Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 29 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ декабрь.
Шестнадцатый день.

Св. пророкъ Аггей.

(Объ усердіи къ благоукрашенію храмовъ Божіихъ).

I. Св. пророкъ Аггей, память коего совершается нынѣ, выступилъ на пророческое служеніе вскорѣ по возвращеніи іудеевъ изъ плѣна вавилонскаго (въ началѣ ѴІ стол. до Р. Хр.). Онъ укорялъ ихъ, жившихъ въ хорошихъ домахъ и пренебрегающихъ довершеніемъ храма Господня, который начали они возстановлять по возвращеніи изъ плѣна.

«Такъ сказалъ Господь», передаетъ пророкъ возвѣщенное ему Духомъ: «этотъ народъ говоритъ: не пришло еще время, не время строить домъ Господень. А вамъ самимъ время жить въ домахъ вашихъ украшенныхъ, тогда какъ этотъ домъ въ запустѣніи?»

«Посему нынѣ такъ говоритъ Господь Саваоѳъ: обратите сердце ваше на пути ваши».

«Вы сѣете много, а собираете мало; ѣдите, но не въ сытость; пьете, но не напиваетесь; одѣваетесь, а не согрѣваетесь. Ожидаете многаго, а выходитъ мало; и что принесете домой, то Я развѣю. За что? говоритъ Господь Саваоѳъ: за Мой домъ, который въ запустѣніи, тогда какъ вы бѣжите каждый къ свому дому. Посему-то небо заключилось, и не даетъ вамъ росы, и земля не даетъ своихъ произведеній»...

«Такъ говоритъ Господь Саваоѳъ: обратите сердце ваше на пути ваши».

«Взойдите на гору, и носите дерева, и стройте храмъ; и Я буду благоволить къ нему, и прославлюсь, говоритъ Господь»...

«И послушались Зоровавель, сынъ Салаѳіилевъ (правитель Іудеи) и Іисусъ, сынъ Іоседековъ (великій іерей) и весь прочій народъ гласа Господа Бога своего и словъ Аггея пророка, какъ посланнаго Господомъ Богомъ ихъ, и народъ убоялся Господа. Тогда Аггей сказалъ народу: Я съ вами! говоритъ Господь. И возбудилъ Господь духъ Зоровавеля и Іисуса и духъ всего остатка народа, и они пришли, и стали производить работы въ домѣ Господа Саваоѳа, Бога своего»...

И ободрилъ Господь весь народъ земли: «Я съ вами!» сказалъ Онъ ему чрезъ Своего пророка, «завѣтъ Мой, который Я заключилъ съ вами при исшествіи вашемъ изъ Египта, и духъ Мой пребываетъ среди васъ: не бойтесь!»

«Ибо такъ говоритъ Господь Саваоѳъ: еще разъ, и это будетъ скоро, Я потрясу небо и землю, море и сушу; потрясу всѣ народы, и пріидетъ Желаемый всѣми народами, и наполню домъ этотъ славою, и слава этого послѣдняго храма будетъ больше, нежели прежняго, и на мѣстѣ семъ Я дамъ миръ, говоритъ Господь Саваоѳъ».

II. Изъ проповѣди св. пророка Аггея, упрекавшаго по повелѣнію Божію іудеевъ въ недостаткѣ усердія къ построенію и благоукрашенію храма истинному Богу въ Іерусалимѣ, вы видите, братія, какъ угодно Богу наше усердіе къ созиданію и благоукрашенію храмовъ Божіихъ, гдѣ мы благодаримъ Господа за Его безчисленныя къ намъ, грѣшнымъ и недостойнымъ Его рабамъ, благодѣянія, гдѣ въ церковныхъ пѣснопѣніяхъ прославляемъ неизреченныя Его свойства, гдѣ въ молитвахъ просимъ о своихъ нуждахъ и получаемъ обильныя благодѣянія и ощущаемъ спасительныя дѣйствія благодати Божіей, зовущей насъ къ святому спасенію чрезъ исправленіе нашей жизни.

Правда, Богъ нашъ не въ рукотворенныхъ храмѣхъ живетъ, ни отъ рукъ человѣческихъ угожденія пріемлетъ, требуя что (Дѣян. 17, 24]; Онъ говоритъ чрезъ пророка: аще взалчу, не реку тебѣ; Моя бо есть вселенная и исполненіе ея (Пс. 49, 12).

Но нравственное чувство всякаго человѣка, если только онъ истинно благочестивъ и боголюбивъ, влечетъ его къ посильнымъ приношеніямъ въ пользу храма Господня.

а) Иногда это чувство есть чувство благодарности къ Богу, дающему намъ животъ, дыханіе и вся (Дѣян. 17, 25). Человѣкъ, истинно боголюбивый, сознавая съ одной стороны свое недостоинство, а съ другой, обиліе и величіе благодѣяній Творца, Который оградилъ вся внѣшняя и внутренняя дому его, дѣла же рукъ его благословилъ (Іов. 1, 10), не удовлетворяется одними благотвореніями Христу, въ лицѣ меньшей братіи Его; благодарное чувство влечетъ его далѣе, къ самому престолу Божію! Въ смиреніи благодарнаго сердца, онъ вопрошаетъ Господа съ дерзновеніемъ и любовію: что воздамъ Господеви о всѣхъ, яко воздаде ми? (Пс. 115, 3). Для него невыносимо бываетъ, если самъ онъ живетъ въ дому кедровомъ, кивотъ же Божій стоитъ посредѣ скиніи (2 Цар. 7, 2); подобно Нееміи сердце боголюбиваго человѣка сжимается скорбію, при видѣ собственнаго благоденствія и запустѣнія храмовъ Божіихъ. Этимъ то чувствомъ благодарности руководились Давиды и Соломоны, Константины и Елены и многіе другіе вѣнценосцы и сильные земли. Высокое въ этихъ святыхъ людяхъ, щедро разверзавшихъ руку свою на украшеніе храмовъ Господнихъ — это чувство представляется, такъ сказать, еще выше, или по крайней мѣрѣ, поразительнѣе въ тѣхъ простыхъ, но боголюбивыхъ людяхъ, которые не отъ избытка, но часто отъ лишенія, все житіе, еже имѣютъ (Лук. 21, 4), повергаютъ къ подножію алтаря Господня.

