Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 19 ноября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ декабрь.
Восьмой день.

Преп. Патапій.

(Нужно избѣгать внѣшней и земной славы и искать внутренней и небесной).

I. Блаженный Патапій, нынѣ прославляемый, родомъ изъ Ѳивъ египетскихъ, жилъ въ концѣ VI в. и началѣ VII. Онъ происходилъ отъ родителей христіанъ и воспитанъ въ благочестіи. Пришедши въ совершенный возрастъ, онъ оставилъ мірскую суету, сдѣлался монахомъ и въ пустынѣ подвизался въ непрестанныхъ трудахъ и молитвахъ. Но скоро его имя прославилось; многіе стали посѣщать его, просить его наставленій; и тогда Патапій, видя, что не можетъ жить въ уединеніи и безмолвіи, какъ онъ того желалъ, и желая избѣжать мірской славы, переселился въ Константинополь. Тамъ сталъ онъ жить въ тѣсной келліи, близь Влахерны, молясь день и ночь; но слава его не могла укрыться отъ людей. Богъ сподобилъ угодника Своего чудотворной силы и всѣ больные, съ вѣрою просившіе его помощи, получали исцѣленіе его молитвами.

Преподобный скончался въ глубокой старости.

II. Преподобный Патапій, избѣгавшій земной и внѣшней славы человѣческой и для того оставившій даже родину, учитъ и насъ, братіе, избѣгать земной и внѣшней славы у людей, въ какихъ бы видахъ она ни выражалась.

Почему же нужно избѣгать славы человѣческой?

а) Потому, во-первыхъ, что трудно человѣку переносить славу безъ вреда для души своей. Трудно это не только страстнымъ или борющимся со страстями, но и побѣдившимъ страсти и святымъ. Хотя дарована имъ побѣда надъ грѣхомъ, но не отнята у нихъ измѣняемость, не отнята возможность возвратиться ко грѣху и подъ иго страстей, что и случалось съ нѣкоторыми при недостаткѣ бодрствованія надъ собою, при допущеніи довѣренности къ себѣ, къ своему духовному состоянію.

Преподобный Макарій великій повѣствуетъ, что нѣкоторый подвижникъ, жившій вмѣстѣ съ нимъ, получилъ даръ исцѣленій въ такомъ обиліи, что исцѣлялъ больныхъ однимъ возложеніемъ рукъ; но, будучи прославленъ человѣками, возгордился и ниспалъ въ самую глубину грѣховную. (Бес. XXVII, 16).

Въ четвертомъ вѣкѣ жилъ въ Египтѣ святый старецъ, имѣвшій особенный даръ чудотворенія и по причинѣ его громкую славу между человѣками. Вскорѣ онъ замѣтилъ, что гордость стала овладѣвать имъ, и что онъ не въ состояніи побѣдить ее собственными усиліями. Старецъ прибѣгъ къ Богу съ теплѣйшими молитвами, чтобъ попущено ему было для смиренія бѣснованіе. Богъ исполнилъ смиренномудрое прошеніе раба Своего, и попустилъ сатанѣ войти въ него. Старецъ подвергался всѣмъ припадкамъ бѣснующагося въ теченіе пяти мѣсяцевъ; принуждены были надѣть на него цѣпи; народъ, стекавшійся къ нему во множествѣ, прославлявшій его великимъ святымъ, оставилъ его, разгласивъ, что онъ лишился разсудка, а старецъ, избавившись отъ славы человѣческой и отъ зараждавшейся въ немъ гордости по поводу этой славы, возблагодарилъ Бога, спасшаго его отъ погибели. Спасеніе совершилось посредствомъ незначительнаго томленія и безчестія предъ плотскими людьми, которые не понимали, что по причинѣ знаменій діаволъ устраивалъ старцу бѣдствіе, а посредствомъ открытаго бѣснованія старецъ возвращенъ на безопасный путь дивнымъ милосердіемъ Божіимъ. (Patrologiae L. LХХIIІ. De vit. раtrum. lib IV, сар. XIII).

б) Потому, во-вторыхъ, внѣшнюю и земную славу нужно презирать, что внѣшняя слава сама по себѣ не имѣетъ никакой цѣны, и не заслуживаетъ быть предметомъ исканія для христіанина, который долженъ стремиться къ славѣ вѣчной, небесной, духовной. Объ этомъ такъ говоритъ святитель Тихонъ задонскій.

