ состраданію узникамъ).

I. Прославляемая нынѣ св. Анастасія узорѣшительница отличена наименованіемъ узорѣшительницы потому, что она добровольно приняла на себя особый подвигъ благотворенія узникамъ, облегченія участи заключенныхъ въ темницахъ. Св. Анастасія происходила изъ богатаго и знатнаго рода и жила въ третьемъ вѣкѣ по Рождествѣ Христовомъ. Отецъ ея, какъ это нерѣдко случалось въ тѣ времена, былъ язычникъ, а мать тайно исповѣдада вѣру во Христа. Наученная подъ покровительствомъ своей матери еще въ юныхъ лѣтахъ христіанской вѣрѣ, будущая великомученица вполнѣ усвоила главнѣйшій завѣтъ Спасителя о любви къ Богу и ближнимъ. Ея впечатлительная, еще юная душа проникнулась тѣмъ духомъ любви и состраданія ко всѣмъ несчастнымъ и страдающимъ, который по преимуществу отличаетъ евангельское ученіе отъ всѣхъ другихъ вѣрованій. Лишившись матери, Анастасія противъ своей воли была выдана отцемъ замужъ за сановитаго сенатора римскаго Помплія. Не встрѣтивъ отъ грубаго язычника никакого себѣ сочувствія, она тайно отъ мужа старалась посильно помогать заключеннымъ Христа ради въ темницу. Съ этою цѣлію она перемѣняла свои обычныя свѣтлыя одежды на нищенское платье, обходила темницы, подкупая продажныхъ стражей, являлась къ томившимся въ заключеніи невиннымъ страдальцамъ, омывала ихъ раны и вообще помогала имъ, насколько позволяли время и обстоятельства. Прошло нѣсколько времени, и самоотверженные подвиги Анастасіи стали извѣстными ея мужу. Не понимая по ожесточенію своего сердца высоту подвиговъ ея, Помплій подвергалъ за это свою жену тяжкимъ побоямъ и лишенію свободы. Однако, ничто не могло ослабить святой ревности Анастасіи къ служенію узникамъ: она все же улучала время навѣщать темницы. Послѣдовавшая затѣмъ смерть мужа дала возможность св. Анастасіи всецѣло предаться избраннымъ ею подвигамъ. Въ то время исповѣдники Христа находились въ весьма бѣдственномъ положеніи. На царскомъ престолѣ римскаго государства возсѣдалъ тогда императоръ Діоклитіанъ, жесточайшій гонитель христіанъ. По его приказанію, христіанъ отыскивали и во множествѣ бросали въ темницы въ ожиданіи страшной казни, такъ что христіанскими узниками переполнились всѣ темницы. Въ это опасное время Анастасія во всей широтѣ проявила свою любовь и состраданіе къ узникамъ. Располагая достаточными средствами, перешедшими къ ней по наслѣдству, она не жалѣла никакихъ тратъ, чтобы только утѣшить чѣмъ-нибудь мучениковъ за Христа. Укрѣпляемая сама вѣрою и надеждою на Христа, она смѣло переходила изъ города въ городъ, изъ страны въ страну. Оставивъ свойственную женщинамъ боязливость и опасеніе, святая подвижница всюду и вездѣ, гдѣ появлялась, проникала въ темницы, приносила для узниковъ съ собою пищу и одежду и, задаривши златомъ сторожей, иногда снимала со св. мучениковъ за Христа желѣзныя оковы, протиравшія до костей тѣло невинныхъ страдальцевъ. Являясь, какъ свѣтлый ангелъ-утѣшитель, подъ мрачными сводами темницъ, св. Анастасія приносила съ собою узникамъ не только тѣлесное облегченіе, но и ободреніе, утѣшеніе и радость ихъ душамъ. Она подолгу бесѣдовала съ неповинными страдальцами за имя Христово, своими одухотворенными рѣчами вливала въ нихъ силу терпѣнія и такимъ образомъ предуготовляла ихъ къ полученію мученическаго вѣнца. Послуживъ многимъ во благо, св. узорѣшительница и сама не избѣгла общей участи истинныхъ послѣдователей Христовыхъ. Взятая подъ стражу за сочувствіе и вспоможеніе христіанамъ, св. Анастасія открыто исповѣдала свою вѣру во Христа, несмотря на прещенія, угрозы и коварныя обѣщанія со стороны языческихъ властей. Оставшись до конца непоколебимою въ своей христіанской вѣрѣ, она вмѣстѣ съ другими исповѣдниками претерпѣла мученическую кончину и чрезъ все это стяжала себѣ вѣчное блаженство на небѣ и непрестанное прославленіе вѣрующими на землѣ.

II. Ублажая св. великомученицу Анастасію, всю жизнь свою посвятившую служенію узникамъ, не забудемъ, христіане, что примѣръ святой можетъ имѣть приложеніе и къ нашей христіанской дѣятельности, давая сильныя побужденія къ нашему христіанскому состраданію несчастнымъ узникамъ.

