Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 28 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 20.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ декабрь.
Двадцать первый день.

Поуч. З-ье. Святитель Петръ, митрополитъ Московскій.

(О клеветѣ въ современномъ христіанскомъ обществѣ).

I. Нынѣ ублажаемый святитель Петръ, митрополитъ московскій, жившій въ трудное время татарскаго ига, не смотря на всю святость своей жизни, Богомъ засвидѣтельствованной въ нетлѣніи его св. мощей, подвергся однажды тяжкой клеветѣ, возведенной на него тверскимъ епископомъ Андреемъ, происходившимъ изъ рода литовскихъ князей и домогавшимся каѳедры митрополита. Клевета была въ свое время обличена; истина восторжествовала; виновникъ клеветы былъ великодушно прощенъ святителемъ Петромъ, сказавшимъ своему обвинителю: «миръ тебѣ, чадо, не ты виноватъ, а древній ненавистникъ людей, начальникъ клеветы. Отнынѣ берегись лжи, а прошедшее да проститъ тебѣ Господь».

II. По поводу этого печальнаго событія въ жизни святителя Петра, побесѣдуемъ нынѣ, братіе, о клеветѣ, запрещенной 9 заповѣдью закона Божія.

а) Клевета есть величайшій грѣхъ противъ девятой заповѣди закона Божія. Этотъ грѣхъ смертный и въ то же время самый обыденный, но проявляющійся въ весьма различныхъ видахъ. Вотъ почему во всемъ св. писаніи — въ законѣ Моисея, въ псалтири, въ книгѣ притчей Соломоновыхъ, въ книгѣ пророковъ и почти въ каждомъ посланіи новаго завѣта — такъ ревностно преслѣдуется возрастающая и гибельная наклонность къ клеветѣ и вѣроломству.

Вотъ описаніе клеветниковъ три тысячи лѣтъ тому назадъ: «нѣтъ въ устахъ ихъ истины: сердце ихъ — пагуба, гортань ихъ — открытый гробъ, языкомъ своимъ льстятъ... уста ихъ полны злословія и горечи. Разрушеніе и пагуба на путяхъ ихъ». (Пс. V, 10; Рим. III, 14 и 16). Такъ говоритъ св. царь и пророкъ Давидъ.

Вотъ другое описаніе за двѣ тысячи лѣтъ: «наушникъ и двоязычный да будутъ прокляты, ибо они погубили многихъ, жившихъ въ тишинѣ... Ударъ бича дѣлаетъ рубцы, а ударъ языка сокрушитъ кости. Многіе пали отъ острія меча, но не столько, сколько падшихъ отъ языка... Оставляющіе Господа впадутъ въ него; въ нихъ возгорится онъ и не угаснетъ: онъ будетъ посланъ на нихъ, какъ левъ, и какъ барсъ будетъ истреблять ихъ». (Сир. XXVIII, 15, 20, 21 и 26).

Вотъ и еще описаніе, составленное восемнадцать столѣтій тому назадъ братомъ Господнимъ св. ап. Іаковомъ: «языкъ — огонь... языкъ въ такомъ положеніи находится между членами нашими, что оскверняетъ все тѣло и воспаляетъ кругъ жизни, будучи самъ воспаляемъ отъ геенны Ибо всякое естество звѣрей и птицъ, пресмыкающихся и морскихъ животныхъ укрощается и укрощено естествомъ человѣческимъ, а языкъ укротить никто изъ людей не можетъ: это неудержимое зло; онъ исполненъ смертоноснаго яда». (Іак. III, 6—8).

Клевета, уязвляющая и оскорбляющая нашихъ ближнихъ, приравниваетъ клевещущаго человѣка, по словамъ священнаго писанія, къ змію и дьяволу. Языкъ лжеца подобенъ жалу ядовитой змѣи. Псалмопѣвецъ говоритъ: «они злое мыслятъ въ сердцѣ, всякій день ополчаются на брань, изощряютъ языкъ свой, какъ змѣя; ядъ аспида подъ устами ихъ». (Пс. СХХХІХ, 3 и 4). «Вино ихъ», говорится во Второзаконіи, «ядъ драконовъ и гибельная отрава аспидовъ». (Второз. XXXII, 33).

