Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 21 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ декабрь.
Тринадцатый день.

Свв. мученики: Евстратій, Авксентій, Евгеній, Мардарій и Орестъ.

(Въ чемъ состоитъ блаженство праведниковъ?)

I. Свв. муч. Евстратій, Авксентій, Евгеній, Мардарій и Орестъ, нынѣ прославляемые, претерпѣли мученіе въ царствованіе Діоклитіана. Въ предмѣстьи города Константинополя существовалъ монастырь, называемый Олимпъ; въ немъ устроена была церковь во имя пяти мучениковъ. Во время пѣнія утрени было обыкновеніе читать исторію пяти мучениковъ, но однажды иноки сказали: «оставимъ чтеніе, для кого мы будемъ читать: никого нѣтъ изъ города». Тогда вошли въ церковь два неизвѣстные человѣка, одинъ изъ нихъ развернулъ книгу и началъ чтеніе. Когда онъ дочиталъ до того мѣста, гдѣ сказано было: «Евстратій обутъ былъ въ сапоги съ желѣзными гвоздями», то обратился къ инокамъ и сказалъ: «ничтожны страданія мои въ сравненіи съ той наградой, какую я получилъ отъ Бога», и послѣ этого сталъ невидимъ. Очевидно, то былъ св. муч. Евстратій, явившійся для вразумленія иноковъ. Извѣщенные объ этомъ чудѣ царь и патріархъ прославили Бога.

II. Богъ щедро награждаетъ вѣрныхъ рабовъ Своихъ: за временныя и скоропреходящія страданія св. мучениковъ Онъ награждаетъ ихъ вѣчнымъ и величайшимъ блаженствомъ на небѣ.

Разсмотримъ же, братія, въ чемъ состоитъ это блаженство св. мучениковъ, истинныхъ рабовъ Христовыхъ, и вообще всѣхъ праведныхъ людей, жившихъ на землѣ добродѣтельно, свято, чисто, любившихъ Бога и ближнихъ своихъ.

а) Праведники наслѣдуютъ уготованное имъ царство отъ сложенія міра (Матѳ. 25, 34), — царство, которое называется такъ же царствомъ небеснымъ (Матѳ. 5, 3. 10), царствомъ Божіимъ (Марк. 9. 47), царствомъ Отца (Матѳ. 13, 43), царствомъ Господа Іисуса Христа (2 Петр. 1, 11); называется еще градомъ Бога живаго (Евр. 12, 22), домомъ Отца (Іоан. 14, 2).

б) Въ этомъ царствѣ, градѣ, домѣ Божіемъ первымъ источникомъ блаженства для праведниковъ будетъ постоянное ихъ сопребываніе, сожительство съ Самимъ Богомъ и Господомъ Іисусомъ Христомъ, и постоянное соучастіе въ Божественной славѣ, сколько то возможно для твари. Иду, говорилъ Спасителъ ученикамъ Своимъ предъ Своимъ отшествіемъ изъ міра, уготовати мѣсто вамъ. И аще уготовлю мѣсто вамъ, паки пріиду и поиму вы къ Себѣ: да, идѣже есмь Азъ, и вы будете (Іоан. 14, 1—3). Въ Апокалипсисѣ Господь засвидѣтельствовалъ: побѣждающему дамъ сѣсти со Мною на престолѣ Моемъ, якоже и Азъ побѣдихъ, и сѣдохъ со Отцемъ Моимъ на престолѣ Его (— 3, 21). Тогда праведники явятся дѣйствительно наслѣдницы убо Богу, снаслѣдницы же Христу (Рим. 8, 17).

в) Пребывая постоянно съ Господомъ въ царствіи небесномъ, праведники удостоятся зрѣть Тріѵпостаснаго лицемъ къ лицу: блажени чистіи сердцемъ, яко тіи Бога узрятъ (Матѳ. 5, 8). И въ этомъ лицезрѣніи Всесовершеннаго будутъ непрестанно обрѣтать:

аа) Полное удовлетвореніе для своего ума, жаждущаго истины: видимъ нынѣ (Бога), говоритъ св. апостолъ, якоже зерцаломъ въ гаданіи, тогда же лицемъ къ лицу: нынѣ разумѣю отчасти, тогда же познаю, якоже и познанъ быхъ (1 Кор. 13, 12). Тогда упразднится (—10) вѣра и настанетъ одно непосредственное видѣніе (2 Кор. 5, 7).

бб) Полное удовлетвореніе для своей воли, жаждущей добра: блажени алчущіи и жаждущіи правды, яко тіи насытятся (Матѳ. 5, 6). По мѣрѣ того, какъ праведники болѣе и болѣе будутъ созерцать и постигать умомъ своимъ совершенства Всесовершеннаго, они болѣе и болѣе будутъ воспламеняться къ Нему любовію, которая, по слову апостола, николиже отпадаетъ (1 Кор. 13, 8), болѣе и болѣе усовершаться въ безусловномъ повиновеніи Его святѣйшей волѣ и въ нравственномъ уподобленіи Ему: возлюбленніи, говорилъ св. Іоаннъ Богословъ, нынѣ чада Божія есмы, и не у явися, что будем: вѣмы же, яко, егда явится, подобни Ему будемъ, ибо узримъ Его, якоже есть (1 Іоан. 3, 2. 3).

