Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 16 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ декабрь.
Седьмой день.

Поуч. 1-ое. Свт. Амвросій, еп. Медіоланскій.

(Уроки изъ его жизни: а) необходимость воспитанія съ ранняго возраста; б) избраніе на служеніе Церкви совершается не случайно, но по указанію Божію и в) нужно повиноватъся церковному священноначалію).

I. Св. Амвросій, епископъ медіоланскій, память коего совершается нынѣ, родился въ 340 г. въ Галліи, гдѣ отецъ его былъ правителемъ. Въ дѣтствѣ лишившись матери, онъ былъ старательно воспитанъ благочестивою сестрою. Получивъ блестящее образованіе, онъ сдѣлался правителемъ двухъ италійскихъ областей. Префектъ Пробъ, посылая его въ области, сказалъ: «управляй ими не какъ судья, а какъ епископъ». И Амвросій дѣйствительно правилъ милостиво, и всѣ любили его. Въ 374 г. избирали епископа въ Медіоланъ, и произошло разногласіе по случаю сего выбора. Амвросій началъ приводить къ миру ссорящихся, и вдругъ въ толпѣ послышался дѣтскій голосъ: «Амвросій епископъ!» Слова эти сочли за внушеніе свыше и, несмотря на сопротивленіе, выбрали Амвросія въ епископа, который своею святою жизнію и ревностью къ славѣ Божіей и спасенію душъ ближнихъ вполнѣ оправдалъ избраніе. Императоръ и народъ, любившіе Амвросія префектомъ, еще болѣе полюбили епископомъ. Амвросій усердно и весьма успѣшно боролся съ еретиками-аріанами и умиравшимъ язычествомъ: въ своемъ сочиненіи о вѣрѣ онъ основательно опровергъ всѣ возраженія аріанскія; достигъ того, что у язычниковъ были отняты имѣнія, принадлежавшія капищамъ, и уничтожены почести и преимущества ихъ жрецовъ. Однажды императоръ Ѳеодосій, во гнѣвѣ, велѣлъ предать смерти нѣсколько тысячъ возмутившихся солунянъ. Амвросій написалъ царю письмо, упрекавшее въ жестокости. Когда же Ѳеодосій, не отмѣнивъ своего жестокаго приговора, вошелъ въ соборъ, чтобы причаститься св. таинъ, то Амвросій не допустилъ его до причащенія. Царь сказалъ Амвросію, что и Давидъ согрѣшилъ, но не лишился милости Божіей; но Амвросій отвѣчалъ: «ты подражалъ Давиду согрѣшившему, подражай ему и въ раскаяніи». Царь принесъ раскаяніе, и былъ допущенъ до причащенія. Св. Амвросій предузналъ свою кончину и скончался въ 397 году. Онъ основалъ много монастырей на западѣ и оставилъ много сочиненій. Ему принадлежитъ церковная пѣснь «Тебе Бога хвалимъ». Мощи св. Амвросія хранятся въ Миланѣ. Часть мощей имѣется на Аѳонѣ.

II. Житіе св. Амвросія медіоланскаго предлагаетъ намъ три назидательные урока.

а) Первый тотъ, что о воспитаніи дѣтей въ духѣ христіанскаго благочестія нужно заботиться съ ранняго возраста, подобно тому какъ заботилась о св. Амвросіи сестра его, благодаря которой братъ ея не только получилъ блестящее образованіе, но и сдѣлался благочестивымъ человѣкомъ и усерднымъ служителемъ церкви Божіей.

О воспитаніи, какъ о начальномъ источникѣ истиннаго добра и счастія, блаж. Тихонъ, въ своемъ задонскомъ уединеніи, такъ бесѣдуетъ, смотря на малое деревцо: «видимъ, говоритъ онъ, что малое деревцо ко всякой сторонѣ удобно преклоняется, куда ни наклонится; и куда преклонится, туда и растетъ. Тоже происходитъ съ юнымъ и малымъ отрочатемъ... Научится ли добру въ юности своей? Добръ и чрезъ все житіе будетъ. Научится ли злу? Какъ въ юности, такъ и во всю жизнь будетъ, и изъ малаго отрока можетъ вытти діаволъ и ангелъ. Ибо отъ воспитанія, какъ отъ сѣмени — плоды, все прочее время жизни зависитъ». Поэтому, бр., величайшее преступленіе совершаютъ тѣ родители, которые, имѣя возможность, не образуютъ ни умъ, ни сердце, ни волю дитяти, будущаго гражданина и христіанина.

б) Второе назиданіе, которое мы извлекаемъ изъ жизни св. Амвросія, то, что призваніе къ пастырскому служенію бываетъ не случайно, но по волѣ Божіей. Мы видѣли, что таинственный дѣтскій голосъ прозвучавшій въ церкви, гдѣ выбирали епископа: «Амвросій епископъ»! былъ принятъ всѣми за указаніе Божіе, и Амвросій былъ поставленъ въ епископа, и своею св. жизнію и великими заслугами вполнѣ оправдалъ свое избраніе.

