Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 17 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ декабрь.
Двѣнадцатый день.

Святитель Спиридонъ, епископъ Тримифунтскій.

(О свойствахъ истинной благотворительности).

I. Св. Спиридонъ, память коего совершается нынѣ, родился на островѣ Кипрѣ отъ родителей простого званія; былъ женатъ, имѣлъ дѣтей и отличался необыкновеннымъ смиреніемъ и христіанскою мудрою простотою сердца, и пріобрѣлъ такое уваженіе къ себѣ, что по смерти жены своей за святость жизни былъ единодушно избранъ и поставленъ во епископа города Тримифунта. Св. Спиридонъ, трудясь въ полѣ вмѣстѣ съ простыми работниками и продолжая заниматься овцеводствомъ, относился въ тоже время съ дѣятельнымъ вниманіемъ ко всѣмъ нуждамъ своей паствы, духовнымъ и матеріальнымъ, которымъ онъ благотворилъ, чѣмъ только могъ. Съ величайшею любовію служилъ онъ всѣмъ словомъ и деломъ и былъ такъ угоденъ Богу, что получилъ даръ спасительной для многихъ прозорливости и чудотвореній. Въ воспоминаніи сохранились безчисленные примѣры совершенной точности его предсказаній, вслѣдствіе чего онъ даже воздерживался произносить угрозы, чтобы его не считали причиною прозорливо предвидимыхъ имъ бѣдствій... Такъ напр. предсказалъ святитель Спиридонъ посрамленіе замысла одного безчеловѣчнаго корыстолюбца, желавшаго обогатиться на счетъ бѣдствующихъ, и это исполнилось. Когда, во время голода на островѣ, одинъ изъ хлѣбныхъ торговцевъ, закупивъ большой запасъ хлѣбнаго зерна, не хотѣлъ уступить его даже ни одному бѣдняку по уменьшенной цѣнѣ, то на жалобу одного изъ зтихъ несчастныхъ, которымъ угрожала голодная смерть, святитель сказалъ: «не плачь... завтра же домъ твой наполнится житомъ, и богачъ, который отказалъ тебѣ сегодня въ хлѣбѣ, завтра самъ будетъ упрашивать тебя взять у него хлѣбъ безъ платы»... И дѣйствительно, въ ту же ночь пролился такой сильный дождь, что всѣ житницы хлѣбнаго торговца были размыты и хлѣбныя зерна разнесены по всему городу, такъ что всякій могъ собирать себѣ, сколько хотѣлъ, а растерявшійся богачъ, бросаясь во всѣ стороны, самъ упрашивалъ всѣхъ, и въ томъ числѣ вчерашняго бѣдняка, взять сколько хотятъ хлѣба, чтобы только помочь ему спасти остальное зерно...

Прославленный многими чудесами, святитель Спиридонъ, предузнавъ заранѣе время своего отшествія изъ міра, мирно скончался въ глубокой старости, въ 348 г. и былъ погребенъ въ церкви святыхъ апостоловъ, въ г. Тримифунтѣ.

II. Святитель Спиридонъ, предсказавшій несчастіе жестокосердному богачу, затворившему свое сердце отъ ближнихъ, и бывшій самъ образцомъ христіанской благотворительности, побуждаетъ насъ, братіе, къ христіанской благотворительности. Но дабы не сдѣлать въ семъ важномъ дѣлѣ погрѣшности, разсмотримъ свойства христіанской благотворительности.

Любовь истинная, а посему истинная благотворительность по слову апостола, должна быть отъ чиста сердца, совѣсти благія и вѣры нелицемѣрныя (1 Тим. 1, 5).

а) Въ дѣлѣ благотворенія, особенно при частнѣйшемъ совершеніи его, всего нужнѣе — богатство сердца. Благотворитель по сердцу всегда найдетъ болѣе средствъ къ благотворенію, скорѣе отыщетъ истинно бѣднаго, долѣе не ослабѣетъ въ подвигахъ любви, мужественнѣе перенесетъ непріятности и затрудненія: потому что собственное сердце его - чистѣйшимъ ощущеніемъ сладости благаго дѣла награждаетъ его за все сторицею. Несправедливо было бы думать, что и для бѣднаго все равно, только бы получить помощь, хотя бы она подавалась не отъ сердца. Бѣдность огрубляетъ чувство, но не столько, чтобы она не могла замѣтить въ благотвореніи холодной суровости, или кичливой суетности и надменія. Въ такомъ случаѣ уста бѣднаго будутъ наполнены, но въ сердцѣ можетъ возбудиться еще болѣе чувство недостатка, его удручающаго.