б) Иногда сердце, сокрушающееся о грѣхахъ юности и глубоко сознавшее тщету всѣхъ утѣхъ и наслажденій житейскихъ, ищетъ утѣшенія и облегченія, такъ сказать, у ногъ Спасителя, и подобно женѣ грѣшницѣ, истощаетъ свои драгоцѣнности на украшеніе храмовъ Господнихъ.

в) Иногда одна любовь къ селеніяиъ Божіимъ и святынѣ храмовъ, или то чувство небеснаго, которое заставляло Давида восклицать: Господи, возлюбихъ благолѣпіе дому Твоего, и мѣсто селенія славы Твоея (Пс. 25, 8), побуждаетъ боголюбиваго христіанина созидать храмы Господни.

Вспомнимъ тѣ слова Спасителя, которыми Онъ оправдалъ жену, помазавшую драгоцѣннымъ мѵромъ ноги Его: это оправданіе (Матѳ. 26, 9 и дал.), торжественно произнесенное Имъ предъ апостолами, даетъ намъ разумѣть, что и всякое приношеніе вѣрующаго, совершаемое съ любовію для Господа, не можетъ не быть пріятно и благоугодно предъ Нимъ, ибо Онъ зритъ не на самую приносимую вещь, но на сердце приносящаго: двѣ лепты бѣдной вдовицы были очень скуднымъ и почтя ничтожнымъ приношеніемъ въ богатый и великолѣпныйхрамъ іерусалимскій; но предъ очами Всевидящаго, онѣ былн несравненно выше всѣхъ сокровищъ тщеславныхъ фарисеевъ, потому чго пожертвованы были изъ рѣдкой любви и усердія къ Богу. Подобнымь образомъ, если кто-либо изъ насъ, изъ усердія, любви, или благодарности къ Богу, жертвуетъ отъ своего имѣнія алтарю Господню: то можетъ ли быть, чгобы эта жертва благодарнаго и боголюбиваго сердца не была пріятна и благоугодна предъ Тѣмъ, Который не уничижаетъ сердца сокрушеннаго и смиреннаго (Пс. 50, 19) и Который, по словамъ св. Златоуста, «и дѣла пріемлетъ, и намѣреніе цѣлуетъ, и дѣяніе почитаетъ, и предложеніе хвалитъ?» — Отецъ богатый и не достигшій еще преклонной старости не нуждается въ томъ, чтобы дѣти его, пришедшія уже въ возрастъ, дѣлали ему приношенія изъ пріобрѣтеннаго ими имѣнія, но ему пріятно бываетъ, если они дѣлаютъ это, потому что въ этихъ дѣйствіяхъ онъ видитъ знаки любви и усердія ихъ къ нему: подобнымъ образомъ, и Отецъ небесный не имѣетъ нужды въ нашихъ жертвахъ, но съ благоволеніемъ взираетъ на нихъ, еслн онѣ суть выраженія нашего усердія, благодарности и любви къ Нему. Доброхотна дателя любитъ Богъ. (2 Кор. 9, 7). Въ ветхомъ завѣпіѣ, законъ, хотя не прямо, обязывалъ всякаго возрастнаго іудея ежегодно жертвовать въ пользу храма Господня въ Іерусалимѣ небольшую сумму (Лев. 27, 12. 14); но І. Христосъ не возложилъ на Своихъ послѣдователей подобной обязанности, а предоставилъ это собственному произволу и усердію каждаго. Однако, во дни земной жизни Своей, въ качествѣ Сына человѣческаго, и Онъ взносилъ Свой статиръ въ пользу дома Божія (Мат. 17, 27), и фарисеевъ, какъ лицемѣрны и лукавы они ни были, не останавливалъ отъ благаго обычая — вносить десятину въ домъ Божій — обличалъ въ нихъ только недостатокъ при этомъ правды, милосердія и вѣры. Онъ говорилъ о самыхъ приношеніяхъ ихъ: сія подобаше творити и онѣхъ не оставляти (Мат. 23, 23). (См. Воскр. чт. за 1852 г.).

III. Пройдутъ годы, пронесутся столѣтія, забудутся не только имена, но и самыя могилы наши — исчезнетъ всякая память о насъ въ потокѣ вѣковъ и поколѣній; но если, во, дни земной жизни нашей, мы отверзали руку свою къ посильному благодѣянію храмамъ Божіимъ: то никогда не забудетъ о семъ св. церковь. – Всякій разъ, когда будетъ возноситься на алтарѣ Господнемъ умилостивительная жертва, она и сама будетъ умолять Господа и Владыку своего, и возбуждать всѣхъ предстоящихъ чадъ своихъ къ прилежной молитвѣ о создателяхъ и благодѣтеляхъ св. храмовъ Божіихъ! (Свящ. Гр. Дьяченко).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 708-710.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0