Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 21 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ декабрь.
Семнадцатый день.

Св. пророкъ Даніилъ и три отрока: Ананія, Азарія и Мисаилъ.

(Уроки изъ ихъ жизни: а) польза постовъ и б) постоянство въ вѣрѣ и добродѣтели).

I. Св. пророкъ Даніилъ и три отрока: Ананія, Азарія и Мисаилъ, память коихъ совершается нынѣ, жили во время плѣна вавилонскаго. Они были изъ числа тѣхъ юношей, которыхъ царь вавилонскій избралъ и велѣлъ воспигывать при своемъ дворѣ, чтобы потомъ они могли служнть въ его царствѣ. Когда имъ съ царскаго стола приносили кушанья, запрещенныя закономъ Моисеевымъ, они отказывались принимать, желая питаться только овощами. Приставникъ, обязанный наблюдать за ними, изъ опасенія, какъ бы они не похудѣли отъ скудной пищи, запрещалъ имъ это, но Даніилъ уговорилъ его дать имъ сроку десять дней, чтобы испытать, будетъ ли вредна для ихъ здоровья и тѣлесной красоты постная пища. По истеченіи сего срока оказалось, что благочестивые юноши, питавшіеся овощами и пившіе простую воду, были гораздо здоровѣе и красивѣе другихъ ихъ сверстниковъ, ѣвшихъ скоромную пищу. Тогда Даніилу и его товарищамъ дозволено было употреблять пищу, какую они желали. Благочестивые юноши были благословлены Богомъ особеннымъ даромъ къ ученію, такъ что, по окончаніи ихъ воспитанія, самъ царь испытывалъ ихъ и нашелъ умнѣе всѣхъ своихъ товарищей, — потому далъ имъ хорошія должности въ своемъ государствѣ... Вскорѣ открылось, что Даніилъ обладалъ сверхъестественною мудростію, т. е. онъ зналъ то, чего никто изъ людей не могъ знать, именно онъ зналъ будущее, былъ пророкъ Божій. Однажды Навуходоносоръ видѣлъ сонъ и забылъ его. Онъ созвалъ всѣхъ мудрецовъ и требовалъ подъ угрозою смерти, чтобы они отгадали забытый имъ сонъ, но никакая человѣческая мудрость не могла исполнить этого; только Даніилу Богъ открылъ сонъ царя и значеніе его. Навуходоносоръ позналъ величіе истиннаго Бога и сказалъ Даніилу: «поистинѣ вашъ Богъ есть Богъ боговъ, Господь господей и Царь царей». Даніилъ былъ поставленъ главнымъ начальникомъ Вавилонской области... Но признаніе Навуходоносоромъ истиннаго Бога Царемъ царей не было прочное и сердечное. Гордость побуждала Навуходоносора самого себя признать за Бога или, по крайней мѣрѣ, заставить своихъ подданныхъ повиноваться ему безпрекословно, какъ Богу, — и вотъ поставилъ онъ на полѣ Деирѣ, близъ Вавилона, золотого истукана и издалъ указъ, чтобы подданные поклонялись этому истукану, какъ Богу. Всѣ ведьможи, сановники царства вавилонскаго, поклонились истукану; только три отрока Ананія, Азарія и Мисаилъ отказались исполнить царское повелѣніе, потому что этимъ нарушалась вторая заповѣдь закона Божія. Благочестивые юноши ввержены были въ разженную пещь, но Господь послалъ ангела, который уничтожилъ палящую силу огня, сдѣлалъ пещь росодательною, такъ что юноши среди пламени не только оставались невредимы, но и воспѣвали хвалебную пѣснь Богу избавителю. Всѣ, видѣвшіе это чудесное спасеніе, и самъ Навуходоносоръ, воздали хвалу истинному Богу...

