Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 21 сентября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ декабрь.
Девятый день.

Поуч. 1-ое. Праздникъ зачатія св. Анны, егда зачатъ Преcвятую Богородицу.

(О вѣрности обѣтамъ, даваемымъ Богу вообще и въ особенности о вѣрности христіанъ обѣтамъ крещенія).

I. Святые и праведные Іоакимъ и Анна, нынѣ ублажаемые, дожили до глубокой старости, не имѣя дѣтей. Оба они были весьма благочестивые и богобоязненные, но Господу угодно было укрѣплять ихъ вѣру и терпѣніе огорченіемъ безчадія, чтобы впослѣдствіи явить имъ величайшую Свою милость и содѣлать ихъ орудіями Своего домостроительства. Благочестивые супруги дожили до глубокой старости, однако не теряли надежды и вѣры во всемогущую силу Божію, способную разрѣшить ихъ неплодство. Они постились и пламенно молились Господу снять съ нихъ поношеніе, обѣщаясь посвятить рожденное у нихъ дитя на служеніе Господу. Особенный случай усилилъ ихъ скорбь о безчадіи и вмѣстѣ съ этимъ молитву Господу о снятіи съ нихъ поношенія. Въ одинъ изъ великихъ праздниковъ Іоакимъ пришелъ въ Іерусалимъ съ своею обычною жертвою, но за безчадіе былъ устраненъ отъ принесенія жертвы, доколѣ не приступили къ жертвеннику израильтяне, имѣвшіе дѣтей. Огорченный этимъ до глубины души, праведный Іоакимъ не хотѣлъ возвращаться домой, но удалился въ горы, гдѣ паслись его стада, и тамъ проводилъ время въ постѣ и молитвѣ Господу о разрѣшеніи ихъ неплодства. О томъ же слезно просила Господа и супруга его Анна, услышавшая о томъ, что случилось съ Іоакимомъ въ Іерусалимѣ. Господь услышалъ молитву праведниковъ. Однажды, когда праведная Анна была погружена въ свои тяжелыя думы, ей предсталъ ангелъ съ слѣдующими словами: «Анна! услышана молитва твоя: ты родишь Преблагословенную дщерь Марію, отъ Коей произойдетъ спасеніе всему міру». Тою же вѣстію обрадованъ былъ и праведный Іоакимъ: явившійся ему ангелъ повелѣлъ ему итти въ Іерусалимъ, гдѣ, въ знаменіе неложности Божественнаго обѣтованія, онъ долженъ былъ встрѣтить у златыхъ воротъ храма свою супругу. Ангельская вѣсть не замедлила исполниться: Господь даровалъ Іоакиму и Аннѣ Пречистую дщерь Марію, содѣлавшуюся одушевленнымъ храмомъ Божіимъ.

Всѣ старанія благочестивыхъ родителей теперь устремились къ тому, чтобы Богодарованное имъ дитя отъ дня рожденія сохранить въ чистотѣ и нравственномъ совершенствѣ. Древнее преданіе повѣствуетъ, что святые Іоакимъ и Анна допускали къ благословенной дщери своей только чистыхъ и непорочныхъ еврейскихъ дѣвицъ. Три, года они воспитывали Пренепорочную Дѣву Марію дома, а потомъ, исполняя данное ими Богу обѣщаніе, отвели Ее на жительство въ іерусалимскій храмъ. Здѣсь, вдали отъ суеты мірской, Пречистая Марія и приготовлялась къ великому жребію содѣлаться Матерію Сына Божія, Господа нашего Іисуса Христа.

II. Поучительна и назидательна для насъ, православные христіане, жизнь св. праведныхъ Богоотецъ Іоакима и Анны.

а) Они даютъ всѣмъ намъ живой урокъ, какъ мы должны относиться къ обѣтамъ, даваемымъ Господу! Обѣщаться въ чемъ-либо Господу — это великое дѣло. Нужно помнить, что мы изрекаемъ свое обѣщаніе предъ Существомъ Высочайшимъ и Всемогущимъ, Котораго трепещутъ небо и земля, Котораго окружаютъ воинства ангеловъ, многоочитіи херувимы и шестокрылатые серафимы. Какъ же страшно и грѣшно, давши обѣтъ Господу, послѣ не исполнить его! Это значитъ явить къ Нему премилосердому полное невниманіе, показать недостатокъ благоговѣнія къ Владыкѣ неба и земли. Обѣщанное Господу принадлежитъ уже Ему, а обѣщанное и неисполненное — все равно, что отданное Богу, а потомъ самовольно взятое у Него. Если и вообще грѣшно нарушать свое доброе слово, то тѣмъ преступнѣе не исполнять своего обѣщанія Господу. Въ исторіи ветхозавѣтной церкви Божіей мы видимъ не мало примѣровъ, что всѣ, дававшіе Богу обѣтъ, въ точности исполняли его, какъ бы это трудно ни было для нихъ.

