Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 12 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ декабрь.
Шестой день.

Поуч. 6-ое. Святитель Николай Чудотворецъ.

(О празднованіи воскресныхъ и праздничныхъ дней по указанію слова Божія и Церкви).

I. Святитель Николай, нынѣ прославляемый св. церковію, былъ примѣромъ вѣры, образцомъ кротости и учителемъ воздержанія и прочихъ христіанскихъ добродѣтелей. Изъ жизнеописаній его извѣстно, что, проводя святую и богоугодную жизнь во всѣ дни, онъ особенно святилъ воскресные и праздничные дни сугубою молитвою дома и въ храмѣ и сугубыми дѣлами христіанскаго милосердія ко всѣмъ бѣднымъ и несчастнымъ. Такимъ образомъ, этотъ великій угодникъ Божій, какъ и прочіе святые, является обличителемъ тѣхъ, кои нарушаютъ покой воскресныхъ и праздничныхъ дней и не только ихъ не проводятъ по-христіански — въ молитвѣ, въ дѣлахъ благотворенія и въ отдыхѣ отъ обычныхъ дѣлъ житейской суеты, но еще стараются оскорбить ихъ разными нечистыми удовольствіями, неприличными даже и простымъ днямъ. (См. Ч. М, 6 дек.).

II. Мы не колеблясь скажемъ, что среди жизни христіанъ есть пробѣлъ, плачевныя послѣдствія коего недостаточно принимаются къ свѣдѣнію, — пробѣлъ, состоящій въ томъ, что недостаточно обращаютъ вниманіе на четвертую заповѣдь закона Божія, предписывающую празднованіе воскреснаго дня и прочихъ установленныхъ православною церковію праздниковъ. Посему мы считаемъ себя обязанными призвать къ этому предмету все ваше, бр., вниманіе. Вы, бр., узнаете сами, преувеличиваемъ ли мы значеніе этого предмета, и увидите, что здѣсь дѣло идетъ совсѣмъ не о внѣшней сторонѣ вопроса, какъ утверждаютъ, но касается одного изъ главнѣйшихъ условій христіанской жизни, — повиновенія церкви и служенія справедливости.

Нашъ планъ будетъ очень простъ. Мы укажемъ прежде всего на священное писаніе, какъ главнѣйшій источникъ нашего ученія, а затѣмъ обратимся къ свидѣтельству церкви, и тогда предъ нами возстанетъ то важное значеніе, какое имѣетъ въ жизни христіанина воскресный и праздничный день.

а) Открывъ книгу Бытія, мы читаемъ первыя страницы этой простой и великой книги, въ которой зиждется свѣтъ невѣдомый древнему міру, свѣтъ освѣщающій глубокую тьму нашихъ судебъ. Въ срединѣ библейскаго повѣствованія, гдѣ все имѣетъ свое значеніе, мы находимъ и то, что Богъ, совершивъ къ седьмому дню дѣла Свои, которыя Онъ дѣлалъ, почилъ въ день седьмой отъ всѣхъ дѣлъ Своихъ, и благословилъ Богъ седьмой день, и освятилъ его; ибо въ оный почилъ отъ всѣхъ дѣлъ Своихъ, которыя творилъ и созидалъ (Быт. II, 2—3).

И такъ какъ очевидно, что Богъ не нуждался въ покоѣ, то что же изъ этого слѣдуетъ, какъ не то, что это постановленіе имѣло въ виду человѣка, т.-е., что суббота, какъ это возвѣщаетъ І. Христосъ, дана для человѣка, который съ самыхъ древнихъ временъ и праздновалъ ее, гораздо ранѣе, чѣмъ въ формѣ закона празднованіе субботняго покоя было узаконено на Синаѣ. Вотъ первоначальная основа установленія дня покоя!

И такъ передъ нами Божественное постановленіе: суббота для человѣка, — для человѣка всѣхъ временъ и мѣстъ. Мы прибавимъ: для человѣка до паденія его. Если она была необходима для него въ состояніи невинности его, то не нуждался ли въ ней тѣмъ болѣе человѣкъ падшій, человѣкъ подчиненный плоти, видимому міру, суровой необходимости труда, наконецъ, грѣху, который постоянно изглаживаетъ изъ его сердца образъ Божій и сознаніе высокаго человѣческаго назначенія?