Подобное же чудесное спасеніе явлено было отъ Бога и надъ Даніиломъ, въ царствованіе царя мидійскаго Дарія. Этотъ царь особенно полюбилъ Даніила и хотѣлъ сдѣлать его однимъ изъ главныхъ сановниковъ государства. Другіе вельможи за то возненавидѣли Даніила и для погубленія его уговорили царя издать такой указъ, чтобы никто изъ его подданныхъ въ продолженіе тридцати дней не смѣлъ просить чего-либо ни у Бога, ни у людей, кромѣ царя, такъ какъ царь настолько могущественъ, что въ силахъ удовлетворить нуждамъ всѣхъ. Это лживое предложеніе хитрые царедворцы утверждали на томъ основаніи, что Дарію необходимо объявить себя божествомъ, чтобы подданные болѣе повиновались и обожали его. Кто же не исполнитъ такого повелѣнія, тотъ, какъ виновный въ неуваженіи царя, долженъ быть брошенъ на съѣденіе львамъ. Царь Дарій не могъ догадаться, что это предложеніе царедворцевъ было направлено противъ Даніила, который, будучи строгимъ исполнителемъ отечественнаго закона, непремѣнно окажется нарушителемъ царскаго указа. Даніилъ не переставалъ каждый день три раза совершать положенныя молитвы истинному Богу, обращаясь лицомъ въ ту сторону, гдѣ былъ Іерусалимъ. Объ этомъ было донесено царю, и Даніилъ, по силѣ царскаго указа, былъ брошенъ въ львиный ровъ. Но Господь заградилъ уста звѣрей, и праведникъ пробылъ среди ихъ цѣлую ночь, не тронутый звѣрями. Царь, по любви къ Даніилу безпокоившійся о немъ всю ночь, поутру самъ пришелъ ко рву львиному и, нашедши Даніила невредимымъ, позналъ его невинность, Самимъ Богомъ засвидѣтельствованную, и клевету враговъ его. Посему, изведши Даніила изъ рва львинаго, велѣлъ бросить туда его обвинителей съ ихъ женами и дѣтьми. Львы тотчасъ всѣхъ ихъ растерзали...

Примѣръ Даніила и трехъ отроковъ долженъ быть поучителенъ и для насъ, христіане!

II. Св. прор. Даніилъ и три св. его друга учатъ насъ двумъ добродѣтелямъ: а) посту и б) постоянству вѣры и добродѣтели. Какъ постились они сами и какъ были вѣрны истинному Богу до готовности пожертвовать свою жизнь за св. вѣрность Богу и добродѣтели, такъ должны и мы поститься по уставу св. матери нашей церкви и быть вѣрными Господу во всѣ дни нашей жизни.

а) Скажемъ прежде всего о пользѣ поста.

Отъ поста происходитъ многоразличная польза.

аа) Во-первыхъ постъ укрощаетъ страсти.

Страсти помрачаютъ разсудокъ, удаляютъ отъ Бога, погашаютъ въ сердцахъ нашихъ страхъ Божій, увлекаютъ въ злыя дѣла, отнимаютъ у насъ спокойствіе, лишаютъ чести; ускоряютъ нашу смерть, готовятъ намъ, и по ту сторону гроба, страшную участь.

Къ ужасу, надобно замѣтить, что страсти, послѣ паденія человѣка, обратились какъ бы въ природу нашу, слились, срослись съ нашею душею, съ нашимъ сердцемъ, и отъ того сдѣлались упорны, могущественны.

Что же можетъ обуздать страсти? Много къ сему споспѣшествуетъ благоразумное воспитаніе, природный здравый умъ, опытность, удостовѣрившаяся во вредѣ страстей: но самое надежное и болѣе общее и болѣе короткое средство къ достиженію цѣли въ дѣлѣ укрощенія страстей есть постъ такой, каковый предписываетъ намъ святая церковь.

Православнымъ христіанамъ по опыту извѣстно, что постъ многихъ похотливыхъ сдѣлалъ цѣломудренными, гнѣвливыхъ кроткими, буйныхъ скромными, гордыхъ смиренными, непокорныхъ послушными, завистливыхъ доброжелательными, враговъ друзьями, звѣрей по нраву — людьми, людей ангелами по святой жизни.

бб) Кромѣ сего, постъ благопріятствуетъ нашему здоровью. Знаютъ это и врачи тѣлесные и предписываютъ многимъ постъ какъ врачебное средство. Жаль только, что они, нерѣдко, тогда дѣлаютъ подпоры къ храминѣ тѣла нашего, когда храмина сія потряслась, растрескалась и близка уже къ паденію. Святою церковію установленный постъ охраняетъ здоровье наше заблаговременно, приставляя къ намъ съ юныхъ лѣтъ стражами — воздержаніе, трезвость и спокойствіе духа. Правда, постъ иногда ослабляетъ тѣлесныя силы, но ослабляетъ силы тѣхъ, которые не научились поститься, и ослабляетъ такъ, что и самое это ослабленіе благодѣтельно. Это отдыхъ природы, послѣ котораго тѣло наше приходитъ въ новую силу.

вв) Впрочемъ, постъ установленъ церковію не для одной пользы тѣлесной. Душа и вѣчность, спасеніе души и достиженіе небесной славы — вотъ цѣль всѣхъ установленій церкви. О пользѣ тѣлесной, отъ поста происходящей, мы говоримъ, дабы видѣть, что дѣла благочестія христіанскаго полезны не только для души, но и для тѣла, и потому они должны быть драгоцѣнны, любезны не только душелюбивымъ, но и плотолюбивымъ. Ибо, по слову апостольскому, благочестіе на все полезно есть, обѣтованіе имѣюще живота нынѣшняго и грядущаго (Тим. 4, 8).

