Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 26 iюля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ декабрь.
Двадцать первый день.

Поуч. 2-ое. Св. Петръ, митрополитъ Московскій.

(О грѣхѣ клеветы на пастырей церкви).

I. Св. Петръ, митрополитъ московскій, память коего совершается нынѣ, родился отъ благочестивыхъ родителей, жившихъ во второй половинѣ XII вѣка, въ области волынской. Прилежно онъ началъ учиться грамотѣ и закону Божію, но учился неуспѣшно. Однажды онъ увидѣлъ во снѣ старца, который прикоснулся къ языку его, послѣ чего способности его раскрылись. Въ двѣнадцать лѣтъ Петръ поступилъ въ монастырь. Съ подвигами молитвы и поста онъ соединялъ занятіе иконописаніемъ. Такимъ образомъ способности его были заняты предметами священными и не оставалось въ душѣ его мѣста для предметовъ мірскихъ и грѣховныхъ. Заботясь о благѣ церкви и отечества, св. Петръ, посвященный въ санъ митрополита, и поселившійся по случаю татарскихъ набѣговъ не въ Кіевѣ, но во Владимірѣ на Клязьмѣ, былъ миротворцемъ князей, ходатаемъ предъ татарскими ханами.

Въ это время, между тѣмъ какъ вездѣ благословляли избраніе св. Петра въ митрополиты, возсталъ противъ него тверской епископъ Андрей, происходившій изъ дома литовскихъ князей, который самъ желалъ получить каѳедру митрополита. Онъ послалъ патріарху ложный доносъ на святителя, вслѣдствіе котораго «смутившійся мыслью» патріархъ отправилъ въ Россію довѣренное лице для изслѣдованія дѣла; былъ собранъ по этому поводу въ сѣверномъ Переяславлѣ соборъ. На немъ вмѣстѣ со многими епископами, между прочими — Симеономъ ростовскимъ и Прохоромъ, бывшимъ тогда игуменомъ печерскимъ, были и сыновья вел. князя Александръ и Димитрій и многіе другіе князья. Большое волненіе произошло между ними при чтеніи доноса, нелѣпость котораго была очевидна для знавшихъ святителя, хотя нашлись между присутствовавшими и склонные довѣрять доносу...

Какъ же принялъ это испытаніе святитель Петръ?

— Братія! — обратился онъ къ собранію съ своимъ обычнымъ незлобіемъ и смиреніемъ, — я не лучше пророка Іоны... выбросьте же меня изъ среды вашей, если произошло изъ-за меня такое смятеніе...

Но всѣ потребовали, чтобы доносчикъ или лично доказалъ справедливость взведеннаго имъ на митрополита обвиненія, или самъ былъ подвергнутъ строгому осужденію. При разъясненіи дѣла епископъ Андрей былъ обличенъ въ клеветѣ, и тогда святитель же защитилъ его и простилъ ему, сказавъ: «миръ тебѣ, чадо! Не ты виноватъ, а древній ненавистникъ людей, начальникъ клеветы... Отнынѣ берегись лжи, а прошедшее да проститъ тебѣ Господь!»

Когда великій князь Іоаннъ Даниловичъ Калита основалъ свою столицу въ Москвѣ, святитель Петръ перенесъ туда же изъ Владиміра свое мѣстопребываніе и предсказалъ царственное величіе Москвы и могущество царей ея и Россіи на враговъ. Святитель, воздѣвъ руки къ небесамъ и съ молитвою на устахъ, мирно скончался 21 декабря 1326 г. Мощи его почиваютъ въ московскомъ Успенскомъ соборѣ.

II. Достойно, братіе, глубокаго вниманія нашего то обстоятельство, что на такого великаго по благочестію и мудрости архипастыря, каковъ былъ святитель Петръ, была возведена клевета, которая, какъ и нужно было ожидать, оказалась вполнѣ несостоятельной предъ безпристрастіемъ суда церковнаго.

