Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 28 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 24.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ декабрь.
Двадцатый день.

Св. муч. Игнатій Богоносецъ.

(О дѣтской невинности, которой должны подражать взрослые).

I. Однажды апостолы спорили о томъ, кто изъ нихъ большій. Іисусъ Христосъ, услышавъ о чемъ идетъ у нихъ рѣчь, позвалъ ребенка и, обнявъ его, поставилъ его среди ихъ, и сказалъ: «если не обратитесь и не будете какъ дѣти, не войдете въ царство небесное; кто умалится какъ дитя сіе, тотъ и больше въ царствіи небесномъ. И кто пріиметъ такое дитя во имя Мое, тотъ Меня пріиметъ». (Матѳ. 18, 2—4 Мар. 9, 37). Преданіе говоритъ, что ребенокъ, котораго обнялъ Іисусъ, есть тотъ самый, который подъ именемъ Игнатія Богоносца былъ ученикомъ Іоанна Богослова, потомъ епископомъ антіохійской церкви, и наконецъ удостоился принять за имя І. Христа мученическій вѣнецъ. Память его совершается нынѣ.

II. Если Господь поставилъ въ образецъ дѣтскую невинность, то значитъ въ ней Онъ нашелъ такія качества души и сердца, имѣть которыя обязанъ каждый христіанинъ, чтобы удостоиться царствія небеснаго. Что-же, спросите, есть такого въ дѣтяхъ, чему съ пользою могли бы поучиться у нихъ взрослые?

а) Поучительна, во-первыхъ, ихъ искренность, простосердечіе, откровенность. Неиспорченное дурными примѣрами дитя не можетъ лгать, не умѣетъ притворяться, не знаетъ скрытности, недовѣрчивости, подозрѣнія, говоритъ то, что знаетъ и что думаетъ, дѣлаетъ то, чего желаетъ, хвалитъ то, что ему нравится, негодуетъ на то, что нехорошо и что дѣйствуетъ на него непріязненно, отъ чистаго сердца вѣритъ тому, что говорятъ ему его родители и старшіе. Не есть ли это истинно драгоцѣнное свойство, которое необходимо для насъ и въ отношеніи нашемъ къ Богу и въ отношеніи къ собратіямъ нашимъ, человѣкамъ, отъ котораго зависитъ спокойствіе жизни нашей и внутренней и внѣшней? Что дѣлаетъ вѣру нашу нетвердою, убѣжденія наши шаткими, духовный союзъ нашъ со Христомъ Спасителемъ непрочнымъ? Недостатокъ искренности и довѣрія, простосердечія и полной преданности Господу. Съ другой стороны, отчего бываютъ непрочны всѣ связи общественныя? Отчего и такія крѣпкія, по-видимому, узы, какъ узы семейныя, нерѣдко слабѣютъ и разрываются? Опять отъ недостатка искренности, довѣрія и простосердечія. Чувствуя неискренность и ложь въ самихъ себѣ, мы то же самое предполагаемъ въ другихъ. Отсюда взаимное недовѣріе, взаимное притворство, взаимные обманы и лукавства. Не вѣримъ словамъ другихъ, потому что наши собственныя уста въ разнорѣчіи съ сердцемъ, привыкли говорить не то, что есть въ умѣ и сердцѣ. Подозрительно смотримъ на дѣйствія другихъ, потому что наши собственныя дѣйствія бываютъ часто только личиною, подъ которою скрываются совсѣмъ другія стремленія и цѣли. Стараемся обезпечить и обезопасить жизнь свою всѣми попадающими подъ руку средствами, потому что, зная собственное себялюбіе и своекорыстіе, не вѣримъ ни доброжелательству, ни усердію и братолюбію другихъ. Завидуемъ и строимъ другъ другу козни, потому что, не чувствуя чистосердечія и доброжелательства въ себѣ самихъ, боимся возвышенія и преимущества предъ нами другихъ. И кто исчислитъ всѣ виды золъ, отъ которыхъ страждутъ общества человѣческія, которыя всѣ вырождаются изъ той неискренности и лжи, изъ того недовѣрія и подозрительности, которыя лежатъ въ основѣ нашихъ связей общественныхъ! Поистинѣ, аще не обратимся и не будемъ яко дѣти, искренни, простосердечны, откровенны и довѣрчивы другъ къ другу, не внидемъ въ царство небесное, которое есть царство мира и правды, любви и единодушія.

