Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 19 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 29.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ декабрь.
Девятнадцатый день.

Св. мученикъ Вонифатій.

(Въ чемъ состоитъ истинное покаяніе?)

I. Св. мученикъ Вонифатій, память коего совершается нынѣ, жилъ въ г. Римѣ въ царствованіе императора Діоклитіана. Онъ былъ слугою у одной госпожи дѣвицы Аглаиды. Жизнь онъ велъ грѣшную, плотскую и нетрезвенную, но онъ болѣлъ сердцемъ о такомъ поведеніи своемъ и всегда имѣлъ намѣреніе измѣнить образъ жизни своей, — онъ часто со слезами молился объ этомъ Богу, — кромѣ молитвы старался преклонить Бога на милость дѣлами милосердія: бѣдные и несчастные не отходили отъ него безъ утѣшенія. И Господь призрѣлъ на грѣшника и указалъ ему путь ко спасенію. — Однажды госпожѣ его Аглаидѣ захотѣлось имѣть мощи какого-нибудь мученика и устроить храмъ въ честь его, чтобы имѣть за себя молитвенника предъ Богомъ. Въ то время было жестокое гоненіе на христіанъ. Мощи мучениковъ продавали невѣрные за большія деньги. Аглаида призвала къ себѣ слугу Вонифатія, дала ему много золота и со многими другими служителями отправила его за этимъ святымъ пріобрѣтеніемъ. Вонифатій съ радостію принялъ на себя это дѣло. Но, отправляясь изъ дому, онъ вдругъ говоритъ: «а что, госпожа, если мои мощи привезутъ тебѣ вмѣсто другихъ, примешь ты тогда ихъ?» Аглаида замѣтила, что не время теперь для смѣха, а нужно спѣшить на то дѣло, на которое онъ посылается. Вонифатій между тѣмъ сталъ размышлять дорогой о своей грѣшной жизни и о подвигахъ мучениковъ; раскаяніе въ немъ усилилось, душа горѣла жаждой спасенія, и онъ самъ рѣшился пострадать за Христа, — всю дорогу онъ постился и постоянно былъ въ молитвенномъ настроеніи. Когда прибылъ въ г. Тарсъ, гдѣ происходили мученія христіанъ, то остановился въ гостиницѣ и, приказавши служителямъ ждать его, самъ отправился на мѣсто казни. Спокойный видъ мучениковъ поразилъ его, онъ подбѣжалъ, цѣловалъ ихъ руки, ноги, раны, умоляя помолиться за него, чтобы и его Господь удостоилъ причислить къ лику ихъ.

Скоро и его схватили, призвали къ допросу, и за то, что онъ призналъ себя христіаниномъ, судія осудилъ его на мученія. Сначала ему вбивали въ ногти рукъ и ногъ острое желѣзо, потомъ вливали въ уста растопленное горячее олово, но къ удивленію всѣхъ это не повредило ему, и онъ остался живъ. Всѣ воскликнули: «великъ Богъ христіанскій, и мы всѣ вѣруемъ въ Царя и Господа Христа!» Вонифатія отвели въ темницу. На другой день снова предали его новымъ мученіямъ — бросили его въ котелъ съ горячей смолою, но и это не отняло у него жизни. Тогда мучитель велѣлъ усѣчь его мечомъ. Съ радостію въ сердцѣ и съ молитвою на устахъ преклонилъ Вонифатій подъ мечъ свою голову. 550 человѣкъ невѣрныхъ обратились къ истинному Богу тотчасъ же послѣ смерти мученика. Тѣло его было брошено. Спутники его между тѣмъ ждали его возвращенія, и когда онъ такъ долго не являлся, стали думать про него худое: «вѣрно гдѣ-нибудь онъ теперь пьетъ и веселится», — говорили они. Наконецъ стали всѣхъ спрашивать объ немъ. Тогда братъ писца, присутствовавшаго при допросахъ мучениковъ, сказалъ имъ: «вчера какой-то иностранецъ много пострадалъ за Христа и былъ усѣченъ мечомъ». Они описали ему наружность его. Оказалось, что то былъ Вонифатій. Но спутники его не вѣрили. «Развѣ пьяница и грѣшникъ пойдетъ страдать за Христа?» — говорили они. Они видѣли внѣшнее, но не знали, что дѣлалось въ душѣ этого человѣка. Имъ дозволено было осмотрѣть тѣла казненныхъ, и, къ удивленію ихъ, между другими лежало тѣло Вонифатія. Стыдно имъ стало, что они такъ поносили страдальца Христова. Они припали къ мощамъ его и долго со слезами лобызали ихъ, прося прощенія себѣ. За пятьсотъ золотыхъ монетъ купили они у мучителей истерзанное тѣло Вонифатія, намазали ароматами, положили въ плащаницу и повезли въ Римъ къ госпожѣ своей. Предъ прибытіемъ мощей Аглаида слышитъ во снѣ голосъ: «пріими того, который былъ рабъ твой, а нынѣ намъ братъ и служитель, который будетъ хранителемъ души твоей и молитвенникомъ за тебя». Въ ужасѣ проснулась она, пригласила служителей церковныхъ и вмѣстѣ съ ними вышла встрѣтить мощи мученика. Съ радостными слезами приняла она ихъ въ свой домъ и благодарила Бога, удостоившаго принять смерть мученика въ жертву за его и ея грѣхи. Спустя немного времени въ окрестностяхъ Рима, въ своемъ селѣ, создала она церковь во имя муч. Вонифатія, куда и перенесли мощи его, отъ которыхъ было много исцѣленій. Послѣ этого прожила она 15 лѣтъ, молилась, постилась, каялась въ своихъ грѣхахъ, и этимъ очистивши свою душу отъ грѣховъ нечистой жизни, мирно преставилась ко Господу, и была погребена при гробѣ мученика.

