Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 20 ноября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ декабрь.
Шестой день.

Поуч. 9-ое. День тезоименитства Благочестивѣйшаго Государа Императора Николая Александровича.

(Государю Императору въ день Его тезоименитства прилично принести слѣдующіе дары: а) молитву за него, какъ за Царя, б) твердую рѣшимость честно исполнять свои обязанности, в) и дѣла христіанскаго милосердія къ ближнимъ).

I. Есть обычай — во дни тезоименитства извѣстныхъ лицъ подносить имъ разные подарки въ знакъ любви и уваженія къ нимъ. Сегодня — день тезоименитства Благочестивѣйшаго Государя Императора нашего. Какіе же дары принесемъ мы нынѣ, братіе, Державному нашему Имениннику, общему нашему Отцу и Благодѣтелю?

II. а) Принесемъ Ему первѣе всего нашу молитву за Него предъ Богомъ, — молитву искреннюю, горячую, которая, исходя отъ полноты любящаго сердца, яко ѳиміамъ возносилась-бы къ престолу Царя царствующихъ. О чемъ, въ частности, должна быть эта наша молитва за Него? — О Его здравіи и долгоденствіи, или о сохраненіи Его драгоцѣнной жизни на многая лѣта; затѣмъ — о благопоспѣшности Ему во всѣхъ Его дѣйствіяхъ и начинаніяхъ, клонящихся ко благу и счастію управляемыхъ Имъ народовъ; наконецъ, вообще — о дарованіи Ему свыше всѣхъ силъ и средствъ къ полезному и непреткновенному прохожденію Его великаго служенія. Да, братіе, и царское званіе — служеніе (Рим. 13, 4), служеніе Богу и людямъ, — и какъ притомъ высоки обязанности этого служенія, какъ велики трудности и опасности его, какъ страшна отвѣтственность за него — и предъ судомъ человѣческимъ, и еще болѣе предъ судомъ Божіимъ! Если кому, то именно Царю, и особенно Царю такого великаго и славнаго царства, какъ наше, нужно имѣть всѣ силы и способности человѣческія на высшей степени развитія. Мало того: для вполнѣ успѣшнаго прохожденія многотруднаго царскаго служенія, православному Царю нашему потребны еще многія силы и дарованія особенныя, благодатныя... Откуда же взять Ему, хоть и избранному и вознесенному отъ людей, столько силъ, способностей, дарованій, не просто только человѣческихъ, но и вышечеловѣческихъ? Ихъ можно получить только отъ Бога, Источника и Подателя всего, а испрашиваются онѣ отъ Бога молитвою, — молитвою не только Самого Царя, но и управляемаго Имъ народа. Вотъ почему, между прочимъ, молитва за Царя есть одна изъ самыхъ первыхъ обязанностей Его вѣрноподданныхъ... «Итакъ прежде всего прошу, пишетъ апостолъ, совершать молитвы, прошенія, моленія, благодаренія за всѣхъ человѣковъ, за царей, и за всѣхъ начальствующихъ, дабы проводить намъ жизнь тихую и безмятежную во всякомъ благочестіи и чистотѣ (1 Тим. 2, 1—2). Усугубимъ же нынѣ, братіе, наши обычныя моленія за возлюбленнѣйшаго тезоименитаго нынѣ Монарха нашего.