б) Не менѣе драгоцѣнна въ дѣтяхъ та нѣжность души, та мягкость сердца, то сочувствіе къ другимъ, по которымъ они способны сливаться, такъ сказать, душою и сердцемъ съ душою другихъ. Дитя не можетъ не заплакать, увидавъ слезы на глазахъ матери, не можетъ не радоваться при ея радости, не можетъ не стараться сдѣлать что-либо пріятное своимъ родителямъ. Скажутъ, что это недостатокъ возраста, что это показываетъ несамостоятельность дитяти, которое живетъ не столько своею жизнію, сколько жизнію родителей. А мы, братіе мои, развѣ совершенно самостоятельны, развѣ не зависимъ отъ всеоживляющей, присносущной жизни Божіей, отъ Главы нашей Господа Іисуса Христа, Который питаетъ насъ Своею плотію и кровію, Которому, по сему самому, мы, какъ говоритъ апостолъ, члены тѣла Его, отъ плоти Его и отъ костей Его? Развѣ не живемъ жизнію и того общества, котораго мы члены? Итакъ, если что, то это нѣжное дѣтское сочувствіе необходимо для насъ и въ отношеніи къ Богу Отцу нашему и въ отношеніи къ собратіямъ нашимъ, дѣтямъ того же небеснаго Отца.

Господь Іисусъ Христосъ, возродившій насъ Духомъ Святымъ, питающій насъ Своимъ тѣломъ и кровію, являетъ къ намъ, какъ дѣтямъ и вмѣстѣ братіямъ Своимъ, самое полное и живое сочувствіе, самое искреннее участіе во всѣхъ обстоятельствахъ жизни нашей. Можно-ли же намъ оставаться безчувственными въ отношеніи къ Нему, не отвѣчать Ему живѣйшимъ чувствомъ любви? Въ постѣ и молитвѣ и сокрушеніемъ сердечнымъ воспоминаютъ истинные ученики Христовы спасительныя страданія Его: шагъ за шагомъ сопровождаютъ Его молитвеннымъ размышленіемъ отъ Геѳсиманіи до Голгоѳы, поклоняются съ умиленіемъ сердца каждой язвѣ пречистаго тѣла Его, оплакиваютъ сердечными слезами каждое поруганіе, нанесенное Ему нечестивыми судіями и распинателями Его. Потому то и день воскресенія Его для нихъ неизъяснимо свѣтелъ и радостенъ, какъ день собственнаго воскресенія, приводитъ сердце ихъ въ неописанный, небесный восторгъ. Точно также не можетъ быть истинной любви и къ собратіямъ нашимъ, членамъ церкви и общества, безъ живого, родственнаго сочувствія къ нимъ, какъ истиннымъ братіямъ нашимъ. Что это за любовь, которая боится видѣть живое несчастіе въ лицѣ страждущаго брата своего, отвращается одного вида нищеты и страданія человѣческихъ, и довольствуется тѣмъ, что бросаетъ лепту свою въ общую корвану на бѣдныхъ? Что это за человѣколюбіе, которое предается необузданному веселію подъ предлогомъ, что это дѣлается для утѣшенія плачущихъ, или предается объяденію будто бы въ пользу голодныхъ? Покажи ми вѣру твою отъ дѣлъ твоихъ, говоритъ апостолъ; покажи и любовь твою дѣйствительнымъ состраданіемъ къ несчастному: прими живое участіе въ скорби бѣдствующаго, насыть отъ собственной трапезы алчущаго, раздѣли свою одежду съ наготующимъ, омой своею рукою раны и язвы болящаго. Тогда можешь надѣяться услышать гласъ пострадавшаго за насъ Господа: пріидите благословенніи Отца Моего, наслѣдуйте уготованное вамъ царствіе отъ сложенія міра. Понеже сотвористе единому сихъ братій Моихъ меньшихъ, Мнѣ сотвористе.

III. Но мы утомили бы васъ, братіе мои, если бы захотѣли подробно исчислять все, чему съ пользою можно поучиться у дѣтей. Невинная душа дитяти есть цѣлый рай, который благоухаетъ многообразными цвѣтами. Непорочное сердце его есть сокровищница, въ которой сокрыты различныя драгоцѣнности. Всякій можетъ брать изъ нея на свои потребности. Гнѣвливый и раздражительный пусть научится дѣтской кротости и снисхожденію, злобный и злопамятный — дѣтскому незлобію и незлопамятности, своевольный и своенравный — дѣтской покорности и послушанію, лживый и коварный — дѣтской прямотѣ и простосердечію, гордый и высокомѣрный — дѣтской простотѣ и смиренію, обуреваемый нечистыми страстями и похотями плоти — дѣтской непорочности, чистотѣ и цѣломудрію. Аще же не обратитеся, и будете яко дѣти, не внидете въ царство небесное. Аминь. (Сост. по «Полному собр. проповѣд.» Димитрія, архіеп. херсонск. и одесск., т. I, изд. 1889 г. и др. источн.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 720-721.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0