Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 30 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ декабрь.
Пятнадцатый день.

Св. священномученикъ (епископъ) Елевферій.

(О власти человѣка надъ животными съ нравственными выводами для жизни христіанина: а) вѣра и благочестіе служатъ для насъ самымъ могущественнымъ средствомъ къ отвращенію бѣдствій, б) благодарныя чувства христіанина къ Богу за Его неизреченныя благодѣянія и в) христіане должны осторожно, разумно и кротко обращаться съ животными).

I. Въ житіяхъ святыхъ есть много примѣровъ, доказывающихъ, что христіанамъ безопаснѣе было жить среди самыхъ дикихъ и кровожадныхъ звѣрей, нежели среди язычниковъ. Такъ, когда священномученикъ Елевферій, нынѣ прославляемый церковію, жившій въ концѣ I вѣка, чудесно освободился отъ рукъ мучителей, то онъ удалился въ пустое мѣсто и поселился среди логовищъ дикихъ звѣрей и жилъ со звѣрями, какъ съ овцами. Львы и медвѣди окружали его, ласкались къ нему, и служили ему. Когда же царскіе охотники донесли объ этомъ царю, то онъ послалъ воиновъ взять Елевферія, но звѣри растерзали посланныхъ. Однако святый запретилъ имъ бросаться на людей, и самъ пошелъ къ царю. Его присудили отдать на съѣденіе звѣрямъ. Выпустили на него сперва львицу, потомъ льва, но они не нанесли святому ни малѣйшаго вреда и лизали ноги его. Раздраженные язычники отсѣкли ему голову.

II. Этотъ случай проявленія власти человѣка надъ животными указываетъ намъ на царственную власть невинныхъ людей — нашихъ прародителей — надъ всѣми земными животными. Угодники Божіи, святостію жизни возстановляющіе въ себѣ первобытную невинность, тѣмъ самымъ пріобрѣтаютъ и господство надъ звѣрями, которые въ нихъ узнаютъ своего царя и повинуются ему.

Случаевъ полнаго повиновенія святымъ людямъ, и именно святымъ, звѣрей можно указать много. Укажемъ только на нѣкоторые.

Праведный Ной столь долгое время былъ окруженъ въ ковчегѣ цѣлымъ царствомъ животныхъ и не потерпѣлъ никакой опасности ни отъ одного изъ нихъ.

Со св. Діонисіемъ (это былъ священникъ) встрѣтился левъ между плетнями, гдѣ едва могъ пройти человѣкъ безъ всякой ноши. Святой не побѣжалъ назадъ отъ звѣря, звѣрь-же по тѣснотѣ мѣста совсѣмъ не могъ воротиться или потѣсниться. И вотъ звѣрь всталъ на заднія ноги и сдѣлалъ усиленное наклоненіе своего тѣла въ сторону. Тогда святой прошелъ мимо, задѣвъ звѣря своею спиною (Лугъ дух. глав. 179).

Звѣри служили святымъ и послѣ того, какъ они умирали, и какъ слѣдовательно образъ Божій уже не столь живо или ясно отражался въ нихъ: наприм. Антоній В. не имѣлъ у себя ни лопаты, ни топора, чтобы вырыть могилу для преподобнаго Павла Ѳивейскаго, и вдругъ двое проходившихъ львовъ подошли и когтями вырыли для мертвеца могилу (Чет.-Мин. подъ 15 янв.).

Св. мученикъ Неофитъ, съ ранняго дѣтства отличавшійся необыкновеннымъ благочестіемъ, — разъ въ юности, пришедши къ горѣ Олимпу, вошелъ тамъ въ одну пещеру, гдѣ встрѣтилъ его огромный левъ. Неофитъ сказалъ льву: «выйди отсюда и найди себѣ другую пещеру, а въ этой мнѣ велѣлъ жить Господь». И левъ тотчасъ изъ пещеры удалился. — Въ другой разъ, жогда Неофитъ былъ отданъ мучителемъ Декіемъ на растерзаніе звѣрямъ, тогда выпустили на него сначала медвѣдя: звѣрь, приблизившись къ святому, посмотрѣлъ на него и сейчасъ-же ушелъ отъ него. Затѣмъ пустили отличавшуюся необычайною лютостію медвѣдицу: и та, поласкавшись у ногъ святого, отошла въ свое логовище.

Вывели наконецъ свирѣпаго льва: и онъ также только ласкался къ святому и лизалъ ноги его и не сдѣлалъ ему никакого зла. (Чет.-Мин. янв. 21). Но это примѣръ не единственный.

Къ мученику Маманту звѣри собирались цѣлыми стадами, и оставались при немъ до тѣхъ поръ, пока не получали приказанія разойтись (2 сен.)

Преподобный Сергій Радонежскій и благочестивый Серафимъ Саровскій изъ своихъ рукъ кормили дикихъ медвѣдей, приходившихъ къ нимъ изъ лѣсу.

Жизнеописатели святыхъ, приводя подобные примѣры власти святыхъ надъ звѣрями, разсуждаютъ: «это не значитъ, чтобъ звѣри имѣли разумную душу, но что такъ-то вотъ находились въ полномъ послушаніи у Адама» (Лугъ духовн. гл. 106).