II. Св. муч. Вонифатій по истинѣ можетъ служить образцомъ истиннаго покаянія.

Смотрите: какая быстрая перемѣна во святомъ послѣ долгаго пребыванія во грѣхѣ! Прежде невоздержаніе, нетрезвость, а теперь постъ во все время путешествія его до мѣста страданія, — прежде плотская нечистота, холодность, безпечность къ дѣлу спасенія, а теперь необыкновенная жажда этого спасенія, — онъ думаетъ объ одномъ, какъ бы поскорѣй получить его, всю дорогу думаетъ о томъ. Прежде грѣховныя сласти, наслажденія плоти, а теперь терзанія этой плоти, не только болѣзни, даже мученія въ ней, пролитіе крови, отсѣченіе главы. И все это совершенно добровольно и тогда, когда бы легко могъ онъ избѣжать этихъ страданій. Да, св. мученикъ вполнѣ, самымъ очевиднымъ образомъ, самымъ деломъ доказалъ искренность своего раскаянія, своей ненависти ко грѣху, своей любви ко Христу. И какъ же было Господу не помиловать и не прославить его? Такъ-то и намъ, братія, нужно доказывать искренность покаянія — самымъ дѣломъ, всѣмъ поведеніемъ своимъ. Между тѣмъ многіе изъ насъ имѣютъ превратныя понятія о покаяніи.

Они думаютъ, что покаяться — это значитъ поговѣть недѣлю или менѣе того, нѣсколько въ это время воздержаться въ пищѣ, походить въ церковь, исповѣдаться и причаститься святыхъ таинъ. Но это будетъ говѣніе, исповѣдь и причащеніе святыхъ таинъ, а не покаяніе. Можно говѣть — держать постъ самый строгій, упражняться въ молитвахъ подолгу и почасту и однакожъ при всемъ этомъ оставаться нераскаяннымъ. Можно безъ утайки открыть предъ отцемъ духовнымъ всю душу — все, что дѣлается въ ней, и при всемъ томъ не быть преисполненнымъ чувства покаянія, быть далекимъ отъ истиннаго покаянія.

а) Покаяніе истинное совершается прежде всего въ душѣ. «Только сердечнымъ сокрушеніемъ врачуется болѣзнь души», говоритъ св. Ефремъ Сиринъ; покаяніе состоитъ прежде всего въ скорби и болѣзни о грѣхахъ. У кающагося воистину невольно вырываются вздохи изъ груди, подобно вздохамъ мытаря, льются и слезы, подобны слезамъ бдудницы, является и самоосужденіе, представленіе себя худшимъ всѣхъ.

б) Чтобы покаяніе было истинное, для этого нужно, далѣе, разлюбить, даже болѣе — возненавидѣть грѣхи, особенно любимые нами, и затѣмъ рѣшиться болѣе не повторять ихъ и совсѣмъ оставить ихъ! «Что значитъ раскаяться въ грѣхахъ?» — спросилъ одинъ братъ авву Пимена. «Не дѣлать болѣе грѣха», — отвѣчалъ великій старецъ. Да и какъ же иначе? И во всякомъ дѣлѣ недостаточно только однихъ добрыхъ чувствованій, желаній, а требуется самое дѣло; тѣмъ болѣе оно требуется въ дѣлѣ покаянія. Положимъ — мы сознаемъ, что доселѣ жили противно заповѣдямъ Божіимъ, скорбимъ, даже плачемъ объ этомъ, — но если за симъ не послѣдуетъ въ насъ омерзѣнія ко грѣху, твердаго намѣренія отстать отъ него, то наши подобныя чувствованія и останутся одними чувствованіями, и плода намъ на принесутъ, — мы можемъ остаться такими, какими были. Мы видимъ, что всѣ покаявшіеся истинно послѣ покаянія уже не возвращались болѣе къ грѣшной жизни, какую вели дотолѣ. Преподобная Марія египетская, покаявшись, оставила соблазнять собою другихъ, оставила роскошь, сладкую пищу, и пошла въ пустыню. Ап. Павелъ послѣ покаянія — вмѣсто гонителя сдѣлался великимъ проповѣдникомъ вѣры Христовой. Ап. Петръ зналъ одно — плакать о своемъ отреченіи отъ Христа. Спаситель, прощая грѣхи, внушалъ одно: иди и ктому не согрѣшай. Видите, въ какомъ случаѣ покаяніе полезно — если ктому не будемъ согрѣшать. И какой отецъ проститъ сьша, если этотъ сынъ, прося у него прощенія, дерзнетъ ему сказать, что онъ то-же самое и опять будетъ дѣлатъ? Каяться предъ Богомъ и не имѣть намѣренія оставить грѣхи, или — что еще хуже — имѣть намѣреніе продолжать ихъ — это значитъ думать, что можно обмануть Бога, получить прощеніе, не заслуживши его.