а) Правда, въ наше время нѣтъ такихъ узниковъ, какими наполнялись темницы въ мрачные вѣка гоненій на христіанъ. Теперь нѣтъ такихъ узниковъ, которые бы томились въ заключеніи за вѣру Христову. Тѣмъ не менѣе Спаситель нашъ, Господь І. Христосъ, Самъ претерпѣвшій ради нашего спасенія и біенія и заушенія, узы и осужденіе на крестную смерть, служеніе находящимся въ темничномъ заключеніи и оковахъ вмѣняетъ христіанамъ въ отличительную заслугу. На послѣднемъ всеобщемъ и страшномъ судѣ Онъ вспомнитъ о тѣхъ, которые при своей жизни благотворили и узникамъ. «Въ темницѣ бѣхъ и пріидосте ко Мнѣ», скажетъ Онъ, Премилосердый, стоящимъ одесную Его. «Господи», спросятъ удостоившіеся Его милостиваго и для всѣхъ вожделѣннаго приговора, — «когда же мы видѣли Тебя въ темницѣ и навѣстили Тебя?» И отвѣщавъ Царь речетъ имъ: «понеже сотвористе единому сихъ братій Моихъ меньшихъ, Мнѣ сотвористе» (Мѳ. 25, 36 и д.).

Имѣя въ виду эти слова Спасителя, христіане всегда считали своею священною обязанностью оказывать благотворенія заключеннымъ въ темницу.

б) Наши предки, особенно христолюбивые цари и знатные бояре въ навечерія, а так-же и въ самые дни великихъ праздниковъ имѣли благочестивый обычай посѣщать темницы, выкупать должниковъ и подавать обильную милостыню узникамъ, побуждая и насъ слѣдовать ихъ св. примѣру. И доселѣ еще въ большихъ городахъ находятся между богатыми ихъ жителями сострадательные люди, которые на большіе праздники посылаютъ заключеннымъ въ темницы щедрую отъ себя жертву — вещественные припасы. Сколько радости и утѣшенія, вѣроятно, проливаетъ всякій разъ въ душу узниковъ это живое участіе къ ихъ участи людей постороннихъ!

в) Наконецъ заповѣдь Господа, повелѣвающаго любить ближнихъ нашихъ какъ самихъ себя, побуждаетъ насъ не оставаться равнодушными къ несчастной участи заключенныхъ въ темницы. Положимъ, между ними встрѣчаются часто закоренѣлые преступники, запятнавшіе себя ужасными злодѣяніями. Но можно ли даже и такихъ лишать всякаго состраданія? Вѣдь и они украшены образомъ и подобіемъ Божіимъ, — вѣдь и за нихъ Христосъ страдалъ, — вѣдь покаянія и исправленія ихъ и теперь ждетъ Господь. И Ему, Господу милосердія, будетъ угодно, чтобы мы и отъ закоренѣлыхъ преступниковъ не отвращались, но подавали имъ руку братской помощи и содѣйствовали обращенію ихъ на путь истины словами и дѣлами любви христіанской, которая и закоренѣлыхъ грѣшниковъ нерѣдко исторгала изъ власти враговъ нашего спасенія и дѣлала ихъ чадами и наслѣдниками царствія небеснаго. А что сказать о тѣхъ, которые случайно подверглись искушенію совершить преступленіе, которые лишились свободы по неразумѣнію, или которыхъ довела до тюрьмы тяжелая жизненная доля? Всѣ такіе, безъ сомнѣнія, уже заслуживаютъ въ глазахъ каждаго, даже младенчествующаго сердцемъ христіанина, христіанскаго милосердія. Да и ничто такъ сильно и спасительно не трогаетъ душу преступника, ничто такъ не исправляетъ его, какъ проявленіе къ нему сострадательныхъ о немъ заботъ, соединеніе справедливаго суда надъ нимъ съ христіанскимъ милосердіемъ къ нему. Каждая оказанная ему милость побуждаетъ преступника видѣть и оцѣнить въ другихъ одно добро, заставляетъ раскаяваться въ причиненіи ближнему зла или вреда, сознавать свою вину и нужду въ самоисправленіи. Посему-то, соблюдая правду или справедливость, нашъ государственный судъ не упускаетъ изъ своего вниманія и милосердія, старается дѣйствовать такъ, чтобы въ каждомъ дѣлѣ встрѣчались по возможности милость и истина, соединялись правда и милосердіе по слову псалмопѣвца: «милость и истина срѣтостѣся, правда и миръ облобызастася». (См. Воскр.день за 1892 г.).

III. Да подражаемъ же, возлюблен. братіе, св. Анастасіи узорѣшительницѣ и будемъ по мѣрѣ нашихъ силъ оказывать христіанское состраданіе несчастнымъ нашимъ братьямъ, томящимся въ темницахъ, приводя ихъ чрезъ то къ Богу и къ вѣчному спасенію. (Сост. свящ. Г. Д—ко по указ. источникамъ).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 732-734.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0