Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 20 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ декабрь.
Двадцать второй день.

Поуч. 1-ое. Св. великомученица Анастасія.

(О состраданіи къ заключеннымъ въ темницѣ).

I. Св. Анастасія «узорѣшительница», память коей совершается нынѣ, есть высокій образецъ христіанскаго милосердія къ заключеннымъ въ темницѣ. «Въ темницѣ бѣхъ, и посѣтисте Мене» — глубоко проникло это слово въ душу св. Анастасіи. Бодрая, свѣтлая, обрадованная радостью, которую давала другимъ, она ежедневно обходила темницы и вездѣ встрѣчали ее какъ ангела Божія.

Но не долго была съ нею благодать этого утѣшенія: мужъ ея вознегодовалъ на нее и, опасаясь, что она все богатство свое расточитъ на заключенныхъ, сталъ держать ее въ заперти, приставивъ къ ней стражу. Она доходила до отчаянія и писала своему бывшему воспитателю: «моли за меня Бога, за любовь къ Которому я страдаю до изнеможенія»... Старецъ ей отвѣтилъ на это: «не забывай, что ходящій по водамъ Христосъ силенъ утишить всякую бурю: «Онъ же воставъ запрети вѣтру и волненію водному: и улегоста и бысть тишина»... (Лук. VIII, 24). Ты теперь стоишь какъ-бы среди волнъ морскихъ, въ терпѣнін ожидай Христа — Онъ придетъ къ тебѣ... Свѣту всегда предшествуетъ тьма; послѣ смерти обѣщана жизнь; конецъ предстоитъ земной скорби, какъ и земной радости. Благословенъ отъ Бога тотъ, кто уповаетъ на Него».

Вскорѣ св. Анастасія овдовѣла и получила свободу отдать все свое богатство и всю жизнь свою на то служеніе, которое она такъ возлюбила. Теперь она уже не ограничивалась темницами одного Рима, она переходила отъ города въ городъ, отъ страны въ страну — доставляла узникамъ пищу, одежду, омывала ихъ раны, большими деньгами подкупала темничныхъ стражей, чтобы они освобождали страдальцевъ отъ желѣзныхъ оковъ, натиравшихъ имъ раны. За эти дѣла и присвоено ей наименованіе узорѣшительницы.

Сколь многимъ ея любовь принесла утѣшеніе, сколь многимъ она дала силу претерпѣть до конца!

Трудясь день и ночь, она совершенно забывала, что и сама можетъ подвергнуться преслѣдованію. Однажды, придя въ темницу къ узникамъ, которымъ она служила еще наканунѣ, не нашла ихъ на мѣстѣ, такъ какъ ночью всѣ они были казнены, чтобъ освободить мѣсто въ темницѣ для множества другихъ, вновь забранныхъ христіанъ. — Она горько заплакала и спрашивала у всѣхъ сквозь слезы: «гдѣ же мои друзья-узники?» Заключивъ изъ этого, что и она христіанка, ее взяли и представили на судъ къ правителю. Ее распяли между четырьмя столбами и развели огонь, чтобы ее сжечь, но прежде чѣмъ разгорѣлосъ пламя, она скончалась среди мученій. (См. кн. «Исторія православной церкви», новое испр. изд. К. Побѣдоносцева, стр. 62—64).

II. Примѣръ св. великомученицы Анастасіи, прозванной узорѣшительницей за ея готовность облегчать узы, въ которыхъ томились въ темницахъ св. мученики за Христа, побуждаетъ и насъ, братіе, оказывать состраданіе несчастнымъ, заключеннымъ въ темницахъ.

а) Посѣщая заключенныхъ въ темницѣ или вообще оказывая имъ въ томъ или другомъ видѣ милосердіе, мы должны знать, что посѣщаемъ въ темницѣ Самого І. Христа и Ему оказываемъ милосердіе.

Въ темницѣ бѣхъ, и пріидосте ко Мнѣ (Матѳ. 25, 36).

Кто бы, вы думали, бр., говоритъ это? Кто это съ такою благодарностію вспоминаетъ о благодѣтеляхъ своихъ, которые потрудились притти и посѣтить его, находившагося въ темницѣ? Это говоритъ Царь славы, Господь небесъ и земли, Владыка живыхъ и мертвыхъ; это скажетъ Онъ благословеннымъ Отца Своего тогда, когда придетъ на облацѣхъ небесныхъ, со славою многою, судить всему міру.