Въ книгѣ «Исходъ» (гл. XVI. 23-30) въ первый разъ упоминается о субботѣ, и это упоминаніе лишь предшествовало еврейскому закону. Самый способъ, съ какимъ Моисей напоминаетъ объ этомъ постановленіи израильтянамъ, по поводу сбора манны наканунѣ этого дня, показываетъ, что онъ отнюдь не даетъ имъ новой заповѣди, но возстановляетъ старую, ослабленную и, быть можетъ, забытую среди тяжкихъ работъ въ Египтѣ. Теперь же въ пустынѣ, на свободѣ, можно и должно было ее возстановить. Почему и самое выраженіе, въ которомъ предписывается четвертая заповѣдь: помни день субботній, еже святити его, показываетъ, что помнятъ лишь только то, что уже знаютъ; какъ и берегутъ лишь то, что имѣютъ. Поэтому нельзя приписывать синайскому законодательству того постановленія, которое оно само переноситъ за 25 вѣковъ назадъ и заимствуетъ изъ первыхъ преданій человѣчества. Очевидно, что еще раньше синайскаго закона учрежденіе и соблюденіе дня покоя было извѣстно и примѣняемо даже за предѣлами еврейскаго народа, всюду являясь постановленіемъ всемірнымъ и вѣчнымъ. Вѣка его не уничтожили; оно остается такимъ же необходимымъ и священнымъ для насъ и въ нашей дѣловой жизни, и въ шумной цивилизаціи, какимъ было у первыхъ вѣрующихъ, вносившихъ съ собою подъ шатеръ пустыни вѣру въ Бога, первоначальныя преданія міра и будущность человѣчества.

Самая строгость его указываетъ намъ, на сколько Богъ считалъ необходимымъ это постановленіе для религіознаго воспитанія избраннаго Имъ народа. Но, узнавъ отъ св. ап. Павла, что мы не подъ закономъ, а подъ благодатію (Римл. VI. 15), не будемъ относиться легкомысленно къ этому древнему постановленію. Здѣсь наиболѣе достойно замѣчанія то, что учрежденіе субботы нашло себѣ мѣсто въ Десятословіи вмѣсто того, чтобы смѣшаться со множествомъ различныхъ мелкихъ предписаній Моисеева закона Десятословіе въ краткой, но чудной формѣ излагаетъ весь нравственный законъ, и всѣ требованія, заключающіяся въ немъ, имѣютъ прямое отношеніе къ религіозной жизни каждаго человѣка, который пожелалъ бы въ какую угодно эпоху служить Господу Богу. Такимъ образомъ, видя, что соблюденіе дня покоя занимаетъ такое видное мѣсто и предписывается въ такой настойчивой и точной формѣ, мы заключаемъ, что оно зиждется на самыхъ коренныхъ условіяхъ религіозно-нравственной жизни человѣка и должно имѣть значеніе вѣчное.

Но законъ, самъ по себѣ, при всей его суровости, соотвѣтствовалъ обрядолюбивому еврейскому уму, фарисеи прибавили свои мелочныя предписанія; съ точностью опредѣлили, какія дѣла должно дозволить въ этотъ день, разсчитали даже число шаговъ, которое можно было сдѣлать, и рѣшили, что, вмѣсто заботъ о больномъ, лучше оставить его умирать, прославляя Бога своимъ полнымъ бездѣйствіемъ.

І. Христосъ Своимъ ученіемъ освободилъ насъ отъ подобнаго фарисейства. Онъ разрушилъ сборники ихъ наставленій и предписаній. Искупленные благодатію мы не находимся болѣе подъ игомъ закона и его обрядовыхъ предписаній. Но если І. Христосъ снялъ съ еврейской субботы ея подзаконный обрядовой и чисто внѣшній характеръ, слѣдуетъ ли изъ этого, что Онъ осудилъ самое установленіе субботы?

