Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 23 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 23.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ декабрь.
Четырнадцатый день.

Свв. муч. Аполлоній и Филимонъ.

(Голосъ благодати Божіей, зовущей всѣхъ ко спасенію).

I. Во время Діоклитіанова гоненія приведено было однажды въ храмъ идольскій множество христіанъ. Нѣкоторые изъ нихъ принесли жертву идоламъ и были отпускаемы; тѣхъ же, которые не соглашались почтить идоловъ куреніемъ, подвергали жестокимъ мученіямъ. Въ числѣ христіанъ, приведенныхъ въ храмъ, былъ чтецъ церковный, по имени Аполлоній, память коего творится нынѣ. Онъ видѣлъ, какъ жестоко мучили не желавшихъ приносить жертвы и убоялся, но онъ не желалъ быть въ числѣ отступниковъ. Размышляя о своемъ положеніи, Аполлоній вдругъ увидѣлъ вблизи себя одного язычника Филимона, искуснаго музыканта, услаждавшаго своей игрой правителя страны. Аполлоній обѣщалъ дать ему четыре золотыя монеты, если онъ, покрывшись его одеждою, принесетъ жертву идоламъ. Филимонъ согласился; онъ одѣлся въ Аполлоніеву одежду, закрылъ лице свое. Но чуть только онъ приблизился къ жертвеннику, какъ въ сердцѣ его мгновенно, по дѣйствію благодати Божіей, зовущей всѣхъ ко спасенію, произошелъ чудесный переворотъ, онъ невольно осѣнилъ себя крестомъ и сталъ въ число мучениковъ, не хотѣвшихъ принести жертвы идоламъ. Его принуждали мученіями принести жертву, но онъ назвалъ себя христіаниномъ. Видя столь чудесное обращеніе Филимона къ вѣрѣ Христовой, Аполлоній устыдился, раскаялся и рѣшился итти на всякія мученія, чтобы загладить свою преступную робость. Аполлоній и Филимонъ были вмѣстѣ замучены и погребены.

II. Такъ благодать Божія призвала Филимона, а чрезъ него и Аполлонія ко спасенію; такъ зоветъ она и всѣхъ насъ, братія, ко спасенію, т.-е. къ обращенію ко Христу Спасителю нашему и покаянію въ своихъ грѣхахъ, къ исправленію жизни, къ милосердію къ нашимъ ближнимъ, къ дѣламъ благочестія.

а) Чтобы всякая душа грѣшная познала своего Спасителя, обратилась къ Нему всѣмъ сердцемъ своимъ, сочеталась съ Нимъ вѣрою и любовію и предалась всецѣло всесвятой волѣ Его, –для сего благодать Божія употребляетъ множество средствъ, равно дѣйствующихъ на всѣхъ и каждаго.

Для сего Господь даровалъ намъ Свое живое и дѣйственное слово, острѣйшее всякаго меча обоюду остра, проходящее до раздѣленія души же и духа и судительно помышленіемъ и мыслемъ сердечнымъ (Евр. 4, 12), въ которомъ открывается вся воля Божія о насъ и весь путь спасенія нашего, все, что сдѣлалъ Богъ для спасенія нашего и что должно дѣлать намъ, чтобы спастися.

Для сего Онъ повелѣлъ совѣсти нашей вопіять внутрь насъ неумолкаемымъ голосомъ или осужденія и прещенія, или утѣшенія и ободренія, совѣсти, голосъ которой равно обязателенъ для всѣхъ людей — для христіанъ и язычниковъ.

Для сего Онъ поставилъ внѣшняго стража душъ нашихъ — св. церковь Свою, съ ея божественными и живоносными священнодѣйствіями и таинствами, съ ея святыми и освящающими учрежденіями и обрядами, съ ея неоскудѣвающимъ священствомъ и пастырствомъ.

Для сего Онъ призываетъ насъ, по временамъ, къ судилищу покаянія, чтобы заставить насъ подумать о страшномъ и послѣднемъ судѣ Его и о томъ, что послѣдуетъ за этимъ судомъ.

Для сего Онъ являетъ намъ крестъ и гробъ Свой, напоминаетъ о претерпѣнныхъ Имъ за грѣхи наши страданіяхъ и мученіяхъ крестныхъ, чтобы смягчить и умилить сердце наше теплотою преизбыточествующей любви Своей къ намъ грѣшнымъ.

Для сего Онъ Самъ является и приходитъ къ намъ въ таинствѣ тѣла и крови Своей, даетъ намъ соединиться съ Нимъ неразрывнымъ, вѣчнымъ союзомъ.

Но, кромѣ сего, бываютъ въ жизни человѣка дни особенныхъ посѣщеній Божіихъ, поразительныхъ и потрясающихъ, когда зовъ къ покаянію бываетъ громче и досязаетъ до глубины сердца грѣшника; когда благодать Божія предстаетъ ему, такъ сказать, лицемъ къ лицу и какъ бы говоритъ ему: одно изъ двухъ: или покаяніе и милость, или нераскаяніе и погибель; когда грѣшная душа и сама невольно чувствуетъ важность происходящаго съ нею, начинаетъ изъявлять желаніе познать волю Божію, оставить путь грѣха и нечестія, обратиться къ Богу и начать новую, лучшую жизнь.