Спаситель сказалъ клевещущимъ фарисеямъ: «вашъ отецъ діаволъ; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Онъ былъ человѣкоубійца отъ начала и не устоялъ въ истинѣ, ибо нѣтъ въ немъ истины. Когда говоритъ онъ ложь, говоритъ свое, ибо онъ лжецъ а отецъ лжи». (Іоан. VIII, 44).

Клеветники часто гордятся собой, ибо гордость одно изъ отличій злого духа, чье самое имя дьяволъ — значитъ клеветникъ. Многіе, къ сожалѣнію, не только потакаютъ этимъ грѣшникамъ, но и развиваютъ въ нихъ самодовольство.

Сѣмена клеветы, обильно разбрасываемыя ежедневно, безконечно плодородны. Имъ, какъ сѣменамъ крапивы, не нужно вспаханной почвы.

б) Большею частью клевета гибельна уже въ самомъ зачаткѣ своемъ, такъ какъ она создается для пораженія и разрушенія. «Нечестивые натянули лукъ, стрѣлу свою приложили къ тетивѣ, чтобы во тьмѣ стрѣлять въ правыхъ сердцемъ». (Пс. X, 2). А между собой со всей откровенностью, какъ сказано въ книгѣ Премудрости Соломона, оправдываютъ свои дѣла. «Устроимъ ковы праведнику, ибо онъ въ тягость намъ и противится дѣламъ нашимъ, укоряетъ насъ въ грѣхахъ противъ закона и поноситъ насъ за грѣхи нашего воспитанія». (Прем. II, 12).

Каждое поколѣніе, въ свою очередь, видитъ къ несчастію, что эта ненависть злыхъ къ добрымъ, выказывающаяся жестокими поступками и злобными рѣчами, составляетъ часть всемірной исторіи. Это униженіе, эти презрѣніе и насмѣшка, распространяемыя безыменными клеветниками, составляютъ часть дани, воздаваемой порокомъ добродѣтели.

Въ древнія времена люди убивали пророковъ и проливали кровь невинныхъ, въ наше же время они весьма часто поражаютъ злословіемъ.

Во всѣ вѣка тщеславные люди, завистливые соперники и всѣ, кто ненавидитъ праведныхъ, обостряютъ свой языкъ, какъ бритву, чтобы поразить доброе имя тѣхъ, кого они считаютъ своими врагами. Такъ человѣка, по призванію своего долга принимавшаго дѣятельное участіе среди своихъ собратьевъ, всегда стремившагося дѣлать лишь доброе, несомнѣнно многіе будутъ преслѣдовать бурей безмѣрныхъ обвиненій. Не допускается, что-бы онъ могъ говорить правду, чтобы поступки его были правильны; его имя какъ бы сигналъ къ шипѣнью всякаго рода вражды, злобы или раздразненнаго порока. Простодушные люди могутъ обмануться и подумать, что тотъ, противъ кого скопляется такъ много вражды, долженъ быть очень дурнымъ человѣкомъ. Они забываютъ, что все это еще въ болѣе сильнѣйшей степени обрушивалось на всѣхъ лучшихъ людей, которыхъ когда-либо видѣлъ міръ. Они забываютъ, что подобное преслѣдованіе чуть не довело псалмопѣвца до отчаянія, что оно чуть не заставило мягкаго и благочестиваго пророка Іеремію проклясть день своего рожденія, охватило своимъ адскимъ вихремъ всѣхъ пророковъ, наклеветало на Іоанна Крестителя, что онъ одержимъ бѣсомъ, назвало Самого Господа Іисуса Христа самаряниномъ, и одержимымъ бѣсомъ (Іоан. VIII, 48), окутало своимъ ядовитымъ покровомъ всю жизнь и дѣянія св. апостола Павла; сдѣлало въ языческомъ мірѣ названіе христіанина равнозначущимъ злодѣю, изгнало изъ Рима блаж. Іеронима. Еще и теперь поносятъ истинныхъ рабовъ Божіихъ.