«Честь и благородіе коль за велико почитаются отъ сыновъ вѣка сего, и сказать не возможно... Но и сей плодъ извнѣ красенъ, но внутрь — гнилъ, и при нашедшей напасти и бѣдахъ, или при неизбѣжной для всѣхъ кончинѣ, спадаетъ и исчезаетъ, какъ-бы его не было. Тогда высокородный — отъ простого, и господинъ отъ раба ничѣмъ не различается. Тогда всякъ познаетъ пустое имя и титулъ, подобный мѣху надутому, но — праздному. А что съ душею дѣлается, которая въ благородномъ тѣлѣ жила, надъ людьми господствовала, но сама страстямъ работала, людей обличала и судила, но сама совѣстію и закономъ обличается?.. Что съ нею?.. Знаемъ, что Богъ лица человѣча не пріемлетъ, что всякъ пріиметъ, яже съ тѣломъ содѣла, или блага, или зла. Паче же въ словѣ Его читаемъ, что судъ жесточайшій преимущимъ бываетъ (Прем. 6, 5—8). Честь убо и благородіе міра сего безъ христіанскаго истиннаго благородія большему суду и осужденію подлежатъ»... «Я здѣсь не лица благородныя осуждаю, не буди то, говоритъ тотъ же святитель, но честолюбіе и славолюбіе, которое съ истиннымъ христіанскимъ благородіемъ и вѣрою помѣститься не можетъ, по слову Христову (Іоан. 5, 44). И признаю, что языческое дѣло — за суетною славою гоняться, — языческое, которые того только и ищутъ, что чувствамъ ихъ подлежитъ. Христіанамъ стыдно въ семъ подражать язычникамъ, — христіанамъ, которыхъ сердца къ иному, несравненно лучшему, благородію вѣра возводить должна»...

Послѣ сего святитель Тихонъ задонскій ставитъ вопросъ: какая же истинная слава, которой можно желать христіанину? И такъ отвѣчаетъ на этотъ вопросъ:

«Быть истиннымъ христіаниномъ, сыномъ церкви православной, членомъ тѣла Христова, имѣть общеніе съ Отцемъ и Сыномъ Его І. Христомъ... Вся слава царей и князей міра сего ничто предъ Нимъ. Не сія слава видна нынѣ, но откроется въ послѣдній день (1 Іоан. 3, 3). Но славолюбіе суетное не допущаетъ бѣднаго человѣка до истинной сей славы. Славолюбіе, говорю, а не слава міра сего. Ибо иное — славу и честь въ мірѣ семъ имѣть; иное — славу и честь въ мірѣ семъ желать и искать. Могутъ имѣть и имѣютъ истинные христіане и святые славу въ мірѣ семъ, но не ищутъ ея, паче же — и убѣгаютъ отъ нея. Славолюбіе есть знакъ пристрастія къ міру, а оно преступно и христіанскому сердцу не прилично». (Изъ Твореній св. Тихона задонскаго).

в) Посему, бр. мои возлюбленные, отвергнувъ наружную и суетную славу, будемъ заботиться о пріобрѣтеніи внутренней, духовной. Одинъ великій проповѣдникъ нашей церкви, Филаретъ митр. московскій (см. Проповѣди его т. IѴ, изд. 1882 г. стр. 563) такъ говоритъ объ этой внутренней славѣ.

«Скажи украшенной храминѣ: ты не чертогъ небеснаго Жениха. Чертогъ Его — непорочное сердце. Онъ вселяется вѣрою въ сердца (Еф. III, 17).

Скажи изящнымъ одеждамъ: ни одна изъ васъ не годится быть одѣяніемъ брачнымъ (Матѳ. XXII, 12), въ которомъ входятъ на царскій бракъ, и безъ котораго извергаются во тьму кромѣшную. Сего одѣянія не выткутъ въ станѣ, и не принесутъ изъ чужой земли: оно частію подается свыше, частію выработывается собственными подвигами каждаго, по реченному: облецытеся Господомъ нашимъ Іисусомъ Христомъ (Рим. XIII, 14); облецытеся во утробы щедротъ, благость, смиренномудріе, кротость и долготерпѣніе (Кол. ІІІ, 12).

Скажи роскошному пиру: не сюда прійдетъ небесный Гость, хотя Онъ и обѣщалъ внити и вечеряти со всякимъ, кто Ему отверзетъ двери (Апок. III, 20). У Него иная пища: не о хлѣбѣ единомъ живъ будетъ человѣкъ, но о всякомъ глаголѣ, исходящемъ изъ устъ Божіихъ (Матѳ. IѴ, 4). Ему надлежитъ отверзти двери сердца: отверзаютъ же ихъ молитва, любовь и соблюденіе слова Его: аще кто любитъ Мя, слово Мое соблюдетъ, и Отецъ Мой возлюбитъ его, и къ нему пріидемъ, и обитель у него сотворимъ (Іоан. ХIѴ, 23).

Скажите помысламъ тщеславія и корыстолюбія, когда они приближаются, къ вашимъ добрымъ дѣламъ: удалитесь, лисы губящія винограды (Пѣс. II, 15); мы хотимъ сохранить Господу винограда ни кѣмъ не тронутый плодъ».

III. Съ помощію указанныхъ теперь и подобныхъ духовныхъ размышленій и упражненій, да дастъ вамъ, братія, Отецъ небесный, по богатству славы Своея, силою утвердитися Духомъ Его во внутреннѣмъ человѣцѣ (Еф. III, 16), да, имѣя славу внутри, достойны явимся славы вѣчныя. Аминь. (Свящ. Гр. Дьяченко).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 690-692.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0