Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 19 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 35.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ декабрь.
Седьмой день.

Поуч. 2-е. Свт. Амвросій Медіоланскій.

(Святость храма Божія).

I. Нынѣ ублажаемый св. Амвросій медіоланскій былъ сыномъ правителя Галліи и Испаніи. Амвросій и въ младенчествѣ уже былъ отмѣченъ особеннымъ случаемъ: однажды младенецъ спалъ на открытомъ воздухѣ: рой пчелиный облѣпилъ спящаго, такъ что пчелы вползали даже въ его полуоткрытый ротикъ. Рой отлетѣлъ, не сдѣлавъ ребенку ни малѣйшаго вреда. Получивши отличное воспитаніе, Амвросій былъ назначенъ правителемъ г. Медіолана. Но не долго былъ онъ правителемъ. Въ концѣ 374 года умеръ медіоланскій епископъ, и нужно было избрать новаго епископа. Открылись споры; народная толпа шумѣла кругомъ храма, гдѣ собрались епископы-избиратели. Амвросій, какъ добросовѣстный правитель, счелъ своею обязанностью умирить народное волненіе: онъ началъ уговаривать народъ, внушая ему святое дѣло избранія епископа вести мирно и тихо. Онъ еще говорилъ, какъ въ стихнувшей толпѣ вдругъ раздался дѣтскій голосъ: «Амвросій — епископъ!» И въ отвѣтъ на этотъ голосокъ вся тодпа единодушно воскликнула: «Амвросій — епископъ!» Напрасно такимъ неожиданнымъ избраніемъ изумленный, озадаченный, испуганный Амвросій отказывался, говоря, что онъ еще не крещенъ (въ то время крещеніе иногда откладывали до зрѣлыхъ лѣтъ, даже до старости), что ему — чиновнику — нельзя бросить свою должность, что онъ и не думалъ объ епископствѣ... Народъ повторялъ одно: «Амвросій — епископъ!» Послѣ долгихъ колебаній Амвросій, наконецъ, согласился быть епископомъ.

Сдѣлавшись такъ неожиданно епископомъ, Амвросій весь отдался обязанностямъ своего высокаго сана и повелъ жизнь строгую, подвижническую. Все свое имущество онъ отчасти роздалъ бѣднымъ, отчасти пожертвовалъ въ церковь. Строгій къ самому себѣ, онъ былъ строгъ и къ порокамъ другихъ, хотя бы эти другіе были лица высокопоставленныя; онъ въ своихъ обличеніяхъ не щадилъ даже императоровъ. Вотъ тому примѣръ.

Однажды въ Ѳессалоникахъ произошло народное возмущеніе. Императоръ Ѳеодосій рѣшилъ страшно наказать городъ мятежный. И городъ былъ наказанъ: въ одинъ изъ праздничныхъ дней на жителей этого города неожиданно напали вооруженные солдаты и стали убивать ихъ безпощадно, не различая правыхъ отъ виновныхъ. Послѣ этого убійства Ѳеодосій, не помышляя о тяжести своего грѣха, по обычаю, шелъ въ храмъ; но Амвросій заградилъ ему входъ и сказалъ: «ты, видно, и не знаешь, сколь тяжко совершенное тобою убійство! Какими очами будешь ты созерцать храмъ общаго Владыки? Какъ прострешь руки, съ которыхъ еще каплетъ кровь неповинно убитыхъ? Какъ этими руками примешь всесвятое тѣло Господа? Какъ честную кровь Его поднесешь къ устамъ, когда исшедшее изъ нихъ гнѣвное слово несправедливо пролило столько крови? Отойди и не умножай прежняго грѣха своего новымъ!..» Императоръ со скорбію и слезами удалился. И только послѣ 8-ми мѣсячнаго раскаянія во грѣхѣ и съ разрѣшенія епископа Амвросія вошелъ въ храмъ Божій.

II. Вотъ какъ древніе христіане цѣнили святость храма Божія!

а) Храмъ Божій это — небо на землѣ; это — жилище Божіе; это — такое святое мѣсто, выше и святѣе котораго нѣтъ другого мѣста на землѣ. Храмъ Божій, это — святилище, изъ котораго Богъ, Отецъ щедротъ, проливаетъ источникъ благодати, и въ которомъ вѣрующіе пріемлютъ спасительные дары Божіи. Такъ, въ храмѣ Божіемъ совершается общественное служеніе Богу, и молитвами испрашивается намъ отъ Бога милость, оставленіе грѣховъ и спасеніе. Въ храмѣ Божіемъ мы получаемъ духовное возрожденіе въ таинствѣ крещенія, духовное очищеніе въ таинствѣ покаянія, духовное освященіе въ таинствѣ причащенія. Въ храмѣ Божіемъ мы слышимъ слово Божіе и научаемся быть истинными христіанами. Въ храмѣ Божіемъ мы получаемъ благословеніе и напутствіе въ жизнь будущую, загробную. Вотъ какъ святъ храмъ Божій! Съ какими чистыми и святыми мыслями должны мы поэтому входить въ это святилище, съ какимъ страхомъ и благоговѣніемъ мы должны стоять въ храмѣ Божіемъ! Поэтому древніе христіане высоко цѣнили святость храма: всякій порокъ, а тѣмъ болѣе тяжкій грѣхъ, не допускалъ христіанина въ храмъ Божій до тѣхъ поръ, пока онъ (христіанинъ) не приносилъ всенароднаго покаянія. Не составляли, какъ мы видѣли, исключенія изъ этого общаго правила и сами императоры.

б) А мы — христіане сплошь и рядомъ нарушаемъ святость храма Божія неблагочиннымъ поведеніемъ въ немъ, смѣхомъ и разговорами. Но особенно замѣтно оскорбленіе святости храма во время бракосочетанія. Многіе изъ христіанъ въ это время держатъ себя въ высшей степени неприлично: разговариваютъ о вещахъ, совсѣмъ несвойственныхъ храму Божію и совершаемому великому таинству, дозволяютъ неприличныя шутки и замѣчанія насчетъ жениха и невѣсты, ихъ лѣтъ, наружности, одежды; иные во все время бракосочетанія ни разу не сотворятъ крестнаго знаменія, отдавшись вполнѣ одному праздному и суетному любопытству; есть и такіе, которые осмѣливаются почти громко смѣяться въ виду отверстыхъ царскихъ вратъ, иконостаса и самаго престола Божія, которому ангелы Божіи таинственно предстоятъ со страхомъ и трепетомъ, закрывающе лица свои. Если посмотрѣть на такихъ людей постороннему человѣку, иновѣрцу, то онъ не повѣритъ, чтобы это были христіане. Нѣтъ, скажетъ онъ, это — враги Христовы, которые вторглись въ храмъ Его, чтобы досадить Ему и поругаться надъ святыней христіанской. (См. «Воскр. день» за 1893 г.).

III. Возлюбленные во Христѣ братія и сестры! Будемъ стоять въ храмѣ Божіемъ не только во время обыкновенныхъ церковныхъ службъ, но и во всякое другое время, съ вѣрою, благоговѣніемъ и страхомъ Божіимъ, да не постигнетъ насъ гнѣвъ Божій. (Сост. по указ. источн.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 688-690.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0