Но развѣ І. Христосъ не назвалъ блаженными и страждущихъ отъ злословія? Развѣ не сказалъ Спаситель намъ: «блаженны вы, когда будутъ поносить васъ и гнать, и всячески злословить за Меня». (Мат. V, 11). Но, во всякомъ случаѣ, нѣтъ сомнѣнія, что лучше ежедневно слушать ложь сотни клеветниковъ, чѣмъ уподобиться имъ, хотя бы на одинъ часъ, или пріобрѣсти хотя ничтожнѣйшую часть ихъ презрѣнныхъ выгодъ.

Оружіе клеветника покажется, пожалуй, менѣе звѣрскимъ, чѣмъ ножъ убійцы, но само убійство тѣмъ ужаснѣе, чѣмъ утонченнѣе его исполнитель.

Если найдется не мало людей, у которыхъ составляетъ ремесло сталкивать съ пути тѣхъ, кого они почтили своей ненавистью, то еще болѣе вреда во всѣхъ классахъ общества творятъ праздные умы, которымъ нуженъ толчокъ зложелательства, чтобы нарушить свое томительное однообразіе.

Какъ легко искажать поступки людей! Человѣка серьезнаго можно прозвать суетливымъ и пустымъ или фантазеромъ, чтобы извинить свое собственное равнодушіе. Если кто принимаетъ дѣятельное участіе въ благотворительности, то его можно прославить шумливымъ, надоѣдливымъ, самовосхваляющимся, свое же собственное нерадѣніе выдавать за скромность; такимъ образомъ всякій лѣнтяй можетъ чувствовать свое превосходство передъ нимъ. Человѣка, проявляющаго глубокія чувства, можно прозвать болѣзненнымъ, комедіантомъ, фанатикомъ, плаксивымъ. Человѣка религіознаго можно наградить кличкой лицемѣра, ханжи. Смѣло возстающаго противъ порока можно осмѣять, какъ отъявленнаго обманщика. Хлопочущаго объ умаленіи какого-либо общественнаго соблазна можно заклеймить какъ разслабленнаго и фанатика. Все это дѣйствуетъ очень сильно. И, наконецъ, это доступно большинству. Это такъ же легко, какъ и солгать, для тѣхъ, кто не привыкъ цѣнить человѣческое слово.

О такихъ людяхъ Соломонъ говоритъ: «они не заснутъ, если не сдѣлаютъ зла; пропадетъ сонъ у нихъ, если они не доведутъ кого до паденія» (Притч. IV, 16). О, душа, не вникай въ ихъ тайну; о, честность, не присоединяйся къ ихъ обществу!

Мы говоримъ это, не надѣясь пріостановить грязныя волны; онѣ подобны приливу, хотя не глубоки, а всегда могутъ затопить. Но намъ хотѣлось бы сумѣть показать всѣмъ христіанамъ, до которыхъ дойдутъ наши слова, что всякое проявленіе грѣха лжесвидѣтельства на своего ближняго противно христіанству, какой это ужасный грѣхъ, какъ онъ обращаетъ землю въ адъ и влечетъ всякаго, предающагося этому грѣху, къ отверженію и гибели.

Всѣ грѣхи, противъ которыхъ направлены десять заповѣдей, могутъ совершаться какъ противъ общества, такъ и противъ отдѣльныхъ лицъ. Одно изъ золъ многорѣчивыхъ вѣстовщиковъ дурныхъ слуховъ состоитъ въ порчѣ нравовъ всего народа; онъ преисполняется подозрительностью и дурными наклонностями, и дѣлается негоднымъ къ прекраснымъ стремленіямъ. Преобладаніе этого порока всегда было вѣрнымъ признакомъ испорченности и упадка народности. Народъ, предающійся злословію, неизбѣжно становится презрѣннымъ и вырождается. Горе тѣмъ, кто портитъ народные нравы и соблазняетъ простыя души!

