Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 18 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ декабрь.
Десятый день.

Св. мученикъ Мина.

(Уроки изъ жизни св. муч. Мины: а) о примиреніи ссорящихся и б) о добродѣтели терпѣнія).

I. Нынѣ память свв. мучениковъ Мины, Ермогена и Евграфа. Мина, образованный и краснорѣчивый аѳинянинъ, исповѣдывавшій тайно вѣру Христову, бывъ посланъ въ качествѣ воеводы императоромъ Максиминомъ въ Александрію для укрощенія смутъ, возникшихъ между христіанами и язычниками, успѣлъ примирить и успокоить враждующихъ, но вмѣстѣ съ тѣмъ воспользовался этимъ случаемъ, чтобы открыто проповѣдывать истину христіанской вѣры.

Узнавъ объ этомъ, Максиминъ отправилъ въ Александрію епарха Ермогена для суда надъ бывшимъ своимъ приближеннымъ, воеводою Миною, и съ строжайшимъ приказомъ очистить городъ отъ христіанъ.

Ермогенъ, также аѳинянинъ и хотя язычникъ, но одаренный высокою душою, которой свойственны были христіанскія чувства и понятія, начавъ производить судъ надъ Миною, былъ такъ пораженъ его отвѣтами и потомъ терпѣніемъ, съ которымъ Мина переносилъ истязанія, которымъ онъ по обязанности своей подвергнулъ его, что самъ уразумѣлъ истину и достоинство христіанской вѣры, просвѣтился окончательно отъ мученика Мины и, принявъ отъ него крещеніе вмѣстѣ со множествомъ народа, былъ поставленъ епископомъ александрійскимъ.

Тогда Максиминъ самъ прибылъ въ Александрію (ок. 311 г.) и, не смотря на поразительныя чудотворенія, проявленныя во время жестокихъ истязаній, которымъ были подвергнуты Мина и Ермогенъ, не уразумѣлъ истины, не смягчился въ своей ожесточенности, и даже собственными руками умертвилъ увѣровавшаго при этихъ чудесахъ въ Бога христіанскаго одного язычника, именемъ Евграфа, который во всеуслышаніе сталъ славить имя Господа, творящаго чудеса. Свв. же муч. Мина и Ермогенъ были усѣчены мечомъ.

Мощи этихъ святыхъ мучениковъ были впослѣдствіи перенесены въ Константинополь.

II. Два урока преподаетъ намъ св. мученикъ Мина, нынѣ вмѣстѣ съ другими св. мучениками воспоминаемый церковію для нашей духовной пользы.

а) Первый тотъ, что христіане, по примѣру св. муч. Мины, должны примирять враждующихъ и прекращать ссоры. Св. Іоаннъ Златоустъ съ великою силою убѣдительности и краснорѣчія такъ говоритъ объ этой добродѣтели. «Когда видимъ, что другіе ссорятся и дерутся между собою, то спокойно стоимъ, забавляемся безстыдствомъ другихъ, и окружаемъ это діавольское зрѣлище, котораго можетъ ли что быть безчеловѣчнѣе? — Видимъ, что бранятся, дерутся, раздираютъ другъ у друга одежду, обезображиваютъ лица, и спокойно продолжаемъ стоять? — Ужели тотъ, кто дерется, медвѣдь? — ужели звѣрь? — ужели змій? Это человѣкъ, всегдашній сообщникъ твой; онъ — братъ тебѣ, онъ членъ твой! Итакъ не смотри, но прекращай ссоры; не забавляйся, но укрощай; не побуждай другихъ къ такому безстыдству, но разнимай и усмиряй дерущихся; потому что радоваться такимъ случаямъ свойственно только людямъ безстыднымъ, непотребнымъ и безумнымъ. Ты смотришь на человѣка, безстыдно поступающаго, и не замѣчаешь, что и самъ то же дѣлаешь? — И ты не вступаешься, чтобы разсѣять сборище діавольское, и прекратить злобу человѣческую!»

Предвидя, что нѣкоторые христіане по поводу этого совѣта примирять враждующихъ скажутъ, что они могутъ подвергнуться оскорбленіямъ и побоямъ, продолжаетъ: «ты не примешь ихъ; а если и примешь, то это будетъ тебѣ вмѣсто мученичества, потому что за Бога претерпишь это. Если же не хочешь принять побоевъ, то подумай: Самъ Господь восхотѣлъ претерпѣть за тебя крестъ. Какъ обижающій, такъ и обижаемый, отъ сильнаго гнѣва, ими преобладающаго, подобны пьянымъ и потерявшимъ разсудокъ; потому имѣютъ нужду въ человѣкѣ здравомыслящемъ, который бы имъ помогъ — первому, чтобы пересталъ обижать, а второму, чтобы избавился отъ побоевъ. Итакъ пойди, и подай руку помощи — трезвый опьянѣлому, ибо опъянѣніе, происходящее отъ гнѣва, гораздо хуже опьянѣнія отъ вина! Посмотри на корабельщиковъ: они какъ скоро видятъ гдѣ-либо кораблекрушеніе, тотчасъ, поднявши паруса, спѣшатъ, дабы исхитить отъ волнъ товарищей по ремеслу. Итакъ, если имѣющіе одинаковое ремесло такъ другъ другу помогаютъ, то тѣмъ паче надлежитъ помогать другъ другу тѣмъ, которые имѣютъ одинаковую природу, ибо здѣсь кораблекрушеніе гораздо бѣдственнѣе того. Ибо во время ссоры или изрыгаютъ хулы, и такимъ образомъ теряютъ всѣ прежнія добрыя дѣла: или въ сильномъ гнѣвѣ клянутся ложно, и такимъ образомъ впадаютъ въ геенну; или наносятъ побои и совершаютъ убійство, и опять подвергнутся такому же кораблекрушенію.