б) Блаженна та душа, которая, будучи взыскана, такимъ образомъ, отъ Господа, не ограничиваетъ своего обращенія къ Нему однимъ внѣшнимъ, скоропреходящимъ выраженіемъ любви и усердія, но, предавшись Ему, яко Царю своему и Господу, однажды и навсегда, всецѣло и нераздѣльно ходитъ по стопамъ Его, исполняетъ во всемъ всесвятую волю Его, не отступаетъ отъ Него ни дѣломъ, ни мыслію, ни желаніемъ, ни намѣреніемъ. Блаженна душа, которая, сочетавшись съ Господомъ любовію крѣпкою, николиже отпадающею, всѣми своими мыслями и чувствами, всѣмъ желаніемъ и усердіемъ пребываетъ въ Немъ, какъ розга на лозѣ и какъ дитя въ объятіяхъ матери своей. Господь пріемлетъ таковую душу подъ особенный покровъ Свой и въ ближайшее содружество съ Собою, вселяется и обитаетъ въ ней, становится для нея наставникомъ и пастыремъ, питателемъ и хранителемъ, врачемъ и утѣшителемъ, свѣтомъ и жизнію, и не оставляетъ ее никогда, доколѣ, очистивъ и освятивъ ее, введетъ въ пренебесный чертогъ Свой, въ обитель вѣчной радости и блаженства въ дому Отца небеснаго. Что бы ни случилось съ нею въ этой жизни, какимъ бы ни подвергалась она бѣдствіямъ и скорбямъ въ этомъ мірѣ, ничто не умалитъ ея блаженства, ничто не разлучитъ съ Господомъ, доколѣ она сама неотступно пребываетъ съ Нимъ и въ Немъ — вѣрою, любовію и упованіемъ, всею жизнію духа своего, всею силою и крѣпостію воли своей.

в) Но горе тому, кто, при всѣхъ гласахъ призывающей его благодати Божіей, не обращается отъ грѣха къ Богу искренно, твердо, невозвратно, всей душею и сердцемъ, — или же, подобно древнимъ жителямъ Іерусалима, ограничивается одними внѣшними, скоропреходящими знаками обращенія къ Богу, не измѣняя своей жизни на лучшее, не обновляя своего духа и сердца, не принося достойныхъ плодовъ покаянія. Горе тому, кто, и начавъ ходить во слѣдъ Господа, храмлетъ, по выраженію пророка, на обѣ плеснѣ, и озирается вспять, — начавъ служить Богу, не оставляетъ и угожденія міру и страстямъ своимъ, страшится и избѣгаетъ того полнаго самоотверженія, котораго требуетъ Господь отъ Своихъ послѣдователей. Такое легкомысліе по отношенію къ вѣчной участи души своей, такое раздвоеніе сердца между Богомъ и мамоною, такое колебаніе между жизнію и смертію не можетъ продолжаться навсегда; обыкновеннымъ слѣдствіемъ его бываетъ перевѣсъ зла надъ добромъ въ душѣ человѣка, — большій мракъ въ умѣ, большее охлажденіе и окамененіе сердца, глубочайшее ниспаденіе въ бездну грѣха.

III. Мы неизбѣжно погибнемъ, бр. если не уразумѣемъ времени посѣщенія нашего; если не захотимъ вникнуть и размыслить объ истинной цѣли бытія нашего на землѣ, т.-е. о томъ, къ чему предназначилъ и призвалъ насъ Господь Богъ нашъ, что сдѣлано Имъ и что остается сдѣлать намъ, чтобы быть участниками вѣчной славы и блаженства въ дому Отца небеснаго и не быть изверженными на всю вѣчность изъ царства Божія во тьму кромѣшнюю; если земное и временное до того ослѣпитъ наши духовныя очи, что не узримъ въ многоразличныхъ путяхъ жизни нашей путей промысла Божія, ищущаго насъ, зовущаго къ покаянію, возбуждающаго отъ мрачнаго сна грѣховнаго, влекущаго насъ къ Богу, въ царство свѣта, радости и блаженства; если при всѣхъ дѣйствіяхъ на насъ Божіей любви и правды, милосердія и правосудія, останемся равнодушны и безчувственны; если на всѣ призыванія и гласы благодати Божіей будемъ отвѣчать обычнымъ легкомысліемъ, холодностію и невниманіемъ.

Чтобы слезами Господа, плакавшаго нѣкогда объ окамененіи сердецъ жителей Іерусалима, не познавшихъ посѣщенія Божьяго, омылись наши грѣхи, надобно, чтобы къ нимъ примѣшались и наши горькія слезы о грѣхахъ нашихъ, чтобы печаль о нераскаянности и погибели человѣческой, наполнявшая сердце Господа, перешла въ нашу душу, наполнила наше сердце и изгнала изъ него всѣ нечистыя радости грѣховныя, ибо эта печаль по Бозѣ покаяніе нераскаянно содѣлываетъ во спасеніе. Словомъ, надобно истинно покаяться, обновиться и возродиться, оставить навсегда жизнь грѣховную и начать жизнь богоугодную и святую. Аминь. (Сост. Гр. Д—ко по «Полн. собр. проп. Димитрія, архіеп. херс., т. IV» и «Ч.-М.»).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 704-706.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0