Предающіеся сплетнямъ и порицаніямъ ближнихъ, ревностно вывѣдывающіе жизнь другихъ, нерадивы въ исправленіи своей собственной жизни. Занимаясь низменными предметами, мы сами становимся низкими. Наказаніе неба одинаково тяготѣетъ какъ надъ лжецомъ, такъ и надъ любящимъ слушать ложь. Какъ много такихъ, которые чрезвычайно интересуются всякаго рода новымъ для нихъ слухомъ. Они ни на минуту не задумываются надъ тѣмъ, какія будутъ послѣдствія отъ ихъ отзыва для виновника разсказа.

в) Мы не можемъ долѣе останавливаться на омерзительныхъ грѣхахъ, на которые налагаетъ свое запрещеніе девятая заповѣдь; все же, хотя эти грѣхи всеобщи, разсмотримъ въ краткихъ чертахъ, какъ слѣдуетъ намъ, христіанамъ, бороться съ ними, чтобы не поддаться имъ.

аа) Во-первыхъ, излѣчимъ самихъ себя отъ склонности къ пустымъ разговорамъ о личностяхъ, которые такъ часто ведутъ насъ къ грѣху. Пустословіе и любовь къ пересудамъ стоитъ въ родственномъ отношеніи съ ложью.

бб) Во-вторыхъ, попробуемъ представить себѣ страшную силу и нашу отвѣтственность за нихъ. Какъ мало думаемъ мы объ этомъ? Мы знаемъ силу стрихнина или мышьяка, но не знаемъ силы слова. Сколько непреднамѣренныхъ рѣчей приносятъ гибель и вредъ! Сколько ничтожныхъ насѣкомыхъ обладаетъ ядовитымъ жаломъ. Слова суть не только сотрясеніе воздуха: слова имѣютъ значеніе. Да, и нерѣдко съ страшной силой они портятъ нравы и предаютъ души мученію; и если наши слова были таковыми, то непристойный, тайно произнесенный шепотъ, безъ сомнѣнія, вернется къ намъ въ громовыхъ раскатахъ и признаетъ насъ смертно виновными. Можетъ быть у насъ было бы болѣе глубокое чувство отвѣтственности, если бы мы сохраняли въ своей памяти слова нашего Господа: «отъ словъ своихъ оправдаешься, и отъ словъ своихъ осудишься» (Мат. XII, 37).

вв) Въ-третьихъ, смиреніе могло бы намъ оказать много помощи. Мы были бы менѣе жестоки къ другимъ, если бы честнѣе относились къ самимъ себѣ. Если бы мы болѣе размышляли о бревнѣ въ своемъ собственномъ глазу, то не такъ бы старательно объявляли о сучкѣ въ глазу нашего брата (Матѳ. VII, 3).

гг) Въ-четвертыхъ, думаемъ ли мы что своими словами или безыменными доносами высшимъ властямъ мы мучимъ своего брата, ради котораго І. Христосъ принялъ смерть? Думаемъ ли мы о томъ, что мы подстерегаемъ погрѣшности нашихъ братьевъ, чтобы затѣмъ преувеличивать и разглашать ихъ виновность? Развѣ сознаніе собственныхъ недостатковъ никогда не давитъ, какъ свинецъ, души клеветниковъ? Зачѣмъ же они еще добавляютъ тягчайшее бремя на души ихъ братьевъ?

Благородно ли толкать брата, несущаго свое бремя по тернистому пути жизни? Благородно ли смѣяться другъ надъ другомъ и съ злобой въ сердцѣ бороться на ножахъ? Прости намъ, Боже, наши жалкія распри, нашу радость при видѣ заблудившихся, погибающихъ подъ своей ношей, уязвленныхъ въ сердце. Язвительныя слова острѣе стали и ихъ боль значительно сильнѣе, чѣмъ отъ ножа. Не лучше ли на этомъ краткомъ жизненномъ пути и на сушѣ, и на водѣ подавать рыбу вмѣсто змѣи (Матѳ. VII, 10) и, схватившись руками, прожить всю бренную жизнь вмѣстѣ, бокъ-о-бокъ?