И въ наше время такъ часто, такъ открыто, такъ громко сыплются клеветы на пастырей и архипастырей церкви, и притомъ самыхъ дѣятельныхъ, самыхъ высокихъ, самыхъ лучшихъ... Что это за явленіе, какъ относиться къ нему? вопросы, никогда не лишенные значенія и особенно важные въ наше тревожное время.

«Миръ тебѣ, чадо; не ты сдѣлалъ это, а діаволъ», сказалъ святитель Петръ своему клеветнику. Эти слова великаго святителя не только представляютъ намъ примѣръ, какъ христіанская любовь должна смотрѣть на прегрѣшенія ближняго, но и даютъ ключъ для разрѣшенія производимыхъ клеветой смущеній церковныхъ.

Конечно, и каждый творящій грѣхъ отъ діавола есть (1 Іоан. 3, 8), и діаволъ во всякомъ случаѣ — первый виновникъ грѣха.

а) Но есть грѣхи, въ которыхъ коренное родство съ темною силой обнаруживается съ особенною ясностію. «Нѣтъ, думается, не можетъ быть, чтобы самъ человѣкъ рѣшился на такое черное дѣло. Онъ рабъ въ чужихъ рукахъ, имъ водитъ иная темная сила». Такой грѣхъ клевета. Завѣдомо лгать въ осужденіе ближняго, пытаться отнять у него самое высшее сокровище въ жизни — честное имя, наполнить его сердце самымъ жестокимъ ядомъ, лишить его заслуженныхъ доброю дѣятельностію покоя, мира, радости, быть причиной этихъ тревожныхъ и томительныхъ дней, этихъ безсонныхъ, ужасныхъ ночей, и медленно, капля по каплѣ, истощать и убивать въ немъ самую жизнь, — кто могъ бы сознательно рѣшиться на это? Нѣтъ сомнѣнія, что, если бы эти злые люди могли прозрѣть своими душевными очами и увидѣли бы все безобразіе своего гнуснаго дѣла, они бы сами первые отвернулись отъ него и сказали: «нѣтъ, этого мы не хотѣли, не могли сдѣлать!»

б) И противъ кого составляются и распространяются эти злыя клеветы? Противъ всѣхъ истинныхъ христіанъ и въ особенности противъ тѣхъ, кто благовѣствуетъ намъ слово истины, кто преподаетъ намъ дары Божіей благодати, кто воздѣваетъ свои преподобныя руки въ молитвѣ о нашемъ здравіи и спасеніи! Гдѣ сердце, гдѣ совѣсть у людей?! Знаютъ эти злые люди, въ ослѣпленіи своемъ чрезъ злыя страсти отворившіе свое сердце діаволу, что у пастырей, поносимыхъ, ими, нѣтъ другого противъ нихъ оружія, кромѣ любви, благословенія и всепрощенія, знаютъ и, можетъ быть, представляютъ, какъ пастырь, оклеветанный ими, встанетъ предъ Господомъ и о нихъ же будетъ молиться. Да, все это хорошо знаютъ, и однако же, будучи послушными орудіями діавола, мечутъ свои пропитанныя ядомъ стрѣлы! Гдѣ чувство чести и даже внѣшнее приличіе!