Напротивъ, Онъ ему возвращаетъ его всемірное и вѣчное значеніе сими достопамятными словами: суббота для человѣка. Онъ лишь возводитъ насъ этимъ выраженіемъ къ первоначальному установленію этого дня. Въ различныхъ случаяхъ Онъ указываетъ намъ, въ какомъ духѣ этотъ день долженъ праздноваться. Допуская Своихъ учениковъ срывать колосья для пропитанія, Онъ тѣмъ разрѣшаетъ крайне необходимое дѣло житейской потребности; исцѣляя больныхъ, Онъ благословляетъ этимъ дѣла милосердія; не запрещая вытаскивать овцы, осла или вола, упавшихъ въ яму или колодезь (Мѳ. XII. 11; Лук ХІѴ. 5), показываетъ, что Онъ Господинъ субботы и что если дѣло касается служенія Богу, то мы можемъ быть призваны въ этотъ день къ самымъ тяжелымъ и труднымъ подвигамъ.

б) Первобытная церковь наслѣдуетъ духъ своего Учителя: она отказывается отъ внѣшняго соблюденія еврейской субботы и повинуется предписаніямъ апостола, который ясно говоритъ тѣмъ сердцамъ, которыхъ подобная мысль могла устрашить: никто да не осуждаетъ васъ за субботу (Кол. II. 16). И какъ бы желая показать, что церковь пользуется дарованною ей духовною свободой, она измѣняетъ день отдыха: день, посвященный Отцу, она смѣло посвящаетъ Сыну, празднуя память воскресенія І. Христа, которымъ все обновилось. Сама церковь еще во времена апостоловъ освятила первый день недѣли. Такъ въ книгѣ «Дѣяній апостольскихъ» мы ясно видимъ этотъ день установленнымъ для «преломленія хлеба» (Дѣян. XX. 7). Этотъ обычай немедленно вводится въ церквахъ, основанныхъ св. ап. Павломъ, и это ясно доказывается тѣмъ обстоятельствомъ что, во время своего пребыванія въ Троадѣ, св. ап. Павелъ, не смотря на то, что спѣшилъ продолжать свой путь, остался дожидаться перваго дня недѣли, когда ученики собрались для преломленія хлѣба, и бесѣдовалъ съ ними до полночи (Дѣян. XX. 7). Это является, хотя косвеннымъ, но, какъ намъ кажется, довольно яснымъ доказательствомъ того, что этотъ день установили, т. е. перенесли празднованіе съ субботы на воскресенье, первые христіане. Въ апостольскихъ посланіяхъ мы находимъ увѣщанія, относящіяся къ милосердію особенно въ этотъ день; наконецъ послѣдняя книга свящ. писанія — Апокалипсисъ намъ говоритъ въ своихъ первыхъ стихахъ, что въ одинъ изъ воскресныхъ дней св. апостолъ и евангелистъ Іоаннъ, сосланный на Патмосъ, имѣлъ видѣніе, о которомъ онъ разсказываетъ, называя этотъ день прямо днемъ воскреснымъ (Откр. I. 10). (См. Бесѣды Берсье).

Вотъ, братія, ученіе св. писанія относительно дня покоя. День этотъ, какъ мы видѣли, сохранялся во всѣ времена у Богомъ избраннаго народа, и если въ нѣкоторые періоды онъ принималъ характеръ формальный, то тѣмъ не менѣе изъ той же еврейской формы онъ возрождается въ новомъ завѣтѣ какъ постановленіе Божественное, всемірное и вѣчное.

Если бы мы пожелали прослѣдить за чествованіемъ его въ теченіе всѣхъ первыхъ вѣковъ христіанства, мы показали бы, какимъ уваженіемъ онъ былъ всегда окруженъ въ церкви и могли бы представить не одно доказательство того удивленія, которое испытывали язычники, видя первыхъ христіанъ, прекращавшихъ всякую работу въ этотъ день и посвящавшихъ его всецѣло Богу. Но и этихъ данныхъ достаточно для нашего убѣжденія въ томъ, что соблюденіе воскреснаго дня не есть только роскошь или внѣшняя привиллегія, какъ многіе изъ христіанъ думаютъ, но долгъ, основанный на Божественномъ законѣ, и что, произвольно нарушая этотъ день, мы не только пренебрегаемъ дарованнымъ намъ благомъ, но и прямо нарушаемъ Божественное постановленіе.

III. Пусть же эта мысль, возлюбленные братія, отнынѣ озаритъ наши сердца, возвративъ насъ къ точному выполненію Божественной заповѣди! (Сост. свящ. Г. Дьяченко по указ. источн.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 678-680.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0