Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 24 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ декабрь.
Двадцать первый день.

Поуч. 1-ое. Святитель Петръ, митрополитъ Московскій.

(Уроки изъ его жизни).

I. Со дня кончины празднуемаго нынѣ святителя Петра, митрополита московскаго, протекло почти 600 лѣтъ, но время не сокрыло отъ насъ свѣтильника вѣры и благочестія, народъ русскій сохранилъ въ своихъ лѣтописяхъ память о немъ для благодарнаго, молитвеннаго прославленія угодника Божія. Раскроемъ же эти лѣтописи, чтобы увидѣть въ нихъ свѣтлый образъ святителя, предстоящаго престолу Господа славы.

Святитель Петръ родился на Волыни, во второй половинѣ 13-го столѣтія. Не задолго до его рожденія, мать его видѣла знаменательный сонъ, предвѣщавшій величіе души и жизни будущаго ея сына. Снилось ей, что держитъ она на рукахъ необыкновеннаго агнца, между рогами котораго было дерево, на коемъ листья перемѣшивались съ цвѣтами и плодами, а среди вѣтвей прекраснаго дерева горѣло множество свѣчей, разливавшихъ благоуханіе. И сбылся сонъ: Господъ даровалъ ей сына, который содѣлался пастыремъ множества словесныхъ овецъ, благоухалъ среди нихъ, и свѣтилъ вѣрою и богоугодною жизнію. Семи лѣтъ онъ отданъ былъ для обученія грамотѣ. Трудно она на первыхъ порахъ давалась ему; печалился отрокъ, печалились и родители, но не унывали, а молились подателю мудрости — Богу, и Онъ услышалъ ихъ молитву. Однажды отрокъ съ печалью въ сердцѣ о трудности для него ученія заснулъ, и видитъ во снѣ мужа въ святительской одеждѣ, который, подойдя къ нему, сказалъ: «чадо мое! открой уста твои», и когда отрокъ открылъ уста, святитель прикоснулся къ его языку, и какъ бы влилъ въ уста его сладость. При этомъ отрокъ проснулся, неизъяснимый восторгъ наполнилъ его сердце, умъ его просвѣтлѣлъ. Съ тѣхъ поръ быстро стали развиваться его способности, легко давалось ему книжное ученіе, чтеніе слова Божія было главнѣйшимъ его занятіемъ, которому онъ предавался со всею любовію. Глубоко западало сѣмя слова Божія въ юную душу; падая на добрую землю, оно приносило обильные плоды христіанскихъ добродѣтелей, и съ такою силою влекло къ небесному, что двѣнадцатилѣтній отрокъ оставилъ домъ родителей и поступилъ въ монастырь. Юный монахъ отличался строгимъ послушаніемъ, усердіемъ и любовію къ молитвѣ, кротостію и смиреніемъ. Чрезъ нѣсколько лѣтъ онъ посвященъ былъ во діакона, а затѣмъ и во пресвитера. Въ монастырѣ научился онъ иконописанію, и былъ, какъ говоритъ лѣтописецъ, чудный иконникъ. Въ иконописаніи онъ находилъ для себя величайшее наслажденіе, такъ какъ въ этомъ занятіи онъ жилъ мыслію о Богѣ и святыхъ Его. Стремленіе къ высшимъ подвигамъ побудило его искать уединенія, и онъ удалился въ одно пустынное мѣсто, гдѣ на берегу рѣки Рати впослѣдствіи построилъ церковь и основалъ монастырь. Избранный во игумена, онъ со всею строгостію примѣнялъ къ своему новому служенію заповѣдь Христа Спасителя: большій въ васъ да будетъ всѣмъ слуга, — служилъ для братіи примѣромъ высокой подвижнической жизни, училъ терпѣнію, кротости, милосердію, смиренію, училъ труду и молитвѣ. Благоуханіе добродѣтедей ратскаго игумена разносилось далеко; во всей южной Россіи зналъ о немъ народъ, — знали князья и вельможи. Послѣ митрополита Максима, св. Петръ избранъ былъ митрополитомъ, но не одной южной Россіи, какъ желалъ того князь галицкій Юрій, замышлявшій совсѣмъ отделиться отъ московской митрополіи, а всей Россіи. Для посвященія св. Петръ отправился