«Господи!.. когда же Тя видѣхомъ въ темницѣ?» — скажутъ праведники. И отвѣщавъ Царь речетъ имъ: «понеже сотвористе единому сихъ братій Моихъ меньшихъ, Мнѣ сотвористе» (Мѳ. 25, 36, 39, 40). Такъ въ лицѣ узниковъ наше благотвореніе имъ будетъ принято Самимъ Господомъ, и этого достаточно для насъ, чтобы долгъ служенія заключеннымъ въ темницахъ былъ священнѣйшею нашею обязанностію.

б) Во всѣ времена христіанское чувство всегда выражалось, между прочимъ, и въ живомъ участіи и состраданіи узникамъ, хотя бы они лишены были свободы и не за вѣру Христову, и такъ издревле было въ нашемъ отечествѣ. Начиная съ христолюбивыхъ царей предки наши имѣли благочестивый обычай, особенно въ навечеріе и въ самые дни великихъ праздниковъ, лично посѣщать темницы, выкупать должниковъ и подавать милостыню узникамъ. Сколько трогательности и глубокаго смысла въ этомъ благочестивомъ обычаѣ!..

Народъ русскій всѣмъ заключеннымъ въ узахъ усвоилъ названіе несчастныхъ, и это весьма справедливо. Не говоримъ уже о томъ, что при ограниченности и ошибочности сужденій человѣческихъ многіе могутъ подвергаться заключенію въ темницахъ невинно и слѣдовательно поистинѣ достойны всякаго сожалѣнія, но и дѣйствительные преступники, явно уличенные въ своихъ злодѣяніяхъ, большею частію суть несчастные рабы своихъ необузданныхъ страстей, раздражаемые иногда тяжкою жизненною долею, или же подвергшіеся искушенію совершить преступленіе и не устоявшіе въ «годину испытанія» противъ него. Можно ли лишать ихъ всякаго состраданія?.. Кто можетъ поручиться, что и съ нами не встрѣтится обстоятельства, въ силу котораго мы можемъ быть участниками невольнаго преступленія, подвергающаго по закону лишенію свободы на нѣкоторое время! А если вообще потерять свободу составляетъ великое несчастіе, то и каждый изъ насъ долженъ сочувствовать бѣдственному положенію узниковъ. (См. Воскр. д. 1891 г. № 50).

III. Итакъ, ради священной памяти св. великомученицы Анастасіи узорѣшительницы, по примѣру благочестивыхъ предковъ нашихъ, въ настоящіе дни, предшествующіе великимъ праздникамъ Рождества Христова и Богоявленія, вспомнимъ о несчастныхъ узникахъ, томящихся въ темницахъ, и постараемся принести свою посильную жертву въ ихъ пользу, на утѣшеніе во дни великихъ праздниковъ. Эта жертва поистинѣ богоугодная, какъ дѣло высокаго христіанскаго братолюбія и милосердія.

Пусть одни принесутъ свои посильныя денежныя и вещественныя приношенія заключеннымъ въ темницѣ; другіе позаботятся о доставленіи книгъ для чтенія, возможности заключеннымъ въ темницѣ слышать или читать духовныя назидательныя книги, пробуждающія дремлющую ихъ совѣсть и побуждающія ихъ обратиться къ Богу и вступить на путь доброй жизни; пусть третьи позаботятся о доставленіи возможности вышедшимъ изъ темничнаго заключенія пріискать должность, чтобы честными трудами снискивать себѣ пропитаніе; пусть, наконецъ, иные изъ добрыхъ христіанъ устремятъ свое чувство любви къ призрѣнію несчастныхъ дѣтей, родители которыхъ находятся въ темничномъ заключеніи.

Богъ молитвами св. Анастасіи узорѣшительницы да усовершитъ всякаго на благое и богоугодное дѣло помощи и матеріальной и духовной несчастнымъ — томящимся въ темничномъ заключеніи. (Священникъ Гр. Дьяченко).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 730-732.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0