б) Апостолъ требуетъ притомъ отъ благотворителя сердца не всякаго, каково есть, а чистаго, то-есть, не помраченнаго страстями, движимаго искреннею любовію къ Богу и ближнимъ. Въ самомъ дѣлѣ, при всемъ голодѣ мы неохотно принимаемъ хлѣбъ изъ рукъ нечистыхъ; — при всей жаждѣ не съ такимъ удовольствіемъ утоляемъ ее изъ источника мутнаго. Тоже и въ благотвореніи. Если бы впрочемъ благотворимый и не зналъ, что такое чистота сердца въ благотворителѣ, то вѣдаетъ ее Тотъ, Который въ лицѣ бѣднаго благоволитъ Самъ принимать наши даянія. Къ Нему ли прострется нечистая рука отъ нечистаго сердца?

в) Истинная благотворительность, далѣе, должна происходить, по слову апостола, отъ совѣсти благія. Совѣсть благая — та, которая сама водится непрестанно закономъ Божіимъ, не зритъ на лица, судитъ не по глаголанію (Исаіи 11, 3), а по дѣйствіямъ, никогда и ни въ какомъ видѣ не ищетъ своихъ си, а яже суть ближняго (1 Кор. 13, 5), предлагаетъ, гдѣ нужно, и не требующему, останавливаетъ, гдѣ должно, и просящаго, — которая всегда не предъ людьми только, но и предъ Богомъ готова сказать: «я могла погрѣшить въ дѣйствіи, но никогда не хотѣла грѣшить, брала всѣ мѣры предосторожности; не сдѣлала конечно всего, но ничего не упустила съ намѣреніемъ; — трудилась, сколько могла!»

г) Наконецъ, благотворительность христіанская, по слову апостола, должна происходить отъ вѣры нелицемѣрныя (1 Тим. 1, 5). Есть предразсудокъ дѣлать добро ближнимъ, не думая о Богѣ. Особенно имя Спасителя, произносимое бѣдными, кажется тяжелымъ для изнѣженнаго слуха нѣкоторыхъ. Заблужденіе самое постыдное! Кому же иному и должны быть посвящены наши малыя благотворенія, какъ не Тому, Кто пролилъ за насъ всю кровь Свою? Довольно, что мы забываемъ о Спасителѣ нашемъ, когда грѣшимъ: будемъ ли изгонять Его изъ нашей памяти и устъ даже въ то время, когда, по-видимому, дѣлаемъ добро? И что пріобрѣтаетъ любовь къ ближнимъ, отлучаясь, по неразумію своему, отъ любви къ Богу? Одну слабость, сухость и непостоянство. Только святая вѣра производитъ героевъ любви къ ближнимъ; только Моисеи и Павлы молились быть изглажденными изъ книги живота, дабы внесены были въ нее имена братій ихъ (Рим 9, 1). Природа человѣческая и мудрость земная никогда не производили и не произведутъ сего.

И куда самъ собою невольно устремляется взоръ бѣднаго по полученіи неожиданной помощи? Не къ небу ли? Кто же будетъ столько жестокосердъ, чтобы захотѣлъ остановить на своемъ, или чьемъ либо лицѣ, благодарный взоръ, ищущій лица Отца небеснаго? Но онъ будетъ остановленъ и обратится долу, если благотворимый увидитъ, что благотворящій самъ не расположенъ взирать на небо.

Не услышится искренняя молитва благодарности и въ такомъ случаѣ, когда видно будетъ, что истинная вѣра въ благотворителѣ замѣняется личиной ея. Око бѣдности острозрительно: — ничто не помѣшаетъ ему распознать дѣйствительнаго ангела милосердія, приходящаго во имя Божіе, отъ пышнаго служителя гордости житейской, который самъ хочетъ являться божествомъ для милуемаго имъ человѣчества.

III. Такимъ образомъ чистое сердце есть родитель, благая совѣсть воспитатель и руководитель, а нелицемѣрная вѣра утвержденіе и вѣнецъ истинной благотворительности. (Сост. Г. Д—ко, по пропов. Иннокентія, арх. херсон. и тавр. т. V, 1873 г.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 700-702.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0