гг) Еще какая польза отъ поста? Соблюденіе святаго поста дѣлаетъ насъ способными къ молитвѣ. Человѣкъ, обременившій себя пищею и разслабившій себя питіемъ, бываетъ лѣнивъ, сонливъ, не способенъ ко вниманію, склоненъ къ разсѣянности, холоденъ къ Богомыслію, равнодушенъ къ благоговѣнію, и если не врагъ, то и не другъ молитвы. Не то дѣлается съ человѣкомъ, христіански постящимся. Споспѣшествуемый благодатію Божіею, почивающею на постящихся, человѣкъ постящійся охотно идетъ во храмъ Божій на молитву, охотно молится дома, охотно внемлетъ молитвѣ, охотно преклоняетъ колѣна предъ всевидящимъ Богомъ, чувствуетъ себя способнымъ къ благоговѣнію, къ умиленію и къ душеспасительнымъ воздыханіямъ и слезамъ. Челнокъ легче плыветъ, когда онъ не обремененъ излишнею поклажею: такъ и молитва легче, удобнѣе совершается, когда тѣло не обременено излишнею, утучняющею пищею и питіемъ; или, что то же, когда человѣкъ постится. (См. Поуч. Іакова, архіеп. нижегородск.).

б) Второй урокъ, который мы заимствуемъ изъ жизни св. пр. Даніила и трехъ его друзей, состоитъ въ томъ, что мы должны имѣть постоянство въ вѣрѣ и добродѣтели.

Постоянство есть необходимое условіе вѣры и добродѣтели. Буди вѣрень до смерти (Апок. 2, 10), вѣщаетъ каждому таинственный голосъ Божій. «А кто поколеблется, не благоволитъ къ тому душа Моя». (Евр. 10, 38). Постоянство убѣжденій вообще означаетъ человѣка порядочнаго. Даже самая сила страсти выражаетъ въ себѣ нѣчто внушающее, если на ней лежитъ черта твердости. Но такъ какъ православная вѣра выше всего земного и не подлежитъ закону измѣняемости: то не измѣнна должна быть и наша приверженность къ ней. Много на свѣтѣ морей глубокихъ и бурныхъ: но искусно построенный корабль, ведомый свѣдущимъ кормчимъ, величаво несется по необозримой поверхности волнъ. Много умомъ человѣческимъ составлено ученій, разлились повсюду волны мудрованій: но корабль церкви православной, руководимый всевѣдущимъ Кормчимъ, возвышается надъ свободными разліяніями мысли человѣческой и несетъ къ небесной пристани души, ввѣрившіяся ему. Остается намъ самимъ крѣпко держаться за якорь нашего спасенія. Пріявъ крещеніе, мы каждодневно исповѣдуемъ едино крещеніе, и въ послѣдній день жизни какъ отрадно произнести послѣднія слова символа вѣры: «чаю воскресенія мертвыхъ и жизни будущаго вѣка!»

Постоянству въ добродѣтели не воспрепятствуетъ неизбѣжность нашей грѣховности. Можно ли сказать о путникѣ, что онъ не постояненъ, если онъ претыкается и падаетъ, но возстаетъ и, ободряясь, простирается впередъ? Доброе направленіе выкупаетъ случайныя уклоненія отъ долга. Свергая запинающій насъ грѣхъ, съ терпѣніемъ должны проходить предлежащее намъ поприще (Евр. 12, 1). Законъ усовершенствованія не терпитъ въ хорошемъ намѣренной примѣси дурного и перехода отъ лучшаго къ худшему. Не тотъ совершенъ, кто хорошо началъ; а тотъ увѣнчается, кто непостыдно кончитъ. Какая польза, если кто нынѣ молится, постится, дѣлаетъ пожертвованія, а потомъ предается страстнымъ влеченіямъ, какъ будто хочетъ дни лишеній вознаградить разнообразіемъ жертвъ необузданному невоздержанію? Одного подвижника вызвалъ изъ кельи голосъ: «поди, я покажу тебѣ дѣла человѣческія». Старецъ, вышедши, между прочимъ увидѣлъ, что какой-то человѣкъ стоитъ у колодца и, черпая воду, льетъ ее въ пробитый сосудъ, изъ котораго она опять утекала въ колодезь. Таинственный голосъ объяснилъ смотрѣвшему: «этотъ, черпающій такъ воду, изображаетъ того, кто хотя и дѣлаетъ добрыя дѣла, но примѣшиваетъ къ нимъ худыя, и чрезъ то губитъ добрыя дѣла свои». (См. слова Сергія, митр. моск.).

III. Молитвами св. прор. Даніила и трехъ его святыхъ друзей да сподобитъ насъ Господь быть и оставаться постоянными въ вѣрѣ и доброй жизни до конца нашихъ дней, дабы сподобиться блаженства въ царствѣ небесномъ со всѣми святыми. (Сост. свящ. Г. Д—ко по указ. источн.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 710-713.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0