Вспомнимъ, что праведные Іоакимъ и Анна, давши обѣщаніе посвятить новорожденное дитя на служеніе Богу, не умедлили привести въ исполненіе это свое обѣщаніе. Они разстались съ единственною своею дочерію, они отдали величайшее утѣшеніе своей старости, не успѣвши еще достаточно насладиться имъ.

Вспомнимъ, что также поступила и мать пророка Самуила, обѣщавшая еще до рожденія посвятить его на служеніе Богу. Тою же вѣрностію обѣтамъ всегда отличались и святые угодники Божіи и подвижники церкви Христовой, не отрекавшіеся отъ обѣта вѣрности Христу даже и среди ужасныхъ мученій. О, если бы этотъ главный обѣтъ нашъ былъ незабвененъ въ очахъ нашихъ! О, если бы сообразно ему мы располагали всю свою жизнь! Къ сожалѣнію, многіе изъ насъ ежеминутно нарушаютъ заповѣди Христа, а иные даже забываютъ о нихъ совершенно и живутъ такъ, какъ будто они предъ Богомъ ничѣмъ не обязывались.

б) Теперь спросимъ себя, братія, какъ мы исполняемъ обѣты наши, данные нами при крещеніи? Зачатые въ беззаконіяхъ и рожденные во грѣхахъ, мы были нечисты предъ Богомъ, виновны предъ Его высочайшею правдою; въ крещеніи намъ даровано отпущеніе грѣховъ, мы очищены и освящевы Духомъ Божіимъ, омыты и убѣлены кровію Христовой.

Пріемля св. крещеніе, мы сами отреклись діавола и всѣхъ дѣлъ его, и всего служенія его и всея гордыни его; исповѣдали вѣру свою во святую, живоначальную и животворящую Троицу — Отца и Сына и Святаго Духа и обязались хранить сію вѣру до послѣдняго издыханія; обѣщались поклоняться и служить единому Господу І. Христу во всѣ дни жизни своей, исполнять Его святую волю во всемъ, ходить во всѣхъ заповѣдяхъ Его безпорочно; обязались сохранить въ себѣ дарованную намъ туне благодать оправданія, чистоты и непорочности, чтобы предстать предъ лицемъ Господа І. Христа чистыми и непорочными въ день страшнаго и славнаго суда Его. Итакъ, насъ спросятъ: цѣла ли та невинность, чистота и святыня, которою облекъ насъ Духъ Святый въ день обновленія нашего банею пакибытія, — та праведность, которую вмѣнялъ намъ Господь І. Христосъ, умершій на крестѣ за оправданіе наше?

Отрекшись всѣхъ дѣлъ діавола, т.-е. грѣха и противленія волѣ Божіей, своеволія и преступленія заповѣдей Господнихъ, не возвращались ли опять къ симъ дѣламъ тьмы и нечестія, не творили-ль похотей діавола во всякой лжи, неправдѣ и беззаконіи?

Обязавшись служить одному Господу І. Христу, не работали-ль двѣма господинома, не служили-ль самолюбію, корыстолюбію, плотоугодію и инымъ безчисленнымъ страстямъ, возбуждаемымъ въ насъ духомъ злобы, который такимъ образомъ пріемлетъ поклоненіе себѣ отъ преданныхъ страстямъ человѣковъ?

Обѣщавшись исполнять заповѣди Божіи, всегда ли и во всемъ поступали мы по симъ святымъ и живоноснымъ заповѣдямъ, или же по своимъ похотямъ, по влеченію страстнаго сердца своего, по обычаямъ того міра, въ коемъ царствуетъ похоть плоти, похоть очесъ и гордость житейская? Чая во Христѣ жизни вѣчной, всегда ли устремляли и умъ и сердце наше къ этой нескончаемой и всеблаженной жизни, размышляли о ней, молились о ней, приготовляясь къ исходу изъ сего міра и непостыдному отвѣту на страшномъ судѣ Христовомъ; или же весь умъ нашъ былъ занятъ непрестанно, все сердце наше волновалось безъ отдыха одною суетою настоящей жизни, одними радостями и печальми житейскими?

III. Братія-христіане! «Что обѣщаешь Богу, не умедли исполнить сего», говоритъ слово Божіе. Постараемся свято и ненарушимо исполнять обѣты, данные нами при крещеніи. Не будемъ уподобляться тѣмъ, кои Бога исповѣдуютъ вѣдѣти, а дѣлы отмещутся Его (Тит. 1, 16). Вѣдь кто не со Христомъ, тотъ противъ Него (Мѳ. 12, 30). Будемъ же со Христомъ здѣсь въ этомъ мірѣ, будемъ творить Его волю, какъ и обѣщались это дѣлать при крещеніи, да и въ будущемъ вѣкѣ будемъ вмѣстѣ съ Нимъ, по Его неложному обѣщанію: идѣже есмь Азъ, ту и слуга Мой будетъ (Іоан. 12, 26). Аминь. (Сост. свящ. Гр. Д—ко съ заимствованіемъ нѣкоторыхъ мыслей изъ проповѣдей Димитрія, архіеп. херс).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 692-694.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0