Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 27 iюля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ декабрь.
Шестой день.

Поуч. 8-ое. День тезоименитства Благочестивѣйшаго Государя Императора Николая Александровича.

(О взаимномъ уваженіи и любви между общественными сословіями).

Да не будетъ распри въ тѣлеси, но да равно единъ о другомъ пекутся уди (1 Кор. 12, 25).

I. Въ настоящій свѣтлый праздникъ, когда мы торжествуемъ тезоименитство Государя Императора всероссійскаго и когда наши мысли, естественно, устремлены къ нашему Августѣйшему Монарху, а наши сердца исполнены благожеланіями Ему и нераздѣльно нашему возлюбленному отечеству, не неприличнымъ считаю, братія, обратить ваше вниманіе, въ особенности, на одно изъ благъ, котораго надобно, даже весьма надобно, пожелать намъ, какъ сынамъ Россіи. Разумѣю сближеніе, взаимное уваженіе и любовь всѣхъ сословій, званій и состояній, какія существуютъ въ нашемъ обществѣ, въ противоположность тому раздѣленію, холодности, пренебреженію, даже непріязни, которыя, къ прискорбію, хотя весьма рѣдко, но еще встрѣчаются между нами, и которыя равно несправедливы и въ гражданскомъ, и въ христіанскомъ смыслѣ.

II. а) Что такое благоустроенное государство? Справедливо издавна уподобляютъ его живому организму. Какъ въ тѣлѣ, хотя оно живетъ одною жизнію и имѣетъ одну цѣль, есть многіе члены и различные, изъ которыхъ каждому указано Творцемъ свое дѣло: такъ и въ государствѣ, при всемъ единствѣ его главныхъ стремленій, существуютъ разныя сословія, званія, служенія, каждое съ своимъ особымъ занятіемъ. Между членами тѣла, по самому ихъ устройству и отправленіямъ, различаются высшіе и низшіе, благороднѣйшіе и менѣе благородные, какъ бы властвующіе и служебные: есть голова и сердце, зрѣніе и слухъ, и есть желудокъ, руки, ноги. Такое же точно различіе мы видимъ между сословіями, званіями, служеніями во всякомъ благоустроенномъ государствѣ. Но можно ли хотя объ одномъ членѣ тѣла сказать, что онъ ненуженъ, или что служеніе его маловажно или ничтожно? Въ правѣ ли даже благороднѣйшіе члены тѣла пренебрегать низшими и служебными? Не можетъ, замѣтилъ еще св. апостолъ Павелъ, око рещи руцѣ: не требѣ ми еси: или паки глава ногамъ: не требѣ ми есте. Но много паче мнящіися уди тѣла немощнѣйши быти, нужнѣйши суть (1 Кор. 12, 21. 22). Желудокъ, безъ сомнѣнія, не имѣетъ такого высокаго значенія въ составѣ организма, какъ голова съ ея мозгомъ. Но на чемъ бы опиралась жизнь тѣла, чѣмъ поддерживались бы отправленія прочихъ членовъ безъ отправленій желудка? Такъ, не должно пренебрегать ни однимъ и изъ сословій, званій и служеній въ быту общественномъ, и самые высшіе не въ правѣ неуважать низшихъ и служебныхъ. Кто не знаетъ, какъ важны, какъ необходимы для государства и для существованія всѣхъ прочихъ сословій занятія земледѣльцевъ, ремесленниковъ, купцовъ, простыхъ воиновъ, — не говорю о другихъ? Нѣтъ, жизнъ тѣла тогда только течетъ правильно и цвѣтетъ здоровьемъ, когда всѣ члены тѣла дружно, безъ всякаго раздѣленія, исполняютъ свой долгъ, служатъ и помогаютъ другъ другу, чѣмъ могутъ, какъ родные, близкіе, соединенные въ одномъ организмѣ. И жизнь общественная только тогда можетъ имѣть правильное теченіе, и государство можетъ процвѣтать, когда всѣ сословія и званія будутъ чужды взаимной несправедливости и непріязни, будутъ цѣнить и подкрѣплять одно другое и, связуясь истинною любовію между собою и къ отечеству, совокупными силами и съ ревностію будутъ стремиться къ общей цѣли.

б) Но, братія, мы не только сыны Россіи, а и христіане. Какъ же учитъ насъ св. вѣра наша смотрѣть на наши жребіи на землѣ, на наши положенія въ обществѣ? Она говоритъ, что то и другое зависитъ преимущественно отъ Бога, нашего Творца и Промыслителя (Исх. 4, 11; Пс. 30, 16; 93, 9; 145, 8; Іак. 1, 17): Онъ опредѣляетъ, чтобы одинъ изъ насъ родился, напримѣръ, въ духовномъ сословіи, другой — въ купеческомъ, третій — въ мѣщанскомъ или земледѣльческомъ. Онъ надѣляетъ каждаго изъ насъ способностями и талантами, предрасположеніями и влеченіями къ какимъ-либо занятіямъ. Онъ же располагаетъ обстоятельствами жизни нашей такъ, что мы, при всемъ участіи нашего выбора, занимаемъ то, а не другое служеніе. Ужели жъ потому, что я родился въ извѣстномъ сословіи и занимаю извѣстную ступень въ лѣствицѣ общественной, я въ правѣ пренебрегать моимъ собратомъ, родившимся въ другомъ сословіи и занимающимъ иное мѣсто? Это значило бы оскорблять не ближняго только нашего, а Самого Бога, распредѣлителя нашихъ судебъ.

Какъ учитъ насъ св. вѣра смотрѣть другъ на друга въ христіанскомъ смыслѣ? Она внушаетъ, что всѣ мы сотворены отъ единыя крове по одному и тому же образу Божію (Дѣян. 17, 26; Іак. 3, 9), и что, отъ какого бы корня мы ни происходили, къ какому бы званію ни принаддежали, мы всѣ безразличны во Христѣ Іисусѣ. Елицы бо во Христа крестистеся, свидѣтельствуетъ св. апостолъ, во Христа облекостеся. Нѣсть іудей, ни еллинъ: нѣсть рабъ, ни свободь: нѣсть мужескій полъ, ни женскій: вси бо вы едино есте о Христѣ Іисусѣ (Гал. 3, 27. 28). Всѣ мы дѣти одного Отца небеснаго, отъ Котораго родились въ таинствѣ св. крещенія; всѣ, и знатные и незнатные, богатые и бѣдные, искуплены одною и тою же безцѣнною кровію Господа Іисуса; всѣ, и сильные міра и слабые, единѣмъ Духомъ напоихомся въ таинствѣ мѵропомазанія (1 Кор. 12, 13) и живемъ единою Его благодатію. Для всѣхъ насъ равно уготованы вѣчныя обители на небеси, и еще Богъ вѣсть, кто изъ насъ, богатый или бѣдный, знатный или незнатный, удостоится войти туда.

III. Такъ-то, возлюбленные, если бы мы слѣдовали правиламъ св. вѣры Христовой, въ нашемъ обществѣ давно бы изгладились и послѣдніе слѣды этого раздѣленія и взаимной непріязни, которыя обнаруживаются по временамъ между членами разныхъ сословій, этого высокомѣрія, гордости, презрѣнія, съ какими смотрятъ иногда высшіе на низшихъ, сильные и славные на слабыхъ и незнатныхъ. Мы постоянно имѣли бы предъ глазами примѣръ Самого нашего Спасителя, Который, будучи Богомъ, смирилъ Себе на земли (Фил. 2, 8), и, какъ другъ, обращался даже съ простыми рыбарями, мытарями и грѣшниками (Матѳ. 11, 19), а намъ завѣщалъ: научитеся отъ Мене, яко кротокъ есмь и смиренъ сердцемъ (— 29). Да и въ гражданскомъ отношеніи развѣ мы не имѣемъ предъ собою живыхъ образцовъ? Кто не знаетъ, съ какою отеческою любовію нашъ Благочестивѣйшій Государь Императоръ относится ко всѣмъ своимъ подданнымъ безъ всякаго различія званій и состояній, съ какою трогательною снисходительностію и простотою Онъ бесѣдуетъ и съ вельможами, и съ простолюдинами? Кто не слышалъ, какъ чужда всякой гордости, какъ исполнена христіанскаго смиренія и любви наша Благочестивѣйшая Государыня Императрица и какое материнское участіе принимаетъ Она въ судьбѣ самыхъ послѣднихъ нашихъ согражданъ? Кто не слышалъ, какъ въ томъ же самомъ духѣ христіанской кротости и любви ко всѣмъ воспитываются и всѣ члены Царственнаго Дома? Да подражаемъ же этимъ высокимъ образцамъ, сыны Россіи! И какъ члены одного и того же великаго тѣла, какъ братья, одни старшіе, другіе младшіе, связуясь взаимнымъ уваженіемъ, любовію и содѣйствіемъ, будемъ совокупными силами стремиться къ общей цѣли — благоденствію, процвѣтанію и славѣ нашего любезнаго отечества. Аминь. (Сост. по «Слов. и рѣч.» Макарія, еписк. тамбовскаго и шацк.; т. III, стр. 113–121).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 683-685.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0