Отсюда ясно, что человѣкъ не безусловно потерялъ влясть надъ животными и можетъ возвратить ее. Черезъ что-же? Очевидно, чрезъ обращеніе къ тому состоянію, въ какомъ былъ и первый человѣкъ до грѣхопаденія, чрезъ обращеніе къ чистотѣ, правдѣ, благочестію. Чѣмъ удерживалъ Адамъ власть надъ животными, живя въ раю? Конечно чистотою души своей, своимъ пребываніемъ въ правдѣ и истинѣ. Измѣнилъ послѣднимъ, лишился и власти. А изъ этого понятно, что возврати человѣкъ чистоту души, будь вѣренъ истинѣ, возвратится и власть.

а) Въ лицѣ святыхъ, правдою, преподобіемъ и истиною возстановляющихъ въ себѣ образъ Божій и тѣмъ приближающихся къ состоянію невинности, мы имѣемъ, во-первыхъ, несомнѣнное доказательство того, что вѣра и благочестіе служатъ для насъ самымъ могущественнымъ средствомъ къ отвращенію бѣдствій, причиняемыхъ намъ дѣйствіемъ враждебныхъ намъ силъ и существъ природы. Не видимъ ли мы, что въ нынѣшнее время годъ отъ году стали умножаться естественные враги нашего благосостоянія? Наши поля, лѣса, сады, огороды, наши стада пріобрѣли себѣ новыхъ, неизвѣстныхъ прежде, хищниковъ въ лицѣ разнообразныхъ животныхъ и насѣкомыхъ, безпощадно истребляющихъ плоды человѣческаго труда и хозяйства. Не есть ли это умноженіе естественныхъ бѣдствій слѣдствіе умноженія нашихъ грѣховъ? Такъ подлинно мы и должны смотрѣть на эти бѣдствія, какъ на Божіи казни за наши беззаконія и противленіе Богу. Потому, если желаемъ, чтобы Господь отвратилъ отъ насъ гнѣвъ Свой и ниспослалъ Свое небесное благословеніе на наши поля, сады, стада и умножилъ плоды трудовъ нашихъ, мы должны болѣе всего думать о благоугожденіи Богу своею вѣрою и благочестною жизнію. Псалмопѣвецъ говоритъ, что «Богъ превращаетъ рѣки въ пустыню и источники водъ — въ сушу, землю плодоносную — въ солончатую за нечестіе живущихъ на ней» (Пс. 106, 33, 34). Какъ же намъ не бояться грѣха, столь гибельно отражающагося на нашемъ земномъ благосостояніи, а тѣмъ болѣе ведущаго насъ къ вѣчной гибели.

б) Но воспоминая объ утраченной чрезъ грѣхопаденіе нашихъ прародителей власти надъ природою, мы не можемъ, во-вторыхъ, въ то же время не ощущать благодарнаго чувства къ милосердому Богу при мысли о неизреченномъ снисхожденіи Его къ намъ грѣшнымъ. Лишивъ человѣка за грѣхъ царственнаго владычества надъ тварями, Господь не изъялъ изъ его власти многихъ полезныхъ животныхъ, изъ которыхъ и доселѣ одни съ покорностію несутъ на себѣ тяжкое бремя труда, потребнаго при воздѣлываніи земли, при перенесеніи тяжестей и при другихъ домашнихъ работахъ, другія даютъ человѣку многоразличныя средства къ удовлетворенію его насущныхъ потребностей, доставляя мясо, молоко, масло, медъ, шелкъ, шерсть и другіе необходимые жизненные предметы. Но истинно ли мы цѣнимъ дары Божіи, ниспосылаемые намъ свыше для нашего благополучія и довольства?

в) Бережемъ ли созданій Божіихъ, отданныхъ намъ на службу, обращаемся ли мы съ ними разумно, кротко, сострадательно? Къ сожалѣнію, нѣкоторые неразумные и жестоко-выйные люди, по необузданности и своекорыстію, весьма часто жестоко поступаютъ съ полезными имъ тварями. Къ чему ведетъ это злоупотребленіе властію надъ отданными человѣку въ услуженіе полезными животными? Жестокимъ обращеніемъ съ животными человѣкъ оскорбляетъ благость Творца, Который, какъ сказано въ писаніи, человѣка и скотовъ хранитъ (Пс. 35, 7), произращаетъ для нихъ траву, не оставляетъ даже птенцевъ врановыхъ, взывающихъ къ Нему (Пс. 103, 14, 146, 9). (См. Воскр. бесѣды, изд. Общ. люб. дух. просв. за 1885 г.).

III. Итакъ, возлюбленные во Христѣ братіе, пользуясь по милости Создателя властію надъ многими созданіями Божіими, будемъ видѣть въ служеніи ихъ промыслительную благость Божію къ роду человѣческому и будемъ сострадательны къ животнымъ, благодаря за нихъ милосердаго къ намъ Господа и помня, что сказано: блаженъ иже и скоты милуетъ. (Свящ. Г. Дьяченко).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 706-708.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0