Но, можетъ быть, кто скажетъ: я и желалъ бы удержаться отъ грѣха, но не могу. Но ты скажи: борешься ли со грѣхомъ? и стараешься ли бороться съ нимъ до послѣдней возможности? Если такъ, то не приходи въ уныніе отъ новыхъ грѣхопаденій, только каждый разъ возобновляй борьбу съ грѣхомъ съ новою силою, не оставляй намѣренія и во всю жизнь до послѣдняго издыханія будь борцомъ съ самимъ собою. Богъ увидитъ, что ты впадаешь въ грѣхъ безъ намѣренія, безъ любви къ нему, увидитъ твое тяжкое болѣзнованіе объ этомъ, — и дастъ тебѣ силу рано или поздно совсѣмъ оставить его. Не такихъ грѣшниковъ Богъ осуждаетъ, которые ведутъ борьбу съ собою и только по немощи человѣческой, съ болью сердечною, впадаютъ въ тотъ или другой грѣхъ, а такихъ, которые совсѣмъ отдали себя грѣху или страсти, которые боятся и подумать оставить свою страсть, не находятъ грѣха въ ней. При этомъ всякому истинно кающемуся грѣшнику нужно твердо помнить, что онъ при всемъ желаніи своемъ освободиться отъ темной власти грѣха и изгладить слѣдствіе прежнихъ пороковъ, не въ состояніи сдѣлать одними своими силами ни того, ни другого: для сего нужна помощь Господа, Который вседѣйствующею силою Своей благодати можетъ измѣнить на лучшее самое основаніе нашего сердца и всей нашей духовно-чувственной природы.

в) Убѣжденіе грѣшника въ невозможности освободиться собственными силами отъ грѣха и его ужасныхъ послѣдствій, полученное печальнымъ опытомъ безсильной борьбы его со грѣхомъ, препровождаетъ грѣшника къ послѣдней ступени покаянія, — къ смиренному упованію на милость Божію. Вѣра внушаетъ грѣшнику, что невозможное для него возможно для его всемогущаго Спасителя; что если Онъ подастъ крѣпость, то наша воля утвердится въ добрѣ; если сердечнымъ покаяніемъ и молитвою о прощеніи нашихъ прегрѣшеній привлечемъ Его милость, Онъ изгладитъ всѣ послѣдствія грѣховъ нашихъ, какъ бы они велики ни были.

И здѣсь-то кающемуся грѣшнику предстаетъ во всемъ величіи Божественное лицо Спасителя человѣковъ; онъ готовъ бываетъ пасть, подобно блудницѣ, къ стопамъ Его и омочить ихъ слезами, дабы услышать отъ Него отпущеніе грѣховъ и принять благодатную силу на сраженіе съ порокомъ. Священнослужитель Христовъ, съ своею властію вязать и рѣшить, съ чашею завѣта тѣла и крови Господней, есть для него истинный, видимый представитель незримой благодати небесной, и онъ спѣшитъ къ этимъ таинствамъ, какъ къ послѣднему врачевству отъ грѣховъ, какъ къ знаменію новаго завѣта съ Богомъ, какъ къ источнику новой благодатной жизни.

г) Чтобы, наконецъ, покаяніе наше было истинное и достигало своей спасительной цѣли, — мало сознать свои грѣхи, болѣть о нихъ, возненавидѣть ихъ, стараться не повторять ихъ и возложить все упованіе на милосердіе Божіе, — нужно еще заглаждать прежніе грѣхи противоположными добродѣтелями. Это и значитъ приносить плоды покаянія. И сколько ни было покаявшихся истинно, всѣ они сторицею загладили своею доброю жизнію то, что прежде дѣлали худого. То ли видимъ и на себѣ и на другихъ? Часто ни одного добраго навыка, ни одного святого правила не усвояемъ послѣ покаянія? Снова тѣ же грѣшныя привычки, тотъ же непорядочный, часто соблазнительный образъ жизни. Какая польза отъ такого покаянія? До какой степени необходима перемѣна на лучшее послѣ покаянія, это видно изъ ученія церкви, по которому, если кто предъ смертію покается, а плодовъ покаянія принести не успѣета, то за такого должны восполнять его родные: они должны и милостыню за него раздавать, и молитвы за него приносить. (См. кн. «Уроки изъ жизни св.» свящ. П. Шумова).

III. Богъ молитвами св. мученика Вонифатія да поможетъ намъ стать на истинный путь покаянія, какъ Онъ помогъ нѣкогда сдѣлать тоже сему св. мученику. (Сост. съ нѣкот. дополн. по указ. источн.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 717-719.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0