вв) Полное удовлетвореніе для своего сердца, жаждущаго блаженства. Ибо чрезъ самую любовь свою удостоятся ближайшаго общенія и единенія съ Богомъ, источникомъ блаженства: Богъ любы есть, и пребываяй въ любви, въ Бозѣ пребываетъ, и Богъ въ немъ пребываетъ (1 Іоан. 4, 16). Тогда-то исполнятся на нихъ во всей силѣ слова Спасителя: да вси едино будутъ, якоже Ты, Отче, во Мнѣ, и Азъ въ Тебѣ, да и тіи въ Насъ едино будутъ... Азъ въ нихъ, и Ты во Мнѣ, да будутъ совершени во едино (Іоан. 17, 21. 23).

г) Блаженному состоянію праведниковъ по душѣ будетъ соотвѣтствовать въ царствіи небесномъ состояніе ихъ по тѣлу. Кромѣ того, что ихъ тѣла возстанутъ для будущей жизни нетлѣнными, славными или свѣтоносными, сильными, духовными они будутъ изъяты отъ всѣхъ нуждъ жизни настоящей. Не взалчутъ ктому, говоритъ тайнозритель о святыхъ на небеси, ниже вжаждутъ, не иматъ же пасти на нихъ солнце, ниже всякъ зной (Апок. 7,16). И отъиметъ Богъ всяку слезу отъ очію ихъ, и смерти не будетъ ктому: ни плача, ни вопля, ни болѣзни не будетъ ктому (Апок. 21, 4).

Св. Тихонъ задонскій такъ изображаетъ состояніе блаженной жизни. «Въ горнемъ Іерусалимѣ, говоритъ онъ, нѣтъ страха отъ иноплеменниковъ, нѣтъ боязни отъ враговъ, нѣтъ опасности отъ болѣзни, смерти, глада, хлада, нищеты, вражды, ненависти, злобы и прочихъ золъ; не слышится тамъ жалобы, удалилися отсюда плачъ, печаль и воздыханіе, нѣтъ попеченія о пищѣ, питіи, одеждѣ, о домѣ и домашнихъ; нѣтъ тамъ бури и непогоды, но всегда благопріятное ведро; нѣтъ утра, вечера, ночи, но всегда день; нѣтъ осени и зимы, но всегда прекрасная и благорастворенная весна и лѣто; не слышится, не видится, не чувствуется тамъ ничего, развѣ благопріятное, веселое и любезное. Тамъ жители всегда бдятъ, но никогда не утруждаются, всегда живутъ, но смерти не чаютъ; тамъ житіе безъ труда, радость безъ печали, здравіе безъ немощи, богатство безъ потери, честь безъ опасности и страха, удовольствіе безъ оскудѣнія, блаженство безъ бѣдствія; тамъ день безъ ночи, ведро безъ непогоды, солнце безъ облаковъ, свѣтъ безъ тьмы, сіяніе безъ мглы, нѣтъ тамъ стараго, слѣпого, хромого, разслабленнаго, безобразнаго, но всѣ въ цвѣтущей юности, красной добротѣ и возрастѣ мужа совершенна, въ мѣрѣ возраста исполненія Христова; тамъ никто ни обидитъ, ни обиждется, ни ненавидитъ, ни ненавидимымъ бываетъ, ни гнѣвается, ни досаждаетъ, ни озлобляется, ни озлобляемъ бываетъ; никто иному не завидитъ; всякій доволенъ тѣмъ, что имѣетъ, потому что болѣе того, что имѣетъ, не желаетъ; тѣмъ утѣшается блаженствомъ, которое выше не восходитъ; тою славою и честію вѣнчается, которой болѣе не ищетъ». (Твор. ч. IX, стр. 108).

д) Ко всему этому присовокупится ближайшее, блаженнѣйшее соотношеніе праведниковъ между собою и съ ангелами. Ибо всѣ не только приступятъ, но и дѣйствительно пріобщатся къ граду Бога живаго, Іерусалиму небесному и тмамъ ангеловъ, торжеству, и церкви первородныхъ, на небесѣхъ написанныхъ (Евр. 12, 22. 23); всѣ возлягутъ со Авраамомъ, и Исаакомъ, и Іаковомъ въ царствіи небеснѣмъ (Матѳ. 8, 11); всѣ едино будутъ (Іоан. 17, 21), будучи связаны между собою узами чистѣйшей взаимной любви, какъ дѣти одного общаго Отца, Который будетъ всяческая во всѣхъ (1 Кор. 15, 25).

«Въ томъ преславномъ и блаженнѣйшемъ гражданствѣ, учитъ святитель Тихонъ задонскій, совершеннѣйшая тишина, миръ, любовь, между блаженными гражданами, другъ о другѣ радость, утѣха и веселіе: потому что другъ друга любятъ, какъ себя, и другъ о другѣ радуются какъ о себѣ: ибо другъ друга видятъ въ блаженствѣ, какъ и себя» («Творен. св. Тихона, еп. воронеж.» ч. IX, стр. 108–109).

е) Вообще же блаженное состояніе праведниковъ на небеси будетъ таково, что нынѣ мы ни представить, ни изобразить его не можемъ: ихже око не видѣ, и ухо не слыша, и на сердце человѣку не взыдоша, яже уготова Богъ любящимъ Его (1 Кор. 2, 9; снес. 1 Іоан. 3, 2).

III. Да сподобитъ же Господь насъ. по молитвамъ Божіей Матери, св. апостоловъ и всѣхъ святыхъ Своихъ наслѣдоватьэто блаженство праведниковъ! (Сост. свящ. Гр. Дьяченко по «Рук. къ изуч. хр. догмат. Богосл.» Макарія съ дополн. изъ «Твор. св. Тихона. задонскаго»).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 702-704.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0