Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 22 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 35.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ декабрь.
Шестой день.

Поуч. 7-ое. Святитель и чудотворецъ Николай.

(О необходимости праздновать воскресный день по свидѣтельству опыта жизни).

I. Въ день святителя и чудотворца Николая, свято проводившаго воскресные и праздничные дни и творившаго во время ихъ сугубыя дѣла христіанскаго милосердія и усердныя молитвы, будетъ благовременно побесѣдовать съ вами, возлюбленные братія, о необходимости праздновать воскресные и др. праздничные дни, что, къ сожалѣнію, въ нашъ вѣкъ неудержимой жажды къ наживѣ очень часто, къ великой скорби всѣхъ истинныхъ христіанъ, забывается.

II. Слово Божіе въ четвертой заповѣди и уставы церкви обязательно требуютъ отъ насъ праздновать по-христіански воскресенье и др. праздники.

Съ свидѣтельствомъ слова Божія и церкви соединимъ доводы нашего собственнаго опыта. Онъ намъ покажетъ, братія, что Богъ, даруя намъ воскресный день, зналъ, какъ мы будемъ нуждаться въ немъ.

а) Что плоть человѣческая ежечасно нуждается въ отдыхѣ, это знаетъ каждый; но что наименѣе всего признается, такъ это необходимость правильнаго возвращенія къ отдыху. Разсчитывать на отдыхъ во время остановокъ работы и предаваться ея гнету неустанно въ моментъ ея спѣшности, какъ это обыкновенно дѣлается, мы не колеблясь назовемъ самымъ неудачнымъ разсчетомъ. Мы ссылаемся въ этомъ на состояніе нашего фабричнаго люда, ослабленнаго и зачахнувшаго отъ избытка труда, которому предшествуетъ, по непреодолимому противодѣйствію, избытокъ развлеченій и грубыхъ удовольствій. Итакъ, дайте имъ воскресный въ собственномъ смыслѣ день — день покоя съ его яснымъ, сладостнымъ утромъ, съ его мирнымъ пробужденіемъ, не знающимъ кошмара непосильной работы, и, спасая ихъ тѣло, кто знаетъ, не спасете ли вы и ихъ душъ?

б) Но физическій покой не есть единственное чествованіе воскреснаго дня. Кромѣ физической природы у насъ есть еще духовная, которую нужно развивать и усовершать, если мы не хотимъ жить только одними дикими и низшими инстинктами и не хотимъ видѣть ихъ въ основѣ общества, Итакъ, мы не колеблясь скажемъ теперь, что это развитіе невозможно безъ воскреснаго дня. Есть факты, отрицать которыхъ нельзя; таковъ, напримѣръ, трудъ, становящійся, по требованіямъ новѣйшаго общества, все болѣе поглощающимъ. Общество дѣлается похожимъ на огромный механизмъ, захватывающій въ свои колеса отдѣльныя человѣческія личности, и лишающій ихъ послѣдней свободы. На каждомъ поприщѣ приходится завоевывать себѣ положеніе силою, не теряя ни мгновенія, и горе тѣмъ, кто опоздалъ! Въ самыхъ возвышенныхъ стремленіяхъ юности человѣкъ уже видитъ себя окруженнымъ многочисленными соперниками; приходится пріобрѣтать все больше и больше познаній; все больше и больше обременять память скопившимися результатами работъ всѣхъ предыдущихъ поколѣній. Ниже, на поприщѣ чернорабочаго, можно было думать, что человѣкъ, подчиняющій себѣ грубую силу природы и употребляющій ее на свои дѣла, отвоевываетъ себѣ болѣе свободы; но и здѣсь онъ становится, если можно такъ выразиться, рабскою двигательною силою управляемой имъ машины. Это чудовище, которымъ онъ думалъ спокойно владѣть, окончательно поработило его въ своемъ роковомъ движеніи. Войдите въ одну изъ нашихъ большихъ фабрикъ. Среди ошеломляющаго шума вы увйдите тамъ, какъ сотни людей поднимаются и склоняются каждую секунду, чтобы послушно слѣдовать за движеніями станка или ковальной машины, безпрерывно вертящейся съ утра до ночи. Подумайте только, что такъ проходитъ ихъ жизнь каждый день, каждый часъ, и представьте себѣ, что сталось бы съ ихъ душами, если бы этотъ трудъ не прерывался никогда! Тѣ случайные, неправильные часы досуга, которые являются слѣдствіемъ усталости, не приносятъ съ собою никакого отдыха, никакого благотворнаго успокоенія! Но пусть придетъ воскресный день! Пусть этотъ шумъ остановится! Пусть водворится тишина и молчаніе, и эти придушенные люди вздохнутъ свободно и придутъ въ себя. Они вспомнятъ, что они не автоматы, не машины, не мертвыя орудія, а люди. В продолженіе воскреснаго дня они вспомнятъ, что имѣютъ душу съ ея духовными потребностями. Вы намъ, можетъ быть, скажете, что они осквернятъ этотъ отдыхъ. Это случится безъ сомнѣнія въ силу той же свободы, могущей употребить во зло даже и этотъ драгоцѣнный день Божій, и однако мы продолжаемъ утверждать, что полная свобода воскреснаго дня будетъ для нихъ наилучшею охраною противъ грубыхъ увлеченій. Только тѣ воскресные дни, значительная часть которыхъ отдается наживѣ, оканчиваются чаще всего мотовствомъ и распутствомъ. Но если бы съ утра работникъ могъ мирно находиться въ кругу своей семьи, если бы онъ могъ свободно отдавать первые часы этого дня тѣмъ, кого онъ любигъ и о которыхъ призванъ заботиться, вы думаете, онъ не почерпнулъ бы въ этомъ очищающемъ впечатлѣніи наибольшую силу противъ грубыхъ соблазновъ? Вы думаете, что мать и дѣти не почувствовали бы тогда тѣсной нравственной связи съ нимъ, сближающей ихъ еще болѣе, и что благородная жизнь сердца и законныхъ привязанностей снова не заняла бы своего мѣста, которое она теперь, увы! все болѣе и болѣе теряетъ! Уничтожьте воскресный день — и вы ослабите семейную жизнь и поколеблете краеугольный камень всего общества!