в) Если таково происхожденіе клеветъ вообще и на пастырей церковныхъ въ особенности, то понятно, почему цѣлію наиболѣе яростныхъ нападеній со стороны клеветниковъ дѣлаются наиболѣе достойные пастыри: ихъ-то дѣло и есть самое непріятное для врага нашего спасенія. Унизить ихъ великій подвигъ, помѣшать дѣйствію ихъ слова, уменьшить силу ихъ вліянія, лишить ихъ цѣлебнаго покоя, нужнаго отдыха, по крайней мѣрѣ наказать ихъ, какъ либо отомстить имъ за ихъ добрую дѣятельность: вотъ настоящія цѣли клеветы, такъ часто закрытыя для тѣхъ, чьими устами она движется и плодится! Смотрите: кого въ особенности изъ древнихъ пастырей пыталась чернить клевета? Не иныхъ, какъ напр. Аѳанасія Великаго, Василія Великаго и имъ подобныхъ. Но что значитъ святость какого-либо человѣка, какъ бы высока она ни была, въ сравненіи съ высочайшею святостію Самого Господа Іисуса Христа? Что же, — пощадила ли Его клевета? Нѣтъ: и Его даже, и даже въ особенности Его, Подвигоположника нашего спасенія, она старалась язвить и чернить. Думали ли тѣ, кому они служатъ, чью волю творятъ, которые нѣкогда говорили о Господѣ Спасителѣ: сего обрѣтохомъ развращающа языкъ нашъ, возбраняюща кесареви даяти дань (Лук. 23, 2), или: о князѣ бѣсовстѣмъ изгонитъ бѣсы (Мѳ. 9, 34)?

г) И это поношеніе злой клеветы, претерпѣнное Господомъ Спасителемъ, сдѣлалось какъ бы естественною долею и необходимымъ признакомъ истинныхъ и вѣрныхъ Его слугъ, провозвѣстникомъ Его слова, раздаятелей Его благодати. Нѣсть ученикь надъ учителя своего, ниже рабъ надъ господина своего... Аще господина дома вельзевула нарекоша, кольми паче домашнія его (Мѳ. 10, 24—25). Спаситель заранѣе предупреждалъ вѣрныхъ учениковъ Своихъ, чтобы они здѣсь не искали одобренія или похвалы за свой подвигъ, а напротивъ ожидали именно этого уничиженія клеветою. Блаженни есте, егда поносятъ вамъ и ижденутъ и рекутъ всякъ золъ глаголъ на вы лжуще Мене ради. Награда ихъ тамъ, и чѣмъ болѣе отниметъ клевета славы отъ ихъ подвига на землѣ, тѣмъ выше будетъ ихъ слава на небѣ. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесѣхъ (Мѳ. 5, 12).

д) Но хорошо ли будетъ тѣмъ, кто въ подобныхъ случаяхъ служитъ орудіемъ злой силы? Извѣстно слово Господа нашего Іисуса Христа, сказанное объ оскорбителяхъ проповѣдниковъ истины и спасенія, что отраднѣе будетъ земли Содомстѣй и Гоморстѣй въ день судный, нежели людямъ симъ (Мѳ. 10, 15). Осмотритесь же, куда вы идете, куда ведетъ васъ врагъ вашъ, оставьте вашъ гибельный путь и обратитесь къ покаянію, пока еще длится день вашъ! Не только не клевещите сами, но и не слушайте клеветниковъ.

III. Братіе-христіане! Помолимся отъ всего сердца святителю Христову ІІетру, нѣкогда пострадавшему отъ клеветы человѣческія: да сохранитъ и оградитъ онъ нашихъ пастырей отъ злыхъ клеветъ и поношеній и, если сіе нужно для возвышенія ихъ подвига, да испроситъ имъ силу и бодрость понести въ благодушіи и любви эти нападки людской неправды! Помолимся и о себѣ, да сохранитъ насъ въ вѣрѣ и благочестіи, чтобы не впасть намъ въ тяжкій грѣхъ осужденія нашихъ пастырей-отцовъ и не быть участниками въ клеветѣ, т. е. орудіями діавола, исконнаго клеветника, имѣющаго чрезъ клеветы посѣять смуты въ церкви, раздѣлить пастырей отъ пасомыхъ и чрезъ то лишить христіанъ вѣчнаго спасенія. Помолимся и о самихъ врагахъ и обидчикахъ нашихъ пастырей, да вразумитъ ихъ страхомъ суда Божія, да откроетъ ихъ душевныя очи на ихъ злое дѣланіе, и да обратитъ и направитъ ихъ на путь истины и правды! Аминь. (Сост. по «Слов. и рѣч.» настоятеля Спб. Исаакіевскаго собора протоіерея П. Смирнова, ч. I, стр. 99—107).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 724-726.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0