б) Другимъ приношеніемъ нынѣ отъ насъ августѣйшему нашему Отцу пусть будетъ наша твердая рѣшимость — честно и добросовѣстно исполнять всѣ наши обязанности, какія возлагаетъ на каждаго изъ насъ его званіе, состояніе и положеніе въ обществѣ. Такимъ только исполненіемъ нашихъ обязанностей мы и можемъ помочь Ему въ Его многотрудномъ дѣлѣ, составляющемъ первую заботу Его сердца, — въ дѣлѣ созиданія и упроченія блага и счастія любезнаго отечества нашего. Нужно-ли доказывать эту истину? Трудно-ли и безъ доказательствъ понять, что всѣ самыя благія намѣренія сердца Царева о людяхъ своихъ только тогда и могутъ достигать своей цѣли и приносить плоды по роду своему, когда мы, подданные, съ своей стороны, будемъ точно и неуклонно выполнять всѣ лежащія на насъ обязанности? Но, быть можетъ, кто-либо подумаетъ, что сказанное нами сейчасъ объ исполненіи обязанностей относится лишь къ лицамъ высокопоставленнымъ и облеченнымъ властію, — къ людямъ же, стоящимъ на низшихъ ступеняхъ общественной лѣстницы, простымъ и невластнымъ, не имѣетъ никакого приложенія. Нѣтъ, братіе, — ко всѣмъ, рѣшительно ко всѣмъ намъ имѣетъ приложеніе — то, что мы сказали. Апостолъ Павелъ уподобляетъ христіанское общество стройному организму тѣлесному, въ которомъ много членовъ, но всѣ они вмѣстѣ составляютъ одно тѣло, — въ которомъ если страдаетъ одинъ членъ, то съ нимъ страдаютъ и всѣ, — въ которомъ, поэтому, не можетъ глазъ сказать рукѣ: ты мнѣ не надобна, или голова ногамъ: вы мнѣ не нужны (1 Кор 12, 12—26). По мысли апостола, между разными званіями, сословіями, классами и отдѣльными лицами въ обществѣ — такая связь, что всѣ они, какъ-бы какое ни казалось незначительнымъ, всѣ равно важны и необходимы для блага цѣлаго общества. Продолжимъ теперь далѣе сравненіе апостольское. Когда тѣло бываетъ вполнѣ здорово? Только тогда, когда всѣ члены, всѣ органы его надлежащимъ образомъ исполняютъ свое назначеніе. Не такъ-ли и въ обществѣ гражданскомъ? И не отъ того-ли главнымъ образомъ здѣсь несправедливости, насилія, угнетенія, хищенія и многія другія общественныя раны и язвы, — не отъ того-ли, говоримъ, все это въ обществѣ, что въ немъ далеко не всѣ и не всегда серьезно думаютъ и заботятся о добросовѣстномъ исполненіи своихъ обязанностей?... То правда, конечно, что чѣмъ выше положеніе въ обществѣ, тѣмъ болѣе лицамъ, находящимся въ этомъ положеніи, открыто простора, дано возможности и средствъ дѣйствовать, такъ или иначе, ко благу, или вреду общества. Но не надо забывать и того, что всякая высшая власть, всякое высшее учрежденіе въ своей дѣятельности опираются на непосредственно за ними слѣдующей низшей власти, низшемъ учрежденіи, это учрежденіе — въ свою очередь — на слѣдующемъ за нимъ низшемъ и т. д., пока дѣло дойдетъ не только до самой низшей власти, до самаго низшаго правительственнаго учрежденія, но и до простого, никакою властію не облеченнаго, земледѣльца, работника, поденщика.

в) Есть обычай — дни, по чему-либо для насъ замѣчательные, ознаменовывать какимъ-нибудь особеннымъ добрымъ дѣломъ, по преимуществу дѣломъ христіанскаго милосердія и благотворительности. Какимъ же добрымъ дѣломъ ознаменуемъ мы нынѣшній день, дорогой и замѣчательный не только для насъ, но и для всей Россіи православной? Вокругъ насъ столько горя и нищеты, столько слезъ и просьбъ, столько вопіющихъ нуждъ и неудовлетворенныхъ потребностей — и частныхъ и общественныхъ, и матеріальныхъ и нравственныхъ, что добрая христіанская душа и безъ нашихъ указаній во всякое время легко найдетъ себѣ предметъ и откроетъ путь для самой широкой благотворительной дѣятельности. Ознаменуемъ же нынѣшній, радостный для насъ день щедрою помощію этимъ несчастнымъ страдальцамъ, — и это пусть будетъ отъ насъ сегодня третьимъ приношеніемъ Державному Имениннику нашему. Его сердцу близки и дороги всѣ его вѣрноподданные, какъ близки и дороги сердцу отца его дѣти, — и когда Онъ узнаетъ о нашихъ дарахъ и жертвахъ въ пользу несчастныхъ Его подданныхъ, Онъ, безъ сомнѣнія, воззритъ на нихъ, какъ на поднесенные лично Ему Самому. — Впрочемъ, хотя-бы о пожертвованіяхъ нашихъ, къ которымъ приглашаемъ васъ, и не дошло до слуха Царева, все равно ихъ увидитъ и никогда о нихъ не забудетъ всевидящій и всезнающій Царь небесный, Господь и Богъ нашъ І. Христосъ, по увѣренію Котораго не лишится мзды своея даже тотъ, кто во имя Его напоитъ вѣрующаго въ Него одною чашею холодной воды (Марк. 9, 41). Аминь. (Сост. по Сборн. словъ, поученій и бесѣд. Августина, епископа екатеринославск.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 685-686.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0