Итакъ пойди, прекрати зло, спустись въ это бурное море и исхити утопающихъ, и разрушивъ зрѣлище діавольское, уговаривай каждаго порознь, погаси пламень и укроти волны. Если пожаръ и распространится, огонь усилится, не бойся; ибо многіе тебѣ подадутъ руку помощи, только начни, и прежде всѣхъ поможетъ Богъ мира.

И если ты первый начнешь гасить пламя, то не смотря на то, что многіе другіе тебѣ будутъ помогать, ты одинъ получишь награду за все. Послушай, что говоритъ Богъ іудеямъ пресмыкающимся долу: если увидишь, говоритъ Онъ, упадшаго осла у врага твоего, не проходи мимо, но подними. Но гораздо легче разнять ссорящихся между собою, нежели поднять упадшую скотину. Если же должно поднимать осла у враговъ, то тѣмъ болѣе души у друзей, особенно когда послѣднее паденіе гораздо бѣдственнѣе; ибо души упадаютъ не въ грязь, но въ огненную геенну, отъ тяжести гнѣва. А ты, жестокійи безчеловѣчный, видя брата своего лежащаго подъ тяжкимъ бременемъ и діавола предстоящаго и разжигающаго пламя гнѣва, проходишь мимо! И скотъ оставлять безъ помощи не безопасно. Самарянинъ, когда увидѣлъ раненаго, совсѣмъ неизвѣстнаго ему человѣка, и не имѣвшаго никакихъ къ нему отношеній, остановился, посадилъ его на своего осла, привезъ въ гостиницу, нанялъ врача и деньги гостинику частію заплатилъ, частію обѣщалъ заплатить. А ты, видя человѣка, который попался не разбойникамъ, но полчищу демоновъ и ярости врага, не въ пустынѣ, но среди площади, — когда тебѣ не нужно ни платить денегъ, ни нанимать осла, ни далеко итти, но только сказать нѣсколько словъ, — ты, жестокій и безчеловѣчный, не хочешь помочь, но бѣжишь мимо! Какъ же ты надѣешься самъ когда нибудь получить милость у Бога?» (Изъ твор. св. I. Злат. сн. В. ч. 1889 г. 35).

б) Второе наставленіе, получаемое отъ жизни св. муч. Мины, то, что христіанинъ долженъ съ великимъ терпѣніемъ и безъ всякаго ропота сносить постигающія его бѣдствія и даже страданія, какъ дѣлалъ это св. муч. Мина и всѣ другіе св. мученики. Св. Григорій Двоесловъ увѣщевая къ терпѣнію, говоритъ: «добродѣтель терпѣнія обыкновенно упражняется тремя способами, ибо мы иное терпимъ отъ Бога, иное отъ древняго врага, а иное отъ ближняго. Отъ ближняго мы терпимъ преслѣдованія, вредъ и поношенія, а отъ древняго врага — искушенія; отъ Бога же вразумленія. Но во всѣхъ этихъ трехъ способахъ умъ тщательно долженъ осматривать самъ себя, дабы противъ обидъ со стороны ближняго не увлечься желаніемъ воздаянія зломъ на зло; дабы противъ вражіихъ искушеній не преклониться къ услажденію, или къ согласію на беззаконіе; дабы противъ вразумленій Создателя не пасть въ ропотъ. Ибо врагъ терпитъ совершенное пораженіе тогда, когда душа наша и среди искушеній не увлекается услажденіемъ и согласіемъ, и среди поношеній отъ ближняго остерегается ненависти, и среди вразумленій Божіихъ воздерживается отъ ропота.

Исполняя это, мы не должны желать себѣ воздаянія благами настоящими; ибо за подвигъ терпѣнія надобно ожидать благъ будущей жизни, такъ чтобы награда за нашъ подвигъ началась тогда, когда уже весь подвигъ рѣшительно кончится. Поэтому и чрезъ псалмопѣвца говорится: не до конца забвенъ будетъ нищій, терпѣніе убогихъ не погибнетъ до конца (Псал. 9, 19). Ибо терпѣніе убогихъ кажется какъ бы погибшимъ, когда за него ничѣмъ не воздается въ этой жизни. Но терпѣніе убогихъ не погибнетъ до конца, потому что слава за него получается тогда, когда вмѣстѣ кончается все трудное.

Итакъ, братіе, храните терпѣніе въ душѣ, и выражайте его на дѣлѣ, когда требуютъ обстоятельства. Никакія поносительныя слова да не подвигнутъ никого изъ васъ къ ненависти ближняго; никакіе убытки въ преходящихъ вещахъ да не смущаютъ. Ибо, если желаете славы вѣчнаго воздаянія, то не жалѣйте о томъ, что потерпѣли временную обиду. Итакъ, терпите враговъ вашихъ, но любите, какъ братьевъ, тѣхъ, отъ которыхъ вы терпите. За временныя обиды ищите вѣчныхъ наградъ. Впрочемъ никто изъ васъ не долженъ имѣть самонадѣянности, будто онъ можетъ исполнить это своими силами, но усердно молитесь, чтобъ это совершилъ въ васъ Самъ Тотъ, Кто заповѣдуетъ. И мы знаемъ, что Онъ охотно выслушиваетъ молящихся, когда они молятся о дарованіи того, что Онъ заповѣдуетъ». (Изъ твор. св. Григорія Двоеслова))

III. Молитвами св. муч. Мины да даруетъ намъ Господь спасительное терпѣніе въ перенесеніи бѣдствій и св. дерзновеніе примирять враждующихъ. Аминъ. (Свящ. Гр. Дьяченко).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 696-698.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0