Посмотрите на розы, кивающія другъ другу, на мирно пасущіяся стада; человѣкъ, и только человѣкъ, воюетъ съ своимъ братомъ, и смѣется надъ его опасностью и страданіями; животныя, пасущіяся въ долинѣ, могутъ пристыдить его. Благородно ли намъ стараться унизить какого-нибудь несчастнаго или бѣдняка до праха? Слишкомъ скоро всѣхъ вмѣстѣ низвергнетъ насъ время, какъ листья порывомъ вѣтра.

дд) Въ-пятыхъ, какъ въ дѣлахъ церкви и государства, такъ и въ обыкновенномъ обществѣ будемъ избѣгать всякой искажающей и стѣсняющей приверженности къ извѣстной партіи. Ничто не можетъ сравняться съ жестокой презрѣнной партійностью, погрязшей въ предразсудкахъ.

Предразсудокъ — болѣзнь ума, представляющая людей и ихъ поступки въ томъ цвѣтѣ, въ который ихъ окрашиваетъ ихъ собственное недовольство. Отсюда всѣ эти ложные слухи, распускаемые одной партіей, чтобы убить другую. Одна партія называетъ другую невѣжественной и суевѣрной, другая же возражаетъ, что всѣ ея противники лицемѣры; и обѣ страдаютъ отъ взаимныхъ колкостей; страдаетъ у нихъ правда и гибнетъ милосердіе.

Постыдимся, братіе, и спросимъ: развѣ таковъ путь къ распространенію дѣла Божія и царства Христова? Нуждается ли Христосъ въ вашей лжи? Будете ли вы ради Бога говорить нечестиво или обманывать ради Него? «Ибо весь законъ въ одномъ словѣ заключается: люби ближняго твоего, какъ самого себя. Если же другъ друга угрызаете и съѣдаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены другъ другомъ» (Гал. Ѵ, 14 и 15).

ее) Братія, милосердіе одно изъ могущественныхъ средствъ и противоядій противъ ненавистнаго преступленія оскорбленія нашего ближняго лживымъ языкомъ. Если бы вы взглянули, какъ отличается нравственное безобразіе клеветы отъ высшей красоты, отъ небеснаго сіянія милосердія, какъ ихъ изображаетъ св. ап. Павелъ въ посланіи къ коринѳянамъ. Взгляните на послѣднее изображеніе, какъ оно нѣжно, ангельски привлекательно, сколь проникнуто небеснымъ, и какъ оно полно чарующихъ красокъ, а затѣмъ посмотрите на изображеніе клеветы, какъ она сбивчива, тревожна, одержима ядомъ всѣхъ низкихъ страстей, она не можетъ говорить инымъ языкомъ, какъ языкомъ демона, самое имя котораго значитъ клеветникъ. (См. Духовно-нравств. бесѣды, Фаррара).

III. Умоляемъ васъ, братія, «облекитесь, какъ избранные Божіи, святые и возлюбленные, въ милосердіе, благость, смиренномудріе, кротость, долготерпѣніе, снисходя другъ другу и прощая взаимно, если кто на кого имѣетъ жалобу: какъ Христосъ простилъ васъ, такъ и вы» (Кол. III, 12 и 13). И кромѣ всего этого, проникнитесь любовью, она условіе совершенства; читайте какъ можно менѣе дурного, не вѣрьте ничему дурному, пока оно не доказано; если же оно и доказано, то на повторяйте его. Ваше милосердіе покроетъ множество грѣховъ.

Чего бы вамъ это ни стоило, и что бы съ вами ни случилось, откажитесь отъ всякаго зложелательства, хитрости, лицемѣрія и злословія. Оставьте вашу защиту Богу, какъ сдѣлалъ І. Христосъ. Ни о другихъ не говорите зложелательно, ни сами не внимайте зложелательствамъ, когда ихъ произносятъ. И тогда будьте увѣрены, что, не смотря на всю силу дьявола и его споспѣшниковъ, миръ Господень будетъ пребывать въ вашихъ сердцахъ. (Сост. свящ. Гр. Д—ко по указ. источн.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 726-730.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0