въ Константинополь. Во время посвященія, лицо его просіяло какъ бы солнечными лучами, такъ что всѣ служившіе были поражены этимъ, а самъ патріархъ сказалъ всему собору: «воистину повелѣніемъ Божіимъ пришелъ къ намъ дивный мужъ сей, и по благодати Св. Духа онъ хорошо упасетъ ввѣренное ему стадо». Такъ Господь приготовилъ къ высокому святительскому служенію избранника Своего, которому ввѣрилъ управленіе церковію въ самое тяжелое время жизни народа русскаго, угнетаемаго монголами, терзаемаго междоусобіями князей, расшатаннаго самыми грубыми пороками: обманомъ, хитростію, коварствомъ, двоедушіемъ, жестокостію. Много трудовъ, много скорбей предстояло святителю. Для утвержденія въ народѣ вѣры и доброй нравственности, онъ обходилъ землю волынскую, кіевскую, суздальскую, возвѣщалъ евангельскую истину, утѣшалъ, защищалъ обиженныхъ, являлся отцемъ сиротъ, вдовицъ и убогихъ. Внушалъ лицамъ священнаго сана учить народъ словомъ и доброю жизнію, обратился къ нимъ съ письменнымъ поученіемъ, которое проникнуто духомъ кротости, любви, глубокимъ сознаніемъ важности и высоты священнаго сана. Труды святителя Петра едва не были прерваны происками тверского епископа Андрея, мечтавшаго занять престолъ русской митрополіи. Онъ послалъ на него ложный доносъ патріарху, который предложилъ разсмотрѣть дѣло на соборѣ. Соборъ созванъ былъ въ Переяславлѣ залѣсскомъ. По прочтеніи доноса наполненнаго клеветою, произошло общее сильное волненіе. Чтобы прекратить эту бурю, святитель сказалъ: «я не лучше пророка Іоны: если ради меня такое волненіе, то извергните меня изъ среды себя. Затѣмъ, обратившись къ клеветнику, сказалъ: «миръ тебѣ, чадо! Не ты виновенъ въ этомъ, но древній завистникъ рода человѣческаго — діаволъ. Отнынѣ блюдися лжи, а прошедшее да проститъ тебѣ Богъ». Соборъ вынесъ святителю полное оправданіе. Радуясь о торжествѣ правды, о скоромъ прекращеніи волненія, онъ снова, и еще съ большею ревностію, предался своему архипастырскому служенію, умолялъ князей прекратить раздоры, ѣздилъ съ великимъ княземъ Михаиломъ Ярославичемъ въ Орду, и ходатайствовалъ предъ новымъ ханомъ Узбекомъ о подтвержденіи прежде дарованныхъ правъ и льготъ. По возвращеніи изъ орды, святитель Петръ, уже дряхлый лѣтами, продолжалъ вести свою прежнюю странническую жизнь, всѣхъ наставляя и ободряя. Во время этихъ своихъ путешествій, онъ узналъ скромный городокъ Москву, и сильно полюбилъ княжившаго въ ней Іоанна Даниловича Калиту, князя милостиваго, набожнаго и кроткаго, сталъ проживать въ Москвѣ болѣе, нежели въ другихъ городахъ, а затѣмъ совсѣмъ въ нее переселился. Приближаясь къ могилѣ, св. Петръ далъ совѣтъ любимому князю соорудить въ Москвѣ каменную церковь Пресвятой Богородицы, и для убѣжденія его сказалъ пророчески: «если ты послушаешь меня, сынъ мой, то и самъ прославишься болѣе другихъ князей съ родомъ твоимъ, и градъ твой будетъ славенъ между всѣми городами русскимц, и святители поживутъ въ немъ, и кости мои здѣсь положены будутъ». Церковь была заложена, и быстро воздвигалась: святитель успѣлъ устроить въ ней для себя гробъ собственными руками, близъ жертвенника, но не дожилъ до окончанія ея, и скончался 21 декабря 1326 года, на молитвѣ, во время вечерняго богослуженія. Гробъ его, поставленный въ основанномъ по его желанію Успенскомъ соборѣ, сталъ краеугольнымъ камнемъ величія Москвы. По кончинѣ Господь прославилъ избранника Своего чудесами и нетлѣніемъ тѣла. Мощи святителя Петра обрѣтены въ 1472 году. (См. Жит. св.).