Подобный же примѣръ можно найти и въ житіяхъ русскихъ святыхъ.

Елевферію (впослѣдствіи св. Алексію, митрополиту московскому) уже въ дѣтствѣ открыто было высокое назначеніе его. Разъ раскинулъ онъ сѣти на птичекъ, и долго сторожа ихъ, отъ утомленія задремалъ. Неожиданно слышитъ онъ голосъ: «Алексій! къ чему такой трудъ твой? тебѣ надо быть ловцомъ людей». Пробужденный тѣмъ, отрокъ изумился необыкновенному голосу и имени Алексія. Это видѣніе глубоко запало въ душу его; онъ сталъ молчаливъ, оставилъ игры и много сталъ думать о жизни и ея назначеніи. Родители изумлялись перемѣнѣ жизни его, спрашивали у слугъ о причинахъ перемѣны, но тѣ могли сказать толъко то, что Елевферій часто уходилъ въ мѣста уединенныя. Спрашивали самого отрока, отчего онъ уклоняется отъ людей и занимается только книгами? Къ чему изнуряетъ себя постомъ? «Не печальтесь о мнѣ, добрые родители, отвѣчалъ отрокъ: не дѣлаю я худого, а желаю успѣвать въ благомъ; пусть исполнится воля Господня». На 15 году Елевферій уже рѣшился посвятить себя монашеской жизни. На 20 году (въ 1320 г.) вступилъ въ московскій Богоявленскій монастырь и тогда же постриженъ съ именемъ Алексія, съ тѣмъ самымъ, которое онъ слышалъ въ сонномъ видѣніи, за семь лѣтъ предъ тѣмъ. Хотя Богоявленскій монастырь былъ на шумной торговой улицѣ, но Алексій нашелъ покой здѣсь, предавшись подвигамъ. Онъ проводилъ время то въ храмѣ, то въ молитвахъ келейныхъ; читалъ книги и усердно изучалъ священное писаніе ветхаго и новаго завѣта; бдѣніемъ ночнымъ изсушалъ плоть и очищалъ сердце. (См. Житія святыхъ, Фил. архіеп. черниг.).

Разсказанное здѣсь событіе побуждаетъ насъ, возлюбл. мои братія, питать великое уваженіе къ служителямъ Божіимъ и слушаться ихъ, какъ ловцовъ душъ человѣческихъ для небеснаго блаженства.

в) Наконецъ, третій урокъ, который предлагаетъ намъ жизнь нынѣ прославляемаго св. Амвросія, епископа медіоланскаго, тотъ, что и мы подобно императору Ѳеодосію, отлученному отъ причащенія св. таинъ и не допущенному въ храмъ, но тѣмъ не менѣе, не смотря на всѣ преимущества своей императорской власти, повиновавшемуся архипастырю, должны повиноваться своимъ пастырямъ церкви.

І. Христосъ говоритъ въ евангеліи: если кто церкви не послушаетъ, то да будетъ онъ тебѣ, какъ язычникъ и мытарь (Мѳ. ХѴІІІ. 17). Согласно съ этимъ православные пастыри учатъ, что всѣ христіане должны повиноваться церкви Христовой и отнюдь ни въ чемъ не должны ослушаться ея опредѣленій.

Одинъ древній отецъ и учитель церкви, съ Игнатій Богоносецъ учитъ: «потщитеся, возлюбленніи, повиноваться епископамъ, пресвитерамъ и діаконамъ; ибо кто имъ повинуется, тотъ слушаетъ Христа, учредившаго ихъ, а кто противится имъ, тотъ противится І. Христу; противляйся же Сыну не узритъ жизни, но гнѣвъ Божій пребываетъ на немъ... Не обольщайтесь, братія мои, — кто слѣдуетъ творящему расколъ, тотъ не наслѣдуетъ царствія Божія». (Послан. къ Филадельф. гл. III).

Другой св. отецъ и учитель церкви, Кипріанъ, еп. карѳагенскій, говоритъ: «неимѣющій матерью церкви, не можетъ имѣть отцемъ своимъ Бога; — питающіе ненависть къ священникамъ и удаляющіеся церкви Христовой, хотя бы предали себя смерти за исповѣданіе имени Христова, не омоютъ грѣха своего и самою кровію; — внѣ церкви нѣтъ спасенія». («О един. церк.» см. «Хр. ч.» 1837 г.).

III. Итакъ напечатлѣемъ, братіе мои, въ своей памяти душеполезные уроки, предлагаемые намъ житіемъ св. Амвросія, еп. медіоланскаго, нынѣ ублажаемаго св. церковію (Свящ. Г. Дьяченко).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 687-688.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0