Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 29 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ декабрь.
Девятый день.

Поуч. 2-ое. Св. прав. Анна, матерь пророка Самуила.

(О важности молитвы духовной, сердечной).

I. Какъ сильна предъ Богомъ внутренняя сердечная молитва, это мы видимъ изъ житія праведной Анны, матери пророка Самуила, память коей совершается нынѣ. У отца пророка Самуила, по имени Елканы, было двѣ жены: Анна и Феннана, — у Феннаны были дѣти, а у Анны не было дѣтей. Не смотря на неплодство, Анна была болѣе любима мужемъ, чѣмъ Феннана, — за то эта послѣдняя сильно огорчала Анну, побуждая ее къ ропоту на то, что Господь заключилъ чрево ея. И вотъ когда они были въ Силомѣ для принесенія жертвы, Анна въ скорби души своей молилась Богу о разрѣшеніи ея неплодства, обѣщаясь рожденное дитя отдать въ даръ Богу на всѣ дни жизни его. Молитва Анны была внутренняя, сердечная, — не было слышно голоса ея, — а уста ея только двигались. Бывшій въ скиніи первосвященникъ подумалъ, что эта женщина пьяная и укорилъ ее. Анна отвѣчала ему: «нѣтъ, господинъ мой, — я жена скорбящая духомъ, вина и сикера я не пила, но изливаю душу мою предъ Господомъ». Первосвященникъ, понявъ свою ошибку, сказалъ ей: «иди съ миромъ и Богъ израилевъ исполнитъ прошеніе твое, чего ты просила у Него». И, дѣйствительно, Богъ даровалъ Аннѣ, по молитвѣ ея, сына, нареченнаго Самуиломъ, что значитъ: «испрошенный у Бога».

II. И такъ, при исполненіи нашего молитвеннаго дѣла будемъ всегда помнить, что существенное свойство молитвы состоитъ въ ея духовности и сердечности, а не въ многоглаголаніи и громкихъ вопляхъ.

Одна наружная молитва безъ внутренней такъ же мертва, какъ мертво тѣло безъ души, и такъ же безплодна, какъ лампадка безъ масла, или кадило безъ огня или ѳиміама. Ты стоишь въ церкви, произносишь устами слова и пѣсни молитвенныя, — а умъ твой блуждаетъ далеко. Ты преклоняешь колѣна, кланяешься, крестишься съ видомъ благоговѣйно молящагося и смиряющагося предъ Богомъ, — а въ душѣ твоей въ то же время не престаютъ волноваться житейскія воспоминанія и наполняютъ ее помыслами грѣховными. Можетъ ли быть такая молитва угодна Богу? Нѣтъ, Богу нужна наша душа, къ Нему обращенная съ вѣрою и упованіемъ; — малѣйшій вздохъ сердца сокрушеннаго, самая незамѣтная капля слезы кающагося скорѣе будутъ приняты Богомъ, чѣмъ всѣ наши лицемѣрные вопли. Вотъ наставленія св. отцевъ о необходимости полнаго вниманія и сердечности во время молитвы.

а) «Уста безъ сердца, — говоритъ святитель Тихонъ задонскій и слова безъ разума, и гласъ внѣшній безъ внутренняго сердечнаго усердія — ничего не пользуютъ. Ибо гласъ внѣшній и слово должны быть согласны съ внутреннимъ помышленіемъ. Богъ проницаетъ сердце наше, и смотритъ на сердце, а не на слова (2 Парал. XXVIII. 9; 1 Цар. XVI, 7.) Сего ради должно стараться, чтобы и сердце молилось, когда молится языкъ, и умъ помышлялъ то, что уста говорятъ; чтобы сердце согласно было слову, и слово сердцу, и помышленіе въ томъ упражнялось, что гласомъ произносится». («Твор. св. Тихона, еп. ворон.» т. IV. стр. 276—277).

б) Св. Василій Великій говоритъ: «не надобно доводить себя до того, чтобы осуждала въ чемъ-либо собственная совѣсть, и въ такомъ состояніи призывать помощь Божію; призывать же ее должно не съ нерадѣніемъ, не умомъ, скитающимся тамъ и здѣсь. Такой не только не получаетъ просимаго, но еще болѣе преогорчитъ Владыку. Если и тотъ, кто ведетъ рѣчь предъ княземъ, стоитъ съ великимъ страхомъ, не дозволяя блуждать, какъ внѣшнему своему оку, такъ и внутреннему, душевному; то не тѣмъ ли паче со страхомъ и трепетомъ надобно стоять предъ Богомъ, весь умъ устремя къ Нему Единому, а не къ чему-либо иному? Потому что Онъ не только, подобно людямъ, видитъ внѣшняго человѣка, но прозираетъ и во внутренняго» («Твор. свв. отцевъ» въ рус. перев. т. IX, стр. 385).

в) Подобное же наставленіе о внимательности къ молитвѣ даетъ св. священномученикъ Кипріанъ, епископъ карѳагенскій. «Когда же, братія возлюбленнѣйшіе, говоритъ онъ, стоимъ на молитвѣ, тогда должны всѣмъ сердцемъ предаваться молитвѣ и бодрствовать. Умъ нашъ да не помышляетъ въ сіе время ни о чемъ другомъ, кромѣ того, о чемъ молимся. Посему-то и священникъ, приступая къ молитвѣ, приготовляетъ къ ней мысли братіи сими словами: горѣ имѣемъ сердца, дабы люди, отвѣтствуя: имамы ко Господу, знали, что имъ въ сіе время не должно помышлять ни о чемъ другомъ, какъ только о Господѣ... И какая безпечность — позволять себѣ увлекаться суетными и студными помышленіями во время молитвы, какъ будто въ это время можетъ быть что-нибудь другое, болѣе достойное твоего помышленія, нежели бесѣда твоя съ Богомъ! Какъ просишь у Бога, чтобы услышалъ тебя, когда самъ себя не слышишь? Какъ хочешь, чтобы Богъ вспомнилъ о тебѣ, во время твоего моленія, когда самъ себя не помнишь?! Это значитъ, — вовсе не блюстися отъ врага; это значитъ — очами бодрствовать, а сердцемъ спать; между тѣмъ какъ христіанинъ долженъ бодрствовать сердцемъ даже и въ то время, когда спитъ очами. Посему-то апостолъ Павелъ весьма ревностно и премудро увѣщеваетъ насъ, говоря: въ молитвѣ терпите, бодрствующе въ ней (Кол. IV. 2), научая и показывая симъ, что только тѣ могутъ получить просимое отъ Бога, которыхъ Богъ видитъ въ молитвѣ». («Христ. чт.» 1839 г. 1. 170-171-172).

г) Разсѣянность въ молитвѣ также возбраняетъ преп. Нилъ подвижникъ, и называетъ блаженнымъ того, кто не предается ей. «Во время молитвы имѣй взоръ неразсѣянный, говоритъ онъ, и, отрекшись отъ своей плоти и души, живи по уму. Блаженъ умъ, который, молясь не разсѣянно, ощущаетъ въ себѣ непрестанно большое стремленіе къ Богу. Блаженъ умъ, который во время молитвы совершенно отрѣшился отъ чувствъ» («Христ. Чтеніе» 1828 г. XXXII. 151 и 153).

III. Имѣя такія наставленія св. отцевъ о внутренней сердечной молитвѣ, будемъ, братія, всякій разъ соединять свою внѣшнюю молитву, свои поклоны и крестное знаменіе съ сердечною внутреннею молитвою, дабы прославить намъ Бога и въ душахъ и въ тѣлесахъ нашихъ. (Свящ. Г. Дъяченко).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 694-695.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0