II. Такова краткая повѣсть жизни и дѣятельности великаго святителя земли русской, св. митрополита московскаго Петра, который по справедливости можетъ быть названъ солью земли русской. Вы соль земли, вы свѣтъ міра (Мѳ. 5, 13, 14), сказалъ Христосъ Спаситель Своимъ ученикамъ. Такъ высоко призваніе и назначеніе святыхъ апостоловъ! Своею проповѣдію о Христѣ они должны были вносить въ жизнь лежащаго во злѣ міра оздоровленіе, спасти его отъ духовнаго разложенія, подобно тому, какъ соль сохраняетъ разные предметы отъ порчи и гніенія. Святая жизнь апостоловъ должна была быть свѣтомъ для міра, сѣдящаго во тьмѣ и сѣни смертной, освѣщающимъ путь къ истинѣ и къ Божественному свѣту — Христу. Св. апостолы свято исполняли завѣтъ своего небеснаго Учителя, были солью земли, свѣтомъ міра, во всей силѣ этихъ словъ.

Солью земли русской, свѣтильникомъ, ярко въ ней горящимъ, былъ и преемникъ апостольскаго служенія, празднуемый нынѣ святитель Петръ. Что же завѣщалъ онъ намъ своею жизнію и дѣятельностію?

а) Онъ завѣщалъ намъ любовь къ книжному ученію, любовь къ изящному искусству, но въ особенности любовь къ слову Божію, на которомъ только и можетъ созидаться истинное образованіе, правильное развитіе души и жизни человѣческой.

б) Онъ завѣщалъ намъ побѣждать трудность книжнаго ученія усердіемъ, терпѣніемъ и молитвою. Этими, а не другими средствами была препобѣждена трудность книжнаго ученія препод. Сергіемъ радонежскимъ чудотворцемъ и др. святыми угодниками Божіими. Источникъ истины и мудрости, Господь даруетъ ту и другую всѣмъ прибѣгающимъ къ Нему съ усердною молитвою о семъ.

в) Завѣщалъ намъ трудолюбіе и послушаніе, избѣгать праздности и разсѣянности, завѣщалъ быть внимательными и строгими къ своимъ словамъ и поступкамъ, во взаимныхъ отношеніяхъ быть сдержанными, кроткими, снисходительными, быть милосердыми, всегда готовыми помочь ближнему въ его бѣдѣ и нуждѣ, отъ всей души прощать оскорбленія, и любовію вразумлять оскорбителей, избѣгать ссоры и вражды, всюду вносить миръ и согласіе, содѣйствующіе объединенію и сплоченію семьи, общества и государства, обезпечивающіе нхъ силу, могущество и благоденствіе. Онъ завѣщалъ намъ вносить въ жизнь свѣтъ вѣры и добрыхъ дѣлъ, горячую любовь къ родной странѣ, правителю народа, Божію Помазаннику, и церкви православной. (См. Слова и поуч. протоіерея Мазанова, законоуч. Полтавск. института.)

III. Почтимъ же священную память угодника Божія исполненіемъ его завѣщанія, будемъ просить святыхъ его о насъ молитвъ, да возрастаетъ объединенная русская земля въ силѣ и могуществѣ, въ преуспѣяніи вѣры и благочестія, въ горячей любви и благоговѣйномъ повиновеніи своему Государю, которому Самъ Правитель міра, Господь вручилъ управленіе народомъ. Мною, говоритъ Самъ Богъ, царіе царствуютъ, и сильніи пишутъ правду. (Притч. 8, 15). (Сост. по указ. источн.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 722-724.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0