в) Но если воскресенье есть день семьи, то оно, по той-же причинѣ, есть день лишенныхъ семьи: бѣдняковъ, больныхъ, неимущихъ. Мы не говоримъ пока о томъ, что вся семья Божія сбирается въ этотъ день на лоно церкви, гдѣ ни одинъ изъ вѣрующихъ не можетъ считать себя совершенно одинокимъ. Теперь-же мы скажемъ, что въ этотъ день сердце наше, освобожденное отъ гнетущаго труда и дѣловыхъ стремленій, можетъ лучше вспомнить о тѣхъ, кто страдаетъ. Хотите вы примѣра? Ступайте въ больницы и посмотрите, съ какимъ горячимъ нетерпѣніемъ больные ждутъ воскреснаго дня; они знаютъ, что въ этотъ день найдется время для свиданія съ ними, что они почувствуютъ благотворное вліяніе симпатіи, что къ ихъ страданіямъ не присоединится горькое сознаніе одиночества. Представьте-же себѣ, что такое утѣшеніе происходить въ этотъ день повсюду, гдѣ есть человѣческое страданіе и скорбь. Да, если суббота создана для человѣка, то она въ особенности создана для больного и бѣднаго человѣка, и, хотя-бы только за это одно, нужно благословлять Того, Кто намъ ее даровалъ!

Но мы не забываемъ, братіе, что обращаемся къ христіанамъ. Вотъ почему намъ хотѣлось-бы побесѣдовать съ вами на почвѣ чисто религіозной, гдѣ въ особенности мы познаемъ значеніе воскреснаго дня.

Вы — христіане. Это значитъ, что вы желаете служить Богу, искупившему васъ, возвѣщать о Немъ на землѣ, обращать къ Нему души братьевъ вашихъ и тѣмъ пріуготовлять Его царство. Но можно ли это сдѣлать безъ воскреснаго дня, безъ распространенія поученій, безъ искренняго исповѣданія евангелія, внѣ общенія съ церковью? Ослабляя уваженіе къ воскресному дню, вы наносите вредъ всему этому. Какъ вѣровать въ того, говоритъ апостолъ, кого не слыхали? Какъ слышать безъ проповѣдующаго? (Римл. X. 14). Какъ повѣрятъ они во все это, если они не имѣютъ времени, чтобы слышать провозглашеніе истины? Итакъ, вотъ что происходитъ нынѣ! Мы нерѣдко бывали свидѣтелями того, какъ, при первой возможности къ христіанской бесѣдѣ, рабочіе классы постепенно проявляли къ евангельскому ученію сочувственный интересъ. Наши малѣйшія усилія на этомъ обширномъ поприщѣ приносили плоды. Казалось, что Самъ Богъ призывалъ насъ къ этому дѣлу, и оно обѣщало обильную жатву. Но между этими душами и нами стала, какъ стѣна, воскресная работа, это рабство для бѣдняка, отъ котораго онъ самъ по себѣ не въ силахъ освободиться.

Итакъ, для жизни внутренней и духовной также требуется особый день; безъ этого благочестіе идетъ по ложной дорогѣ. Намъ необходимъ такой день отдыха, въ который земная суета должна смолкнуть, предоставивши доступъ голосу Божію.

Что мы сказали о каждой отдѣльной душѣ, то не примѣняется-ли еще съ большею силой къ жизни церкви, къ религіи вообще? Почему къ нашимъ церковнымъ богослуженіямъ нерѣдко замѣчается такъ мало усердія и сердечнаго влеченія? Что означаютъ эти опаздыванія къ началу службы, какъ не равнодушіе къ духовнымъ интересамъ? Почему это разсѣянное вниманіе, когда дѣло идетъ о молитвѣ и чтеніи слова Божія? Все это происходитъ отъ того, что наше благочестіе, безъ наставленія и правилъ, оскудѣваетъ, что низменными влеченіями и интересами дня наше нравственное чувство подрывается, что, постоянно возвращаясь къ занимающему насъ интересу, мы смотримъ на воскресенье, какъ на день обыкновенный, будучи увлекаемы къ своимъ кумирамъ привычными мыслями и излюбленными мечтами, вслѣдствіе чего и возносимъ къ Богу сердце и умъ, уже отданные и подчиненные безвозвратно міру.

III. Итакъ, братіе, мы прослѣдили за свидѣтельствами опыта; они, какъ нельзя болѣе, подтверждаютъ слова Христа: суббота для человѣка. Мы видѣли, какъ попираютъ ногами Божественное постановленіе и сколько небесной благодати теряется такимъ образомъ отъ нашего нерадѣнія.

Православные христіане! Будемъ же отнынѣ строго и неуклонно праздновать день воскресный и всѣ прочіе праздничные дни, установленные св. церковію къ нашему, земному счастію и вѣчному спасенію. (Сост. свящ. Г. Д—ко по Бесѣд. Б—